Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРС.рАДКЕВИЧ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

• говорить только от себя и своего имени: «Я»;

• обращаться друг к другу на «ты», по имени;

• не критиковать напрямую участников;

• право «Стоп».

  1. Упражнение «Снежный ком»

Ведущим зачитывается инструкция игры: «Каждый участник по очереди называет свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем свое имя с прилагательным. Например: 1. Сергей строгий. 2. Сергей строгий, Петр прилежный. З. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т. д.

После игры следует подведение итогов. Участники отвечают на вопросы:

- Что было сложного в этом упражнении?

- Что Вам помогло  запомнить имена участников?

- А есть ли те, кому  было легко  вспомнить имена  других?

3.Теория. Общение. Функции и средства

Ведущий: «Мы познакомились друг с другом. Уже узнали некоторые свои особенности и попробуем поработать все вместе. Настроимся на дружную работу группой. Вначале, я бы хотел рассказать вам об общении, а затем, мы проведем еще одну игру.

Общение – специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества. Выделяют следующие функции общения:

-информационно-коммуникативная:  передача и прием информации, ее формирование, способ выражения согласия-несогласия между партнерами, и в итоге – согласованность, несогласие или принятие нового решения;

- регулятивно-управляющая:  в процессе общения происходит  взаимное воздействие партнеров,  регулирование поведения собственного  и окружающих людей; в зависимости от индивидуальных свойств, человек оказывает еще и то или иное управляющее воздействие (заражение, подражание, внушение, убеждение);

- эмоционально-коммуникативная:  в процессе общения происходит  сближение-поляризация, взаимное усиление-ослабление эмоциональных состояний партнеров.

Общение, будучи сложным  социально-психологическим процессом  взаимопонимания между людьми, включает следующие средства:

1. Вербальные – речь в ее разных формах.

Вербальное общение  характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах:

1.1. Значение и смысл слов, фраз: точность, выразительность, доступность. 

1.2. Речевые звуковые явления:  темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция.

1.3. Выразительные качества голоса: специфические звуки (смех, шепот, вздохи и др.), паузы, кашель и др.

2. Невербальные средства  общения представлены следующими  направлениями:

2.1. Кинетика – внешние проявления человеческих чувств и эмоций: а) мимика – изучает движения мышц лица, б) жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, в) пантомимика – позы, осанка, поклоны, походка.

2.2. Такесика – прикосновение  в ситуации общения: рукопожатие,  поглаживание, отталкивание и др.

2.3. Проксемика – расположение  людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны или дистанции: интимная (15-45 см.); личная или персональная (45-120 см.); социальная (120-400 см.); публичная (свыше 400 см.).

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55%. По аудитории общение может быть следующим: общение двоих (диалог); в малой и большой группе, с массой; анонимное (без ясности источника) и межгрупповое. Все это – непосредственное общение – без промежуточных носителей сообщения. Опосредованное общение – через промежуточные устройства, например, средства массовой коммуникации».

4.Упражнение «Социометрия»

Цель: знакомство участников, создание доброжелательной атмосферы  в группе, развитие групповой сплоченности.

Ведущий зачитывает инструкцию: «Вы должны ходить хаотично по комнате. Я даю задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз и сгруппируйтесь.»

5. Групповое обсуждение проведенного занятия. Ведущий: «А теперь, ритуальное прощание». Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

Занятие 2. Вербальный уровень общения

Цель: Повышение коммуникативной  компетентности, формирование навыков  речевых (вербальных) средств общения.

Ведущий: «Давайте все  встанем в круг, положим, друг другу руки на плечи и дружно произнесем приветствие. Это будет нашим ритуальным приветствием».

  1. Игра «Бегущие огни»

Цель: способствовать развитию вербального общения, умения слушать.

Ведущий: «Давайте проведем очень интересную игру. Участники, вы должны по кругу передавать информацию на тему: “Сегодня утром я…”. Каждый участник добавляет по одному слову в соответствии с темой, повторяя предыдущую фразу таким образом, чтобы в итоге получился рассказ на данную тему».

После проведения игры ведущий  говорит: «Давайте обсудим, что было для вас сложным при выполнении данного упражнения, и с чем это связано?»

2.Теория. Умение слушать

Ведущий: «Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование»: частичное, неполное, удовлетворительное, отличное. Данный процесс зависит от степени знакомства с языковой системой, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально – психологических и личностных возможностей аудитора (внимание, память, восприятие и др.). Чем мы лучше знаем язык, чем интереснее тема и комфортнее окружающая среда – тем выше результат аудирования и общения в целом. Большую часть речевого времени мы слушаем других. Так, из времени, используемого для контактов с окружающими на работе/учебе и дома, в среднем 9% - пишем, 16% - читаем, 30% - говорим, 45% - слушаем. Примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации (до 70-80%) по объективным   (физиологические снижение внимания в результате усталости и др.) и субъективным (быстрая оценка собеседника, потребность в реплике, предвзятое отношение, неинтересная или сложная тема) причинами.

Если вы пришли в гости, где собралось 5-6 человек, и за весь вечер вам не удалось ничего рассказать, вы ни разу не стали инициатором разговора, то задайте себе вопрос: так ли вы говорите?  Это – закон обратной связи!».

3.Игра «Передай другому»

Цель: развитие активного  слушания

Ведущий: «Чтобы развить наше активное слушание, давайте проведем игру «Передай другому». Я говорю первому участнику скороговорку, которую передают по цепочке, «Мышонок шепчет мыши, шуршать я буду тише». Последний игрок должен произнести вслух полученную информацию».

  После проведения игры обсуждается, что было сложным при выполнении данного задания.

4.Упражнение “В чем мне повезло в этой жизни?”

Цель: развитие вербального  общения, монологической речи, повышению  самооценки

Участники группы разбиваются  на пары. Ведущий предлагает задание: “В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через 3 мин поменяйтесь ролями”. 

 Ведущий: «Скажите, что было сложным для вас в данном упражнении и как вы думаете, с чем это связано?».

5.Упражнение “Мы похожи?”

Цель: формирование групповой  сплоченности, адекватной самооценки.

Ведущий: «Все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Давайте поиграем в такую  игру. Вы хаотично ходите в течение 10 мин. по комнате и говорите каждому встречающемуся по 2 фразы: «Ты похож на меня тем, что…», «Я отличаюсь от тебя тем, что…».

После проведения данного  упражнения обсуждается, что было легко и что трудно делать, какие были сделаны участниками открытия, что осознали в ходе выполнения задания?

6.Упражнение «Ответ «нет».

Цель: развитие умения сказать  «нет».

Ведущий: «Давайте разобьемся на две подгруппы: первая – в течение 3-5 мин. придумывают и по очереди предлагает три ситуации, например: прогулять занятия, убежать из дома, выпить пива, покурить «травку», отобрать деньги у сверстника (малыша) и т. д. Вторая подгруппа должна сказать «нет» и аргументировать каждый отказ. Смена ролей.

В ходе обсуждения рассмотреть  предлагаемые ситуации и последствия отказа, то есть, какие в данных ситуациях могли бы возникнуть проблемы, если не сказать «нет».

7. Ведущий предлагает подвести итоги после занятия, обсудить, что участники усвоили из данного занятия. Затем проводится ритуальное прощание.

 

Занятие 3. Невербальное общение: жесты, мимика, взгляд

Цель: развитие навыков  невербального общения.

Ведущий предлагает участникам провести ритуальное приветствие.

1.Упражнение «Имена в рисунках».

Цель: развитие рефлексии, ценностного отношения к себе и окружающим.

Ведущий: «Давайте начнем наше занятие с очень интересного упражнения. Вам нужно, на листе бумаги цветными карандашами, в течение 15 минут, написать свое имя и нарисовать типичные признаки, внешние и внутренние свойства своей личности. После окончания работы ознакомьте присутствующих со своими рисунками и представьте свои комментарии. Остальные могут задавать вопросы.

Ведущий: «Что помогло понять, осознать данное задание, что нового узнали о себе и других участниках?»

2.Теория. Мимика

Ведущий: «Внутренний мир человека отражается в его поведении и мимике. Противоборство между чувствами и разумом, между мозгом и сердцем постоянно отражается на лице человека в форме мимических реакций. По лицу можно судить о морально-нравственном состоянии личности, ее интеллигентности, о состоянии здоровья человека.

Например:

- опущенные вниз наружные  углы глаз и концы бровей  выражают грусть, поднятые вверх – придают лицу выражение радости;

- сосредоточенность,  воля безошибочно узнаются у  человека, взор которого фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

По движению глаз можно прочесть горе, удовольствие, ярость, симпатию, принуждение:

- при выражении удивления  брови подняты, глаза расширены,  кончики губ опущены вниз, рот  приоткрыт;

- в случае страха  брови приподняты и сведены над переносицей;

- в гневе брови опущены,  морщины на лбу изогнуты, глаза  прищурены, губы сомкнуты, зубы  сжаты;

- при печали  брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;

- признак  счастья – глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.

Улыбка чаще выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению.

3.Игра «Приветствие»

Цель: развитие навыков  невербального общения (такесика).

Ведущий: «Давайте закрепим полученную информацию игрой. Образуйте круг и рассчитайтесь на 1-2-3: первые – «европейцы», вторые – «японцы», третьи – «африканцы». Затем каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Ведущий: «Скажите, в какой роли вы чувствовали себя наиболее комфортно?».

4.Этюд «Нет, я не иду с Вами»

Цель: формирование навыков ассертивного поведения, невербального  общения.

Ведущий: « Давайте  немного окунемся в театральное  искусство. Поделитесь на подгруппы по 5 человек. Задание подгруппам: подготовить в течение 5 мин небольшую сценку без слов (этюд), в которой собирается группа людей и решает отметить встречу, распив пиво или вино в парке/кафе. Один из членов группы с помощью мимики и жестов показывает, что он отказывается идти с ними. А другие, оказывая на него давление, уговаривают пойти с ними. Остальные участники должны угадать, какие причины отказа выражаются с помощью мимики, жестов и действий в подгруппе. Каждая подгруппа в течение 3 мин презентует свой этюд.

Ведущий: «Что было трудным  для вас при выполнении задания, какие выводы вы сделали для себя, исходя из данного этюда?»

5.Ведущий предлагает участникам провести групповое обсуждение по занятию, а затем проводится ритуальное прощание.

 

Занятие 4. Невербальное общение: походка, рукопожатие, зоны общения

Цель: развитие коммуникативной  компетентности в сфере невербального  общения.

Ведущий предлагает провести ритуальное приветствие.

1.Упражнение «Слова на буквы имени»

Цель: формирование навыков  ассертивного поведения, ценностного отношения к жизни, здоровью.

Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам