Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Ведущий: «Давайте проведем такое упражнение. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя по вертикали, на каждую букву имени записывает понятия по теме: «Наркомания и здоровье» или «Алкоголь и здоровье», например:
Вино – В – Воля
Ерш - Е – Естественный
Риск – Р – Ритм
Алкоголь - А – Аэробика.
Время на выполнение упражнения – 5 мин, затем представьте свое «имя» группе».
Ведущий: «Скажите, по какой теме слова вызвали наибольшее затруднение при подборе к имени, и как вы считаете, с чем это связано?»
2. Теория. Походка. Рукопожатие
Ведущий: «Давайте я вам расскажу, что может нам сказать о человеке его походка.
- люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы без промедления ее реализовать;
- те, кто держит руки в карманах, даже в теплую погоду, скорее всего, критичны, им нравится подавлять других людей;
- человек, шагающий держа руки на бедрах, хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время;
- самодовольные, несколько помпезные люди выдают себя манерой ходить, их подбородок поднят вверх, руки двигаются, подчеркнуто интенсивно, ноги – словно деревянные;
- довольно твердая стойка, при которой вес тела приходится на одну ногу, а другая служит лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, некоторая расслабленность характеризует человека бдительного, с живыми реакциями, гибкого, непринужденного;
- стойка с широко
расставленными ногами
Рукопожатие: потные руки обычно указывают на нервозность, неуверенность человека; слабое, словно «дохлая рыбина», рукопожатие не нравится многим, хотя ведь могут быть и «смягчающие обстоятельства». Современное рукопожатие – это жест радушного приветствия: соединение ладоней означает открытость, откровенность, а прикосновение – единство, согласие. Для американцев типично “рукопожатие политических деятелей»: берут руку человека правой рукой и накрывают ее своей левой. Популярно и рукопожатие правой рукой, в то время как левая рука сжимает правое предплечье или плечо другого человека.
3.Игра «Рукопожатие»
Цель: развитие навыков невербального общения (такесика).
Ведущий: «А теперь закрепим полученную информацию игрой. Давайте выберем ведущего игры, которому завязывают глаза. А остальные по очереди, молча, подходят и пожимают ему руку. Задача ведущего – определить, кто из игроков пожал в данный момент руку. В конце игры определяют, кто правильно назвал наибольшее число участников, пожимая им руку.
После проведения игры ведущий спрашивает, по каким критериям определяли участника, которому пожимали руку?
4. Теория. Зоны общения.
Ведущий: «Еще я хотел бы вам рассказать о персональном пространстве. Доктор Эдвард Т. Холл, при изучении персонального пространства человека, ввел слово «проксемика», которое описывает его теории и наблюдения, касающиеся участков территории и того, как мы их используем. Он выделил следующие зоны:
1. Интимная дистанция – до 50 см. В интимной зоне вы хорошо чувствуете партнера, это ближе к близким, интимным отношениям между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.
2. Персональная дистанция – 40-150 см. В этой зоне вы можете удержать партнера за руку. Дальняя персональная дистанция называется пределом физического доминирования, она позволяет сохранить определенную неприкосновенность. Это расстояние между двумя беседующими на улице.
3. Социальная дистанция – 1,5-4 м: для деловых партнеров, руководителя и подчиненного, реализации функции управления.
4. Публичная дистанция 4-8 м и более. Ближняя зона – для собраний, дальняя – для выступлений политиков, для создания иллюзий с помощью языка тела.
5. Упражнение «Комфортная зона»
Цель: развитие навыков невербального общения (проксемика), определение индивидуальной зоны комфорта в процессе взаимодействия.
Ведущий: «Разбейтесь на пары. Ваша задача – в течение 5 мин определить индивидуальную комфортную зону. Для этого первый участник закрывает глаза, а второй начинает приближаться к нему сначала спереди, затем со стороны спины. Участник с закрытыми глазами должен почувствовать приближение другого и зафиксировать зону нарушения комфорта, произнеся: «Стоп!». Второй участник отмечает это расстояние с помощью карандаша или мела впереди и со стороны спины. Затем – смена ролей».
Ведущий: «Поделитесь своими данными, полученными, при определении комфортной зоны и проанализируйте их».
6. Теория. Присоединение к группе
Ведущий: «Приемы присоединения к большой группе, аудитории можно классифицировать по следующим основаниям:
- присоединение к эмоциям: демонстративно (невербально и вербально) изображаете то же самое эмоциональное состояние, которое наблюдается у группы, отдельного собеседника;
- на уровне разделения
ценностей: представляет
- на уровне разделения реальности: оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа: «Я вместе с вами испытываю беспокойство за будущее нашей молодежи»;
- с ведением по шаблону «5-4-3-
- по позе, походке, жестам, дыханию и др.»
7. Упражнение “Присоединение”
Цель: отработка техник присоединения в процессе взаимодействия.
Ведущий: «Давайте проведем упражнение на отработку техник присоединения в процессе взаимодействия. Итак, группа разбейтесь на 2 подгруппы. В первой – каждый участник принимает удобную для него позу, а участники второй подгруппы должны полностью скопировать позу сидящего напротив участника (3мин). Смена ролей. На втором этапе проводится присоединение по жестам в ходе общения (3 мин). Смена ролей. На третьем этапе группа разбивается на пары. Задача – один из участников копирует походку другого (3 мин), и далее происходит смена ролей.»
Ведущий спрашивает участников, насколько комфортно чувствовал себя каждый в процессе присоединения; насколько прочувствовали своего партнера, его эмоциональное и телесное состояние?
8.Групповое обсуждение. Подведение итогов занятия. Ритуальное прощание.
Занятие 5. Выработка навыков защитного поведения
Цель: способствовать осознанию участниками проблемы наркозависимости, формированию навыков защитного поведения.
Ведущий предлагает участникам тренинга провести ритуальное приветствие.
1.Теория. «А что потом?»
Ведущий: «Сегодня я бы хотел рассказать вам немного о наркомании. В словаре С. И. Ожегова «наркомания» – болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам и приводящая к тяжелым нарушениям функций организма[10]. По данным ВОЗ наркоманом считают человека, состояние которого соответствует нескольким условиям: в связи с часто повторяемым приемом наркотических веществ у наркомана возникает состояние периодической или постоянной интоксикации, представляющей опасность для него и его окружения; ввиду нарастающей толерантности (выносливости) наркоман постоянно повышает дозу вещества для получения желаемого наркотического эффекта; наблюдается выраженная психическая и физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в неодолимом влечении к наркотику; неодолимое влечение к наркотику вынуждает наркомана добиваться его приобретения любыми способами. Таким образом, в развитии наркозависимости выделяют следующие этапы: экспериментирование; эпизодическое или периодическое употребление; формирование психической и физической зависимости.
Все знают о том, что
наркомания очень опасна. Однако многие
подростки имеют
- медицинские: депрессия, передозировка, судороги, воспаление вен, заражение крови, гепатит, врожденные дефекты, СПИД;
- социальные: домашние скандалы, потеря друзей, кражи, аресты, побои;
- психологические:
а) привыкание – постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать (психическая зависимость); чтобы не испытывать физических страданий в период лишения наркотика, необходимо регулярное введение его во все возрастающих дозах (физическая зависимость);
б) страхи – у наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным; страх за свое здоровье; из-за долгов и т. п. Безотчетный и необъяснимый страх может возникнуть в период воздержания;
в) самоубийство – страхи, депрессии, “ломки” и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийство».
2.Тест «Зависимость»
Ведущий: «А теперь давайте проведем тест. Каждый, в течение 10-15 мин, предлагает свой вариант окончания предложения:
Ведущий: «Подумайте и отметьте типичные и наиболее отличные точки зрения на тему Зависимость».
3.Упражнение «Мифы»
Цель: отработка мифов, стереотипов восприятия проблемы наркомании, формирование антинаркотических установок, зрелой личностной позиции в отношении наркомании и наркоманов.
Ведущий: «А теперь поговорим о наркомании. Я вам даю ряд высказываний, относящихся к теме наркомании:
1. Достаточно один раз употребить наркотик, чтобы стать наркоманом.
2. Наркомания – не болезнь, а распущенность.
3. Все наркоманы – преступники.
4. Наркотики помогают снять напряжение.
5. Марихуана совершенно безопасна.
В комнате мы повесим 3 таблички с надписями: «Да», «Нет», «Может быть». В течение 2-3 минут обдумайте свою позицию по поводу представленного высказывания. Затем вам необходимо встать под той табличкой, которая соответствует вашей позиции, то есть, группа разбивается на три подгруппы».
Ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая подгруппа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее представленное ведущим высказывание.
4.Игра «Табу»
Цель: способствовать формированию ответственного поведения и отношения к запретам, ограничениям.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя…»,- говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая свое отношение мимикой и жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.
Ведущий: «Поделитесь своими ощущениями; что вы чувствуете, когда вам что-либо запрещают и с чем это связано?»
5.Ролевая игра «Отказ»
Цель: формирование навыков ассертивного общения и поведения.
Ведущий: «Пусть выйдут двое желающих. Вы должны принять на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить подругу выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы, другая должна отказаться. Продолжительность взаимодействия – 10 мин.»
По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.
Во время обсуждения игры участникам предлагается ответить на два вопроса:
- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?
- Что внутренне помогало вам отказаться?
Возможно проигрывание
данной ситуации в парах со сменой
ролей и последующим обсуждение
Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам