Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРС.рАДКЕВИЧ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ

1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5

1.2. Особенности подросткового  возраста, способствующие формированию  зависимостей

1.3. Теоретические и  методические основы социально-психологического  тренинга по предупреждению вредных  привычек у подростков

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ

2.1. Ход и организация  исследования

2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 
        Актуальность темы исследования состоит в том, злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. В условиях политической и социально-психологической нестабильности возникает почва для социально-негативных явлений, таких как преступность, падение нравов, наркомания, алкоголизм. Неуверенность в завтрашнем дне, девальвация культурных ценностей, неспособность подростков справляться с жизненными трудностями, а также все вытекающие из этого последствия лежат в основе предпосылок, ведущих к наркомании и алкоголизму.

Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому  современный подход к решению  проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы. Среди современных подходов к профилактике употребления психоактивных веществ отмечают следующие: подход, основанный на распространении информации о психоактивных веществах; на аффективном (эмоциональном) обучении; на роли социальных факторов; на формировании жизненных навыков; устойчивой системы ценностно-смысловых ориентаций, основ здорового образа жизни и другие подходы.  Профилактика зависимости рассматривается нами как стимулирование и поддержка обращения детей и подростков к своим собственным чувствам и желаниям, активного участия в создании своего жизненного пространства. Необходимо помочь им не только выработать навыки самопознания, самоанализа, эмоционального контакта, диалогического взаимодействия, личностного самораскрытия, но и сформировать систему ценностно-смысловых ориентаций, которая осознавалась бы подростками как собственно личностная, внутренне принятая и являлась бы своеобразным антинаркотическим барьером.

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.

Объект: методология создания тренинга.(тренинг как психологическая техника…)

Предмет: тренинг по профилактике зависимого поведения.

В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:

  1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
  2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;
  3. Разработать программу тренинга по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для подростков.
  4. Провести тренинг
  5. Подобрать психологические тесты для оценки эффективности тренинга

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи психологов, разрабатывающих проблему формирования зависимого поведения, таких как, Гусева Н.А., Завьялов В.Ю., Малкина-Пых И.Г.

Для разработки тренинга нами была проработана литература таких  авторов как : Вачков И.В., Анн А.Ф., Килина И.А., Сирота Н.А. и Ялтонский В.М.

 

 

 

 

  1. Теоретический анализ литературы проблемы по психологическим механизмам формирования зависимости к психоактивным веществам

 

1.1.Сущность психологического и физиологического формирования зависимости

 

 

Зависимости – одна из самых насущных проблем здоровья, и она может иметь социальные, биологические и психологические  причины. Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современной медициной. Психоактивные вещества (ПАВ) – это любые вещества, которые при введении в организм человека оказывают влияние на психические процессы: восприятие, настроение, внимание, способность к познанию, поведение и т.д. Некоторые из психоактивных веществ отнесены к наркотическим (морфин, героин, амфетамин и др.), другие не отнесены (алкоголь, никотин, кофеин и т. д.).

И.Г. Малкина – Пых  указывает на то, что основным проявлением психологической зависимости является навязчивое влечение, для которого характерны постоянные или периодически поиски вещества, постоянные мысли о нем, подъем настроения в предвкушении приема, чувство подавленности, неудовлетворенности в его отсутствии. Психическое влечение меняет социальную ориентацию человека и перестраивает межличностные отношения[9].

На данный момент, авторами выделено несколько моделей злоупотребления  психоактивными веществами: биологические, социальные и т.д. Так, например, В.Ю. Завьялов, придерживаясь биологического подхода, выделяет модель болезни (соматомедицинскую модель)[7] злоупотребления психоактивными веществами. В этой модели он указывает на то, что злоупотребление психоактивными веществами является болезнью, в формировании которой  приоритетное значение имеют биологические факторы риска. Завьялов считает, что злоупотреблять психоактивными веществами начинают люди с предрасположенностью к зависимости от химических веществ. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в этой модели предполагает выявление лиц, имеющих повышенную уязвимость к действию психоактивных веществ, а также к проведению комплекса мер санитарного просвещения населения и психогигиены. В настоящее время исследователями признается ограниченность соматомедицинского подхода. Поэтому выделяют другой биологический подход: психиатрическую модель[6]. В данной модели зависимость рассматривается как симптом «скрытого» психического нарушения, а употребление психоактивных веществ как средство самолечения этого нарушения. Автор психиатрической модели, Ван Инен,  считает, что профилактика в соответствии с этой моделью должна основываться на определении и устранении истинных причин употребления.

В отличие  от биологических моделей, акцентирующих  внимание на биологических механизмах развития зависимости, в социологическом направлении аддикция объясняется внешними по отношению к индивиду причинами. В зависимости от уровня «локализации» внешних причин злоупотребления ПАВ Н.А. Гусева рассматривает микросоциальную и макросоциальную модели. Соответственно микросоциальной модели[6], злоупотребление ПАВ вызвано нарушением в межличностных взаимоотношениях. Данная концепция предполагает профилактику злоупотребления ПАВ, основанную на значимом окружении человека. Микросоциальная модель вошла в Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Макросоциальная модель связывают употребление наркотических веществ с функционированием общества в целом, где производство, распространение и потребление наркотических веществ как особые социальные явления несут определенную функциональную нагрузку. Эти явления могут рассматриваться с точки зрения правового, социально-экономического и социокультурного подходов. Так, в соответствии с социокультурной моделью макросоциального подхода, употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте связывается с чувством недостаточной идентичности. Другая модель в рамках макросоциальной концепции рассматривает связь особенностей функционирования общества и употребление наркотиков как причинно-следственную. Наиболее часто исследователями в качестве социальной причины распространения аддиктивных расстройств отмечается ухудшение социально-экономического положения современного российского общества, а также явления духовного вакуума и отсутствие единой системы ценностно-смысловых ориентаций. Кризис существовавшей системы ценностей и культурных норм приводит к обострению «экзистенциальной тревоги». Человек без достаточной поддержки со стороны социальных институтов (государства, семьи, церкви, системы воспитания) вынужден формировать собственную систему ценностей и норм. Оборотной стороной свободы самовыражения современного человека является одиночество, изоляция и отчужденность, а также утрата чувства безопасности, что может спровоцировать обострение инфантильной потребности в зависимых отношениях и, в свою очередь, способствовать формированию зависимости от ПАВ.

Н.А. Гусева отмечает, что  на данный момент наиболее ярко выраженной является модель аффективного обучения в психологическом направлении[6]. В этой модели говорится о том, что зависимость от психоактивных веществ чаще развивается у людей, имеющих предрасполагающие личностные дефициты.  В настоящее время, эта модель, включается в модель «формирование жизненных навыков». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнь, развивать позитивную адаптацию к социальному окружению и вносить изменения в окружающую среду в соответствии с интересами и потребностями индивида. Эта модель основывается на когнитивно – поведенческом подходе: теории социального научения А. Бандуры и теории проблемного поведения Р. Джессора. Согласно теориям, выдвинутым данными авторами, важнейшим фактором развития  тех или иных форм поведения является социальная среда.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют основные этапы аддикции. Это может быть изменение психического состояния в виде повышения настроения в момент приема вещества и фиксация в сознании этой связи, установление определенной последовательности использования средств аддикций и определенной частоты реализации аддиктивного поведения. А также развитие аддиктивного поведения как интегральной части личности и его доминирование с изменением стиля жизни и отношений с окружающими, отсутствие удовольствия от аддиктивного поведения и разрушение психических, биологических и физиологических процессов в организме. [9]

По мнению Короленко Ц.П., Красильникова Г.Т. и Гирича Я.П. ведущую роль в формировании аддиктивных расстройств играют определенные психологические особенности человека. Они выделяют такие качества как: снижение переносимости трудностей в повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность поведения; зависимость; тревожность.[9]

 

1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей

Подростковый  возраст относится к числу  переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Особенность протекания и проявления подросткового периода определяется конкретным социальными обстоятельствами жизни и развития подростков, его общественным положением в мире взрослых.

Специалисты считают, что в 90% случаев причины  возникновения подростковой зависимости от ПАВ лежат в семье, а точнее, они заложены в тех отношениях, которые эту самую семью имитируют. По мнению психологов, всевозможные подростковые зависимости образуются именно тогда, когда дети ощущают себя ненужными в семье, либо же наоборот, когда им оказывается гипертрофированное внимание родителей[6].

Предрасположенность может быть заложена в особенности  физического и психического развития, в определенном воспитании и специфическом круге общения, которые приводят к таким особенностям личности, как заниженная самооценка, невысокий интеллект, неразвитые способности, асоциальность, и, конечно, рано знакомят подростка с запретными плодами.

Как указывает Обухова Л.Ф. (Ш. Бюлер) ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, к этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений «к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядочений' повседневной жизни». Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Как наиболее обычные способы поведения она описывает «пассивную меланхолию» и «агрессивную самозащиту». Следствие всех этих явлений — общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.[11]

Подросток желает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться  взрослым. Он отвергает свою принадлежность к детям. Драгунова Т.В. выделяет виды взрослости и один из них – это подражание внешним признакам взрослости, который заключается в аддиктивном поведении.[11]

Мухина В.С. считает, что многие подростки пробуют алкоголь и наркотики из любопытства. Она также указывает на то, что подростки довольно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и поэтому, у них быстро возникает зависимость. Подростки нередко превращают зависимость в форму своего самоутверждение, тем самым пытаясь заглушить внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.[10]

Как указывает Малкина – Пых, основной причиной уязвимости подросткового возраста является неустойчивость Я – концепции, так как она формируется под воздействием социального окружения и предопределяет взаимодействие подростка с ним. Из этого следует, что, чем нестабильнее социальные факторы, тем менее устойчива Я – концепция подростка.[9]

Личко А.Е. выделяет еще один мотив употребления ПАВ: нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует.[1]

Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам