Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРС.рАДКЕВИЧ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Ведущий предлагает участникам ознакомиться с рассказом: «Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется ханкой», ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в этот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане, которая внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема.

После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице – Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педсовет, поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался всегда рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но с Катей отношения испортились».

2 этап. Участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям: 1. Кто вызывает наибольшую симпатию? 2. Чьи действия были наиболее правильными? Для этого группа делится на подгруппы по 4-5 чел., в которых осуществляется обмен мнениями (5-10 мин).

3 этап. Проводится общее обсуждение в режиме дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность», «наркомания», «дружба», «здоровье».

4. Упражнение “Слепой – поводырь”

Цель: осознание жизненной роли и позиции, формирование ответственного поведения, доброжелательных отношений в группе.

Ведущий: «Поделитесь на пары, в которых распределяются роли: «слепой» и «поводырь». Задание «поводырям»: «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром». Затем разойдитесь по комнате. «Поводырь» ведет «слепого» за собой, знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером кабинета. Через 5 мин происходит смена ролей. Правила: «слепой» до конца упражнения не открывает глаза, следует за «поводырем» молча; «поводырь» несет ответственность и бережно относится к «слепому»»

Ведущий предлагает поделиться своими ощущениями, определить в какой роли участникам было более комфортно; насколько они доверяли своему партнеру; что помогло осознать данное упражнение?

  1. Упражнение «Что вы действительно думаете?»

Цель: осознание мифов, представлений о психоактивных  веществах, развитие ценностных ориентаций, определяющих поведение подростков.

Ведущий предлагает группе, поделится на подгруппы по 4 чел., затем выдает карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди зачитывают эти предложения и высказываются «за» или «против», проводится обсуждение.

Предложения:

• Курение должно быть запрещено во всех публичных местах.

• Алкоголиков и наркоманов нужно изолировать от общества.

• Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы.

• Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей.

Время на работу в подгруппах – 10-15 мин. После этого участники делятся результатами обсуждения, подводится итог, например:

 

высказывания

Согласны

(кол-во участников)

Не согласны

(кол-во участников)

1

2

3

4

5

6

5

6

3

2

3

2


 

В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может оказывать влияние на принятие определенных решений (-, +) и поведение детей, подростков.

6. Групповое обсуждение. Ритуальное прощание.

 

Занятие 9. Альтернативная реклама

Цель: способствовать осознанию  подростками роли рекламы в процессе формирования установок, ценностно-смысловых ориентаций, моделей поведения.

Ритуальное приветствие.

Ведущий: «У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщенном виде через зрительный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуаций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его «Я», поэтому подростки должны уметь объективно оценивать рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств».

  1. Упражнение «Альтернативная реклама»

Цель: формирование осознанного  отношения к рекламе ПАВ.

Ведущий представляет участникам следующую информацию: «Обратите  внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только не вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям, благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий».

Задание: придумать рекламу  одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы правду о продукте, и нарисовать такую этикетку, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось пробовать содержимое. Время на рекламу: 15-20 мин. Например:

• алкоголь может вызвать  у вас рвоту;

• алкоголь может вызвать  у вас потерю сознания;

• алкоголь способствует развитию рака легких;

• алкоголь может привести вас к смерти на дорогах;

• если вы выпьете две  таблетки, голова будет светлая и  ясная 10 минут, тупая и свинцовая – 4 часа 30 минут;

• напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Затем участники представляют свою рекламу для комментариев.

Ведущий: «С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения, и что оно помогло вам понять/осознать?»

  1. Упражнение «Переубеждение»

Цель: формирование чувства  социальной ответственности, развитие социальной перцепции.

Ведущий просит уверенного в себе участника группы выйти  на несколько минут из помещения. После этого ведущий рисует на доске две параллельные линии, одна из которых немного длиннее другой. Выбирают 7-8 участников, которые всеми возможными способами будут убеждать “уверенного”, что обе линии одинаковой длины. Реципиент возвращается. Ведущий объясняет, что произошло в аудитории в его отсутствие и просит сравнить линии. Как только реципиент скажет, что одна из линий несколько короче другой, начинается процесс убеждения его в обратном (3-5 мин.). Затем ведущий вместе с участниками определяет, что означает понятие “влияние ровесников”, и как ровесники могут оказывать влияние на решение таких вопросов, как прием наркотиков, сексуальная жизнь, соответствующее питание и др.

Ведущий: «Что вы чувствовали в момент убеждения, насколько осознанно вы воспринимаете информацию, получаемую от сверстников и взрослых?»

3.Упражнение «Реклама в реальном мире»

Цель: формирование ответственного поведения, осознанного отношения к рекламе и ее влияния на поведение подростков.

Ведущий: «Разбейтесь на подгруппы из 3-5 чел, каждая пусть выберет способ рекламы (текст, рисунок), выполняет рекламный проект (15-20 мин). Затем предлагается провести конкурс/защиту рекламных проектов и их обсуждение.

4.Групповое обсуждение. Ритуальное прощание.

 

Занятие 10. Методы саморегуляции

Цель: повышение стрессоустойчивости  подростка, снятие внутреннего напряжения, тревожности.

Ведущий: «Это наше последнее  занятие. Теперь вспомним наше ритуальное приветствие».

  1. Упражнение «Животные»

Цель: настрой на работу в группе, создание доброжелательной атмосферы, развитие навыков невербального – вербального общения.

Ведущий просит группу поделиться на две подгруппы. Задание для участников первой: каждому по очереди изобразить животное с помощью невербальных средств. Остальные участники определяют название представленного животного. Задание для участников второй подгруппы: с помощью вербальных средств (крики, рычание) каждому представить известное всем животное, название которого определяет группа. Время на подготовку – 3 мин, демонстрацию – 1 мин.

Ведущий: «Как вы себя чувствовали  в роли животного? Тяжело ли было показать выбранного животного? Поделитесь впечатлениями».

  1. Игра «Рассмешить партнера»

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий: «Давайте попробуем  рассмешить друг друга. Разбейтесь на 2 подгруппы, первая садится на стулья, образуя внешний круг. Вторая – остается внутри круга, участники встают напротив партнера первой подгруппы. Задача внутреннего круга: рассмешить партнера, не касаясь его, при помощи вербальных и невербальных средств общения (1-2 мин). Затем происходит смена ролей».

Ведущий предлагает обсудить такие вопросы: «В каком кругу, «внешнем» или «внутренним», вы чувствовали себя более комфортно и почему?»

  1. Упражнение «Волны гравитации»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, повышение  стрессоустойчивости.

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и мысленно войти в мир с переменным полем гравитации. Колебания силы притяжения совпадают с ритмом дыхания человека: на вдохе она падает, делая тело почти невесомым, а на выдохе – быстро нарастает, сковывая мышцы ленивой неподвижностью. Вдох – состояние невесомости, выдох – все тело становится тяжелым, неподвижным и т. д. (3-5 мин).

Ведущий: «Поделитесь своими ощущениями, что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения и что сейчас?»

  1. Упражнение «Перевоплощение»

Цель: развитие творческого  воображения, способности к регуляции эмоциональных состояний, повышение стрессоустойчивости.

Ведущий дает задание  участникам: представить предмет, который выглядел бы как само овеществленное расслабление (перезрелая и едва не срывающаяся с ветки груша; гигантский маятник; тающее масло или мороженое и др.). Силой воображения “превратите” себя в то, что представили, ощутите себя этой вещью, погрузитесь в ее мир, проникнитесь настроением, ее “характером”. От лица этой вещи участник начинает рассказ о том, что происходит с ним в данный момент, свои переживания, в течение 1 мин. Затем прикосновением руки передает слово участнику слева, который начинает новое перевоплощение, итак, по кругу все участники перевоплощаются в те или иные предметы, помогающие им максимально расслабиться.

Ведущий: «Что вы чувствовали в роли выбранного вами предмета, что общего есть между вами и данным предметом (переживания, характер, мировосприятие и т. д.)?»

  1. Обсуждение и подведение итогов тренинговых занятий. Последнее ритуальное прощание.

 

Заключение

 

Теоретический анализ и эмпирическое исследование о профилактики злоупотребления психоактивными веществами  позволяют сделать следующие выводы:

В – первых, в настоящее время существует множество моделей формирования зависимого поведения, таких как соматическая, микросоциальная, макросоциальная и наиболее ярко выраженная на данный момент модель аффективного обучения. Также некоторые авторы указывают на этапы формирования злоупотребления психоактивными веществами. Так, например, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют основные этапы формирования аддиктивного процесса.

Во – вторых, мы рассмотрели основные особенности  подросткового возраста, способствующие формированию зависимого поведения. Предрасположенность может быть заложена в особенности физического и психического развития, в определенном воспитании и специфическом круге общения, которые приводят к таким особенностям личности, как заниженная самооценка, невысокий интеллект, неразвитые способности, асоциальность, и, конечно, рано знакомят подростка с запретными плодами. Также важным моментом являются взаимоотношения в семье.

В – третьих, при разработке тренинга важно учитывать  возрастные особенности участников таких мероприятий. Для подростков важно ощутить себя взрослыми, поэтому  следует учесть это при проведении занятий. Также занятия должны быть построены так, чтобы сперва сплотить группу, затем научить подростков адекватно воспринимать себя и окружающих и в конце, позволить им самим понять, насколько вредным и губительным является употребление психоактивных веществ.

Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам