Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРС.рАДКЕВИЧ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Ведущий: «Давайте проведем такое упражнение. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя по вертикали, на каждую букву имени записывает понятия по теме: «Наркомания и здоровье» или «Алкоголь и здоровье», например:

         Вино – В – Воля

         Ерш -  Е – Естественный

          Риск – Р – Ритм

Алкоголь -  А – Аэробика.

Время на выполнение упражнения – 5 мин, затем представьте свое «имя» группе».

Ведущий: «Скажите, по какой теме слова вызвали наибольшее затруднение при подборе к имени, и как вы считаете, с чем это связано?»

2. Теория. Походка. Рукопожатие

Ведущий: «Давайте я вам  расскажу, что может нам сказать  о человеке его походка.

- люди, которые ходят  быстро, размахивая руками, имеют  ясную цель и готовы без промедления ее реализовать;

- те, кто держит руки  в карманах, даже в теплую погоду, скорее всего, критичны, им нравится подавлять других людей;

- человек, шагающий  держа руки на бедрах, хочет  достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время;

- самодовольные, несколько  помпезные люди выдают себя  манерой ходить, их подбородок  поднят вверх, руки двигаются,  подчеркнуто интенсивно, ноги – словно деревянные;

- довольно  твердая стойка, при которой вес  тела приходится на одну ногу, а другая служит лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, некоторая расслабленность характеризует человека бдительного, с живыми реакциями, гибкого, непринужденного;

- стойка с широко  расставленными ногами означает  потребность в самоутверждении, высокую самооценку.

Рукопожатие: потные руки обычно указывают на нервозность, неуверенность человека; слабое, словно «дохлая рыбина», рукопожатие не нравится многим, хотя ведь могут быть и «смягчающие обстоятельства». Современное рукопожатие – это жест радушного приветствия: соединение ладоней означает открытость, откровенность, а прикосновение – единство, согласие. Для американцев типично “рукопожатие политических деятелей»: берут руку человека правой рукой и накрывают ее своей левой. Популярно и рукопожатие правой рукой, в то время как левая рука сжимает правое предплечье или плечо другого человека.

3.Игра «Рукопожатие»

Цель: развитие навыков  невербального общения (такесика).

Ведущий: «А теперь закрепим полученную информацию игрой. Давайте выберем ведущего игры, которому завязывают глаза. А остальные по очереди, молча, подходят и пожимают ему руку. Задача ведущего – определить, кто из игроков пожал в данный момент руку. В конце игры определяют, кто правильно назвал наибольшее число участников, пожимая им руку.

После проведения игры ведущий спрашивает, по каким критериям определяли участника, которому пожимали руку?

4. Теория. Зоны общения.

Ведущий: «Еще я хотел бы вам рассказать о  персональном пространстве. Доктор Эдвард Т. Холл, при изучении персонального пространства человека, ввел слово «проксемика», которое описывает его теории и наблюдения, касающиеся участков территории и того, как мы их используем. Он выделил следующие зоны:

1. Интимная дистанция – до 50 см. В интимной зоне вы хорошо чувствуете партнера, это ближе к близким, интимным отношениям между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

2. Персональная дистанция – 40-150 см. В этой зоне вы можете удержать партнера за руку. Дальняя персональная дистанция называется пределом физического доминирования, она позволяет сохранить определенную неприкосновенность. Это расстояние между двумя беседующими на улице.

3. Социальная дистанция – 1,5-4 м: для деловых партнеров, руководителя и подчиненного, реализации функции управления.

4. Публичная дистанция  4-8 м и более. Ближняя зона – для собраний, дальняя – для выступлений политиков, для создания иллюзий с помощью языка тела.

5. Упражнение «Комфортная зона»

Цель: развитие навыков  невербального общения (проксемика), определение индивидуальной зоны комфорта в процессе взаимодействия. 

Ведущий: «Разбейтесь на пары. Ваша задача – в течение 5 мин определить индивидуальную комфортную зону. Для этого первый участник закрывает глаза, а второй начинает приближаться к нему сначала спереди, затем со стороны спины. Участник с закрытыми глазами должен почувствовать приближение другого и зафиксировать зону нарушения комфорта, произнеся: «Стоп!». Второй участник отмечает это расстояние с помощью карандаша или мела впереди и со стороны спины. Затем – смена ролей».

Ведущий: «Поделитесь своими данными, полученными, при определении комфортной зоны и проанализируйте их».

6. Теория. Присоединение к группе

Ведущий: «Приемы присоединения к большой группе, аудитории можно классифицировать по следующим основаниям:

- присоединение к эмоциям:  демонстративно (невербально и вербально) изображаете то же самое эмоциональное состояние, которое наблюдается у группы, отдельного собеседника;

- на уровне разделения  ценностей: представляет группе  точку зрения в отношении оратора: «Меня заботит то же, что и вас», «Я – один из вас, россиян»;

- на уровне разделения  реальности: оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа: «Я вместе с вами испытываю беспокойство за будущее нашей молодежи»;

- с ведением по шаблону «5-4-3-2-1»: к каждому описанию актуальной реальности присоединяете речевую связку («и», «в то время как», «это заставляет вас»);

- по позе, походке,  жестам, дыханию и др.»

7. Упражнение “Присоединение”

Цель: отработка техник присоединения в процессе взаимодействия.

Ведущий: «Давайте проведем упражнение на отработку техник присоединения в процессе взаимодействия. Итак, группа разбейтесь на 2 подгруппы. В первой – каждый участник принимает удобную для него позу, а участники второй подгруппы должны полностью скопировать позу сидящего напротив участника (3мин). Смена ролей. На втором этапе проводится присоединение по жестам в ходе общения (3 мин). Смена ролей. На третьем этапе группа разбивается на пары. Задача – один из участников копирует походку другого (3 мин), и далее происходит смена ролей.»

Ведущий спрашивает участников, насколько комфортно чувствовал себя каждый в процессе присоединения; насколько прочувствовали своего партнера, его эмоциональное и телесное состояние?

8.Групповое обсуждение. Подведение итогов занятия. Ритуальное прощание.

 

Занятие 5. Выработка навыков защитного поведения

Цель: способствовать осознанию  участниками проблемы наркозависимости, формированию навыков защитного поведения.

Ведущий предлагает участникам тренинга провести ритуальное приветствие.

1.Теория. «А что потом?»

Ведущий: «Сегодня я бы хотел рассказать вам немного о наркомании. В словаре С. И. Ожегова «наркомания» – болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам и приводящая к тяжелым нарушениям функций организма[10]. По данным ВОЗ наркоманом считают человека, состояние которого соответствует нескольким условиям: в связи с часто повторяемым приемом наркотических веществ у наркомана возникает состояние периодической или постоянной интоксикации, представляющей опасность для него и его окружения; ввиду нарастающей толерантности (выносливости) наркоман постоянно повышает дозу вещества для получения желаемого наркотического эффекта; наблюдается выраженная психическая и физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в неодолимом влечении к наркотику; неодолимое влечение к наркотику вынуждает наркомана добиваться его приобретения любыми способами. Таким образом, в развитии наркозависимости выделяют следующие этапы: экспериментирование; эпизодическое или периодическое употребление; формирование психической и физической зависимости.

Все знают о том, что  наркомания очень опасна. Однако многие подростки имеют приблизительное  представление о том, как влияют наркотики на здоровье человека, состояние  его психики и отношения с  окружающими. Основные последствия употребления наркотиков делятся на три группы:

- медицинские: депрессия,  передозировка, судороги, воспаление  вен, заражение крови, гепатит, врожденные дефекты, СПИД;

- социальные: домашние  скандалы, потеря друзей, кражи, аресты, побои;

- психологические:

а) привыкание – постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать (психическая зависимость); чтобы не испытывать физических страданий в период лишения наркотика, необходимо регулярное введение его во все возрастающих дозах (физическая зависимость);

б) страхи – у наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным; страх за свое здоровье; из-за долгов и т. п. Безотчетный и необъяснимый страх может возникнуть в период воздержания;

в) самоубийство – страхи, депрессии, “ломки” и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийство».

2.Тест «Зависимость»

Ведущий: «А теперь давайте проведем тест. Каждый, в течение 10-15 мин, предлагает свой вариант окончания предложения:

  1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я …
  2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает…
  3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через…
  4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что…
  5. Ситуация, в которой я бы смог стать зависимым от наркотика, это - …
  6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что…
  7. Быть независимым для меня означает…
  8. Как я понимаю, зависимость – это…

Ведущий: «Подумайте и  отметьте типичные и наиболее отличные точки зрения на тему Зависимость».

3.Упражнение «Мифы»

Цель: отработка мифов, стереотипов восприятия проблемы наркомании, формирование антинаркотических установок, зрелой личностной позиции в отношении наркомании и наркоманов.

Ведущий: «А теперь поговорим  о наркомании. Я вам даю ряд высказываний, относящихся к теме наркомании:

1. Достаточно один  раз употребить наркотик, чтобы стать наркоманом.

2. Наркомания – не болезнь, а распущенность.

3. Все наркоманы – преступники.

4. Наркотики помогают  снять напряжение.

5. Марихуана совершенно безопасна.

В комнате мы повесим 3 таблички с надписями: «Да», «Нет», «Может быть». В течение 2-3 минут обдумайте свою позицию по поводу представленного высказывания. Затем вам необходимо встать под той табличкой, которая соответствует вашей позиции, то есть, группа разбивается на три подгруппы».

Ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая подгруппа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее представленное ведущим высказывание.

4.Игра «Табу»

Цель: способствовать формированию ответственного поведения и отношения  к запретам, ограничениям.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя…»,- говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая свое отношение мимикой и жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Ведущий: «Поделитесь своими ощущениями; что вы чувствуете, когда вам что-либо запрещают и с чем это связано?»

5.Ролевая игра «Отказ»

Цель: формирование навыков  ассертивного общения и поведения.

Ведущий: «Пусть выйдут двое желающих. Вы должны принять на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить подругу выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы, другая должна отказаться. Продолжительность взаимодействия – 10 мин.»

По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

Во время обсуждения игры участникам предлагается ответить на два вопроса:

- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

- Что внутренне помогало вам отказаться?

Возможно проигрывание данной ситуации в парах со сменой ролей и последующим обсуждением в группе.

Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам