Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРС.рАДКЕВИЧ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя работы (…) , можно выделить основные причины употребления подростками психоактивных веществ:

  1. Протест против поведения взрослых (недопустимого с точки зрения подростка).
  2. Протест против родительского отношения (ощущение иллюзорной свободы).
  3. Групповое самоопределение (пропуск в компанию, в группу, стремление найти место в группе).
  4. Групповое давление и подчинение ему.
  5. Самоутверждение в среде сверстников.
  6. Символ взрослости, мужества.
  7. Подражание лидерам.
  8. Любопытство и экспериментирование.
  9. Отсутствие учебной занятости.
  10. Мода.
  11. Расслабление нервной системы (нервного напряжения).
  12. Погружение в мир фантазий и иллюзий (уход от трудностей реального мира).
  13. Снятие или снижение душевной и физической боли.
  14. Избавление от стресса.
  15. Улучшение настроения.
  16. Голод
  17. Нормализация сна.
  18. Избыток свободного (не занятого) времени.

 

 

1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков

 
             К настоящему времени разработано много форм и методик профилактики вредных привычек и зависимостей. Но, несмотря на огромные усилия со стороны государства, школ, родителей и большие материальные затраты, профилактика вредных привычек и зависимостей продолжает быть малоэффективной. Из современных методик профилактики зависимостей, тренинг является одним из самых эффективных. Поэтому, перед нами поставлена цель, разработать эффективный тренинг по предупреждению вредных привычек у подростков.

Теория и практика профилактики употребления психоактивных веществ до настоящего времени находится в стадии становления(или авторы или мало литературы). Профилактика тесно связана с понятиями нормы и нормальности, поскольку «профилактика» означает совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния.

Килина И.А. указывает на наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых Всемирной Организацией Здравоохранения принята классификация, предусматривающая первичную, вторичную и третичную формы профилактики. Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению наркотических веществ, вызывающих болезненную зависимость. В этом случае проводится работа с теми, кто еще не приобщился к систематическому употреблению наркотиков. Особое внимание уделяется работе с так называемой группой повышенного риска наркотизации. К этой категории относятся дети, подростки и молодежь, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков.[8]

Разработке психологических тренингов по разным проблемам посвящено немалое количество исследований. Например, Анн Л.Ф. разрабатывает тренинги для подростков. Она считает, что на каждом жизненном этапе перед человеком стоит определенное «жизненное задание», решению которого он уделяет основное внимание. Профилактика зависимостей от ПАВ (как и любое другое внешнее воспитательное воздействие) должна иметь такие форму и тематику, которые относятся в первую очередь к этому «жизненному заданию». Иначе воспитательное воздействие окажется для человека личностно неважным, не вызовет заинтересованности и останется не услышанным.[2]

Автор считает, что для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Для подростка в первую очередь важна идентификация, вопрос «А к кому я принадлежу?». В соответствии с этим наиболее эффективными методами профилактики являются ролевые модели поведения. [2]

Анн Л.Ф. считает, что, в целом, представляется целесообразным организовать такие формы работы с подростками, в рамках которых они могли бы не только делиться друг с другом собственными соображениями, но и получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный опыт в общении с собой и другими людьми. Важно, чтобы подростки приобрели опыт организации своего собственного досуга, развития своих интересов, способностей, личностных возможностей.

Для подросткового возраста характерен резкий рост рефлексии (отражение  внутреннего состояния чувств). Одним  из важнейших условий для этого  является удовлетворение потребности  в самораскрытии.

Внутренний мир подростка очень хрупок, является для него некоторым интимным таинством. Отсюда вытекает выраженная защита подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Подросток должен иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросу по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями. 

Подростковый возраст очень  важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка  сделать выбор и нести за него ответственность. Главная задача родителей – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.

 

Глава 2 Эмпирическое исследование по разработке тренинга профилактики вредных привычек у подростков

    1. Ход и организация исследования

В настоящее время имеется много методов работы с подростками по профилактике зависимого поведения и вредных привычек. Однако, в реальной жизни количество курящих и употребляющих наркотики подростков не только не уменьшается, но имеет тенденцию к резкому увеличению. Поэтому чрезвычайно, актуально разрабатывать и внедрять в школу современные интерактивные методы профилактики вредных привычек и зависимого поведения. Как показывает практика, тренинги являются достаточно эффективными методами профилактической работы с подростками.

           Цель нашей работы состояла в том, чтобы разработать серию занятий для тренинга по профилактике зависимого поведения и вредных привычек.

Занятия рассчитаны на подростков, учащихся старших классов лет, на группу из 20 человек.

Главная отличительная черта профилактики вредных привычек и зависимости – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия. Предлагаемый нами план тренинга рассчитан на 10 занятий по 2 часа. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростковой аудиторией. Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ и предупреждение первого употребления ПАВ изменить отношение к пав.

Задачи тренинга:

  1. повышение уровня информированности подростков о проблеме употребления ПАВ;
  2. изменение отношения подростков к употреблению ПАВ;
  3. умение сказать «Нет психоактивным веществам»;
  4. формирование мотивации к сохранению здоровья.

Темы занятий:

    1. Нормы группового поведения и выбор “имени-маски”. Знакомство и формирование групповой сплоченности, создание в группе доброжелательной атмосферы. Определение ведущих каналов общения, позиций в общении. Развитие умения активного, эмпатического слушания. Значение слова в процессе формирования личности, моделей поведения и общения. Развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека, читать “язык жестов”. Понятие зоны общения и ее определение. Отработка техник присоединения к собеседнику для достижения конгруэнтного общения.
    2. Наркомания как социально-психологический феномен. Этапы формирования наркозависимости и последствия употребления наркотиков: медицинские, социальные, психологические. Осознание понятия зависимости и необходимости формирования антинаркотических, защитных механизмов. Мифы о наркотиках и их влияние на подростков. Что такое “табу” и как относиться к запретам. Ассертивное поведение и общение, как умение сказать “нет”.
    3. Ответственность и уровень ее сформированности. Способность моделировать позитивное будущее. Определение своих черт характера и сравнение их с характером наркомана. Развитие способности свободно высказывать свое мнение, аргументировать ответы на вопросы. Осознание своего отношения к потреблению наркотиков.
    4. Анализ чувств, возникающих при общении с человеком в алкогольном или наркотическом опьянении. Осознание необходимости управления своим эмоциональным состоянием в кризисных, стрессовых ситуациях. Проигрывание ситуации зависимости, проведение мозгового штурма “Зачем люди употребляют наркотики, алкоголь?”
    5. Формирование совместимости участников группы. Определение значимых ценностей и построение личностной иерархии ценностей. Отработка навыков ответственного поведения, осознание собственного отношения к потреблению наркотиков, к наркозависимым.
    6. Создание рекламы алкоголю, никотину, лекарственным препаратам, которая сообщала бы правду о негативном влиянии их на человека. Передача своего опыта принятия самостоятельного, ответственного решения, несмотря на давление окружающих. Конкурс рекламных проектов и создание плаката, коллажа, раскрывающего проблему алкоголизма, наркомании.
    7. Отработка навыков вербального и невербального общения. Знакомство с антистрессовыми методами. Этюды на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие способности понимать и принимать другого человека. Повышение нервно-психической устойчивости участников. Формирование навыков саморегуляции, позитивного мышления, адекватных способов выхода из стрессовых, кризисных, конфликтных ситуаций.

Для разработки тренинга мы использовали упражнения из литература таких авторов как : Вачков И.В., Анн  А.Ф., Сирота Н.А. и Ялтонский В.М.

 

 

 

 

  1. Описание и ход проведения занятий тренинга

Занятие 1. Установка на доверительное общение.

Цель: введение участников в ситуацию психологического тренинга, практику игрового моделирования, создание атмосферы доверия, формирование коммуникативных умений.

  1. Упражнение «Знакомство»

Цель: развитие внимания.

Ведущий: «По уже сложившейся традиции тренинговых групп для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т. е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства; игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно прикрепить свою визитку себе на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг к другу по этим именам.

У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы поприветствовать, возможно, большее количество участников, начав диалог словами: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться…» (далее следует назвать имя человека, которого вы приветствуете, согласно его визитной карточке). Во время взаимных приветствий вам нужно подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы ваш партнер сразу запомнил вас. Например: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться. Меня зовут Саша. Больше всего я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять программы для них».

Все внимательно слушают  друг друга, чтобы запомнить индивидуальные качества собеседников. Затем, когда приветствия завершатся, каждый участник группы по кругу называет всех своих новых знакомых, т. е. тех участников, с которыми ему удалось познакомиться. При этом нужно вспомнить индивидуальность каждого из них.

Затем ведущим зачитываются нормы группового поведения участников, затем следует принятие норм:

• быть активным, искренним;

• конфиденциальность: не выносить за пределы группы обсуждаемые  проблемы;

• работать в группе, не пропуская ни одного занятия;

Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам