Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического
формирования зависимости…………………………………………………
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и
методические основы социально-
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит
в том, злоупотребление психоактивными
веществами является одной из наиболее
острых проблем современного российского
общества. В условиях политической
и социально-психологической нестабильности
возникает почва для социально-негативных
явлений, таких как преступность, падение
нравов, наркомания, алкоголизм. Неуверенность
в завтрашнем дне, девальвация культурных
ценностей, неспособность подростков
справляться с жизненными трудностями,
а также все вытекающие из этого последствия
лежат в основе предпосылок, ведущих к
наркомании и алкоголизму.
Эффективность реабилитационных
программ недостаточно высока, поэтому
современный подход к решению
проблемы злоупотребления ПАВ
Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
Объект: методология создания тренинга.(тренинг как психологическая техника…)
Предмет: тренинг по профилактике зависимого поведения.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи психологов, разрабатывающих проблему формирования зависимого поведения, таких как, Гусева Н.А., Завьялов В.Ю., Малкина-Пых И.Г.
Для разработки тренинга нами была проработана литература таких авторов как : Вачков И.В., Анн А.Ф., Килина И.А., Сирота Н.А. и Ялтонский В.М.
1.1.Сущность психологического и физиологического формирования зависимости
Зависимости – одна из
самых насущных проблем здоровья,
и она может иметь социальные,
биологические и
И.Г. Малкина – Пых указывает на то, что основным проявлением психологической зависимости является навязчивое влечение, для которого характерны постоянные или периодически поиски вещества, постоянные мысли о нем, подъем настроения в предвкушении приема, чувство подавленности, неудовлетворенности в его отсутствии. Психическое влечение меняет социальную ориентацию человека и перестраивает межличностные отношения[9].
На данный момент, авторами
выделено несколько моделей
В отличие от биологических моделей, акцентирующих внимание на биологических механизмах развития зависимости, в социологическом направлении аддикция объясняется внешними по отношению к индивиду причинами. В зависимости от уровня «локализации» внешних причин злоупотребления ПАВ Н.А. Гусева рассматривает микросоциальную и макросоциальную модели. Соответственно микросоциальной модели[6], злоупотребление ПАВ вызвано нарушением в межличностных взаимоотношениях. Данная концепция предполагает профилактику злоупотребления ПАВ, основанную на значимом окружении человека. Микросоциальная модель вошла в Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Макросоциальная модель связывают употребление наркотических веществ с функционированием общества в целом, где производство, распространение и потребление наркотических веществ как особые социальные явления несут определенную функциональную нагрузку. Эти явления могут рассматриваться с точки зрения правового, социально-экономического и социокультурного подходов. Так, в соответствии с социокультурной моделью макросоциального подхода, употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте связывается с чувством недостаточной идентичности. Другая модель в рамках макросоциальной концепции рассматривает связь особенностей функционирования общества и употребление наркотиков как причинно-следственную. Наиболее часто исследователями в качестве социальной причины распространения аддиктивных расстройств отмечается ухудшение социально-экономического положения современного российского общества, а также явления духовного вакуума и отсутствие единой системы ценностно-смысловых ориентаций. Кризис существовавшей системы ценностей и культурных норм приводит к обострению «экзистенциальной тревоги». Человек без достаточной поддержки со стороны социальных институтов (государства, семьи, церкви, системы воспитания) вынужден формировать собственную систему ценностей и норм. Оборотной стороной свободы самовыражения современного человека является одиночество, изоляция и отчужденность, а также утрата чувства безопасности, что может спровоцировать обострение инфантильной потребности в зависимых отношениях и, в свою очередь, способствовать формированию зависимости от ПАВ.
Н.А. Гусева отмечает, что на данный момент наиболее ярко выраженной является модель аффективного обучения в психологическом направлении[6]. В этой модели говорится о том, что зависимость от психоактивных веществ чаще развивается у людей, имеющих предрасполагающие личностные дефициты. В настоящее время, эта модель, включается в модель «формирование жизненных навыков». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнь, развивать позитивную адаптацию к социальному окружению и вносить изменения в окружающую среду в соответствии с интересами и потребностями индивида. Эта модель основывается на когнитивно – поведенческом подходе: теории социального научения А. Бандуры и теории проблемного поведения Р. Джессора. Согласно теориям, выдвинутым данными авторами, важнейшим фактором развития тех или иных форм поведения является социальная среда.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют основные этапы аддикции. Это может быть изменение психического состояния в виде повышения настроения в момент приема вещества и фиксация в сознании этой связи, установление определенной последовательности использования средств аддикций и определенной частоты реализации аддиктивного поведения. А также развитие аддиктивного поведения как интегральной части личности и его доминирование с изменением стиля жизни и отношений с окружающими, отсутствие удовольствия от аддиктивного поведения и разрушение психических, биологических и физиологических процессов в организме. [9]
По мнению Короленко Ц.П., Красильникова Г.Т. и Гирича Я.П. ведущую роль в формировании аддиктивных расстройств играют определенные психологические особенности человека. Они выделяют такие качества как: снижение переносимости трудностей в повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность поведения; зависимость; тревожность.[9]
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
Как указывает Обухова Л.Ф. (Ш. Бюлер) ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, к этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений «к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядочений' повседневной жизни». Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Как наиболее обычные способы поведения она описывает «пассивную меланхолию» и «агрессивную самозащиту». Следствие всех этих явлений — общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.[11]
Подросток желает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Он отвергает свою принадлежность к детям. Драгунова Т.В. выделяет виды взрослости и один из них – это подражание внешним признакам взрослости, который заключается в аддиктивном поведении.[11]
Мухина В.С. считает, что многие подростки пробуют алкоголь и наркотики из любопытства. Она также указывает на то, что подростки довольно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и поэтому, у них быстро возникает зависимость. Подростки нередко превращают зависимость в форму своего самоутверждение, тем самым пытаясь заглушить внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.[10]
Как указывает Малкина – Пых, основной причиной уязвимости подросткового возраста является неустойчивость Я – концепции, так как она формируется под воздействием социального окружения и предопределяет взаимодействие подростка с ним. Из этого следует, что, чем нестабильнее социальные факторы, тем менее устойчива Я – концепция подростка.[9]
Личко А.Е. выделяет еще один мотив употребления ПАВ: нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует.[1]
Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам