Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: построение программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы основные задачи:
1. Рассмотреть особенности психологического и физиологического формирования зависимого поведения;
2. Дать общую характеристику особенностям подросткового возраста способствующим формированию зависимого поведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
1.1. Сущность психологического и физиологического формирования зависимости…………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности подросткового возраста, способствующие формированию зависимостей
1.3. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга по предупреждению вредных привычек у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ
2.1. Ход и организация исследования
2.2. Описание и ход проведения занятий тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУРС.рАДКЕВИЧ.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

6.Подведение итогов. Групповое обсуждение. Ритуальное прощание.

 

Занятие 6. Психология личности

Цель: способствовать формированию социальной ответственности, обращению  к собственной личности, осознанию причин зависимого поведения.

Проводится ритуальное приветствие.

1.Упражнение «Ответственность»

Цель: способствовать формированию ответственного поведения.

Ведущий: «Запишите предложения, которые  необходимо завершить в течение 2-3 мин:

• Быть ответственным  для меня означает…

• Некоторые люди более  ответственны, чем другие – это люди, которые…

• Безответственные люди – это…

• Свою ответственность  по отношению к другим людям я  проявляю через…

• Вид ответственности, который я чувствую, более тяжел  для меня – это…

• Ответственного человека я узнаю по…

• Чем сильнее моя  ответственность, тем больше я…

• Я побоялся бы нести ответственность за…

• Быть ответственным  по отношению к самому себе – это,..

• Я несу ответственность  за…»

Затем ведущий предлагает провести обсуждение в кругу, при этом ведущий помогает участникам осознать степень их ответственности за свои чувства, мысли, поступки.

2.Арт – технология «Я через 15 лет»

Цель: формирование ценностного  отношения к будущему.

Ведущий: «Нарисуй себя таким, каким представляешь себя через 15 лет. Это не обязательно должно быть изображение человека, постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают в процессе воображения себя, окружающих, ситуации и др. в будущем, через 15 лет. Время: 15-20 мин.»

После  завершения работы рисунки раскладываются внутри круга, и участники делятся своими впечатлениями, комментариями.

3.Игра «Я – игра».

Цель: формирование ответственного поведения.

Ведущий предлагает провести игру на формирование ответственного поведения. 30-50 карточек с вопросами раскладываются текстом вниз на столе. Разложенные карточки должны образовать букву “Я”. Первый участник в кругу открывает карточку, прочитывает вопрос и отвечает на него, после чего другие участники получают возможность высказаться по данному вопросу. Затем следующий участник открывает любую карточку и также отвечает на вопрос. Можно играть до тех пор, пока не будут задействованы все карты, либо остановиться раньше, по желанию участников, пройдя один круг.

1. Что ты делаешь,  когда в ярости?

2. Как ты больше  всего хотел бы выглядеть?

3. Опасаются  ли твои родители, что ты начнешь  принимать наркотики, алкоголь?

4. Ты рассказываешь  своим родителям о том, что  делаешь в свободное время?

5. В каких ситуациях  или по какому поводу ты  употребляешь алкоголь?

6. Ты уже замечал,  что в твоей школе торгуют  наркотиками?

7. Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики?

8. Ты обсуждаешь с  родителями свои проблемы?

9. В чем твое самое  слабое место?

10. Какие причины могут  побудить тебя попробовать наркотики  (алкоголь)?

11. Ты часто принимаешь  таблетки, например, от боли, бессонницы?

12. С кем ты говоришь  о своих проблемах?

13. Существует ли человек,  на которого ты хочешь быть  похожим?

14. Считаешь ли ты, что  гашиш ужаснее, чем алкоголь?

15. Представь  себе, что твой лучший друг  принимает наркотики. Что ты  сделаешь?

16. Как ты думаешь,  по каким причинам люди первый раз принимают наркотики (алкоголь)?

17. Назвал бы ты алкоголь  наркотиком?

18. Если бы  тебе предложили исполнить три  твоих желания, что бы ты  пожелал?

19. Что ты находишь  в себе превосходным?

20. Твои родители находят  в тебе что-нибудь хорошее?  Что?

21. Веришь ли ты в то, что если бы табак и сигареты не рекламировали, то люди бы меньше курили?

22. Ты куришь? Как это  началось?

23. Какие черты характера  в себе самом ты особенно  ценишь?

24. Что ты делаешь,  когда чувствуешь себя одиноким?

25. Следует ли в школе уделять больше внимания школьным проблемам?

26. Считаешь ли ты, что  можешь заразиться ВИЧ?

27. Чего ты боишься?

28. Когда ты впервые  попробовал алкоголь? Имеют ли  право твои родители знать  об этом?

29. Ты уже бывал пьяным? Как часто?

30. Ты можешь представить себе, что попробуешь гашиш?

31. Что тебя раздражает  больше всего?

32. Что в тебе раздражает  твоих родителей?

33. Как ты справляешься  со стрессом?

34. Что ты делаешь,  когда тебе грустно?

4. Групповое обсуждение. Подведение итогов. Ритуальное прощание.

 

Занятие 7. Чувства

Цель: развитие восприятия, снятие внутреннего напряжения, формирование адекватного выражения  чувств, ответственного выбора и позитивной модели поведения.

Ведущий предлагает провести ритуальное приветствие.

1.Упражнение «Цвета эмоций»

Цель: развитие восприятия, групповой сплоченности.

Ведущий: «Давайте выберем ведущего. Он выходит, а участники выбирают цвет: красный, зеленый, синий, желтый. Своим поведением, эмоциональным состоянием участники изображают этот цвет, ведущий определяет его. Затем происходит смена ведущего, и группа загадывает другой цвет».

Ведущий предлагает обсудить, что способствовало определению задуманного цвета, насколько сложно было участникам продемонстрировать его невербально?

2.Упражнение «Чувства»

Цель: осознание собственного отношения к проблеме алкоголизма и наркомании, формирование ответственного поведения.

Ведущий предлагает участникам вспомнить ситуацию, в которой приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении, вспомнить чувства, которые испытывали, общаясь с этим человеком. Участники разбиваются на пары и общаются в течение 3-5 мин.,  при этом первый участник рассказывает о чувствах, которые он тогда испытывал, а второй внимательно слушает, задает уточняющие вопросы. Затем смена ролей.

Ведущий: «Опишите чувства, которые вы испытывали, когда рассказывали и когда слушали».

3.Упражнение «Закончи предложение»

Цель: формирование ценностного отношения к жизни, ответственного поведения.

Ведущий: «Я вам выдам бумаги с неоконченными предложениями.

Ваше задание: завершить следующие предложения:

• Если я в ярости, то …

• Если я печален, то…

• Если я боюсь, то…

• Если у меня нет желания  что-либо делать, то…

• Если я горжусь собой, то…

 Предложения: “Что  было бы, если…”

• Если я хочу с кем-то познакомиться, то…

• Если я что-то преодолел, то …

• Если со мной случится такое несчастье, что я больше не смогу жить так, как сейчас, то …

• Если я пойму, что  в школе я больше не успеваю  и, собственно, мне следовало бы уйти из нее, то …

•Если я когда-нибудь серьезно заболею, то …

• Если я в стрессовом состоянии, то …

• Если я одинок, то …

• Если я не уверен в  себе, то …»

После чего в группе проводится обсуждение вариантов завершения предложений. Ведущий предлагает участникам обсудить, какие важные моменты жизни помогло осознать данное упражнение?

4.Мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?»

Цель: формирование осознанного  отношения к проблеме алкоголизма  и наркомании.

На первом этапе ведущий  знакомит участников с правилами и условиями проведения мозгового штурма. Затем проводится разминка: «Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая ее?». На этапе проведения мозгового штурма предлагается в течение 15 мин свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует ответы на ватмане. Могут быть следующие примерные варианты ответов. Человек употребляет наркотики и алкоголь, потому что эти вещества помогают ему:

• снимать барьеры  в общении;

• удовлетворять свое любопытство;

• снимать напряжение и тревожность;

• стимулировать активность;

• следовать принятой традиции;

• приобретать новый  опыт.

В конце ведущий проводит экспертизу идей, подводится итог и  делается обобщение, задается вопрос о  том,  что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе экспертизы целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, музыки, водных процедур и т. д.

5. Групповое обсуждение. Ритуальное прощание.

 

Занятие 8. Радости жизни  и жизненные разочарования

Цель: способствовать осознанию способов проведения свободного времени, удовлетворения своих потребностей и возможностей изменения своего окружения. Установление взаимоотношений в группе на уровне сотрудничества.

Проводится ритуальное приветствие для сплочения группы.

  1. Упражнение «Совместимость»

Цель: способствовать развитию групповой сплоченности, созданию доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий предлагает провести упражнение на «Совместимость». 1.1. Группа делится на две подгруппы. На счет «три» все участники первой подгруппы должны показать на одного из  участников второй подгруппы  указательным пальцем правой руки. Таким образом, каждая подгруппа выполняет данное задание по очереди три раза для достижения максимальной согласованности в действиях. Побеждает подгруппа, набравшая  большее число совпадений.

1.2. На счет «три» участники каждой подгруппы «выбрасывают» трижды определенное число пальцев правой руки. Ведущий подсчитывает число совпадений в подгруппах.

1.3. Ведущий произносит  цифру, и столько человек в подгруппе должны сделать шаг вперед (3 раза). Задание считается выполненным, если вперед вышло количество участников подгруппы, соответствующее названному ведущим числу. Например, в подгруппе 8 участников, ведущий называет любое число от 1 до 8, и такое же количество участников  делают шаг вперед, затем задание дается другой подгруппе.

1.4. Ведущий называет, на сколько градусов (90,180,270) нужно  повернуться участникам каждой  подгруппы (3 раза). Необходимо, чтобы  все участники сделали повороты в одну сторону, на определенный градус. Задание считается выполненным в той подгруппе, где максимальное количество участников сделали данные повороты.

 При подведении  итогов определяется подгруппа,  которая действовала более дружно, согласованно.

Ведущий: «Что вы чувствовали в ходе игры, что способствовало и что мешало выполнению заданий?»

  1. Упражнение «Ценности»

Цель: формирование и  развитие индивидуальных и групповых  ценностей, соответствующих общечеловеческим.

Ведущий: «А теперь выполним упражнение на формирование и развитие индивидуальных и групповых ценностей, соответствующих общечеловеческим. 1 этап нашего упражнения – индивидуальная работа (5 мин).»

Участникам группы раздаются  списки возможных человеческих ценностей:

- интересная работа;

- хорошая обстановка в стране;

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- удовольствия, развлечения;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- доброта;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремленность.

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых значимых для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент.

2 этап:  работа в  подгруппах – участники объединяются в малые группы (3-4 чел.) и обсуждают свои варианты (5-10 мин). Затем выступают лидеры от подгрупп, и проводится общегрупповое обсуждение.

Ведущий предлагает обсудить, что нового, интересного участники узнали в ходе выполнения упражнения, что оно помогло им осознать?

  1. Дискуссия «Обсуждение истории»

Цель: формирование ответственного поведения, негативного отношения к наркотическим веществам

Информация о работе Психологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам