Психологические особенности детей до 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Файлы: 1 файл

молодич.docx

— 155.23 Кб (Скачать файл)

Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сенситивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться, произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи.

Речь. В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Интенсивно растет словарный запас речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Список литературы

1. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000 г.

2. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. 4-е изд. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.

4. Максименко С.Д. Общая психология «Рефл-бук», «Ваклер», 2004

5. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: учебное пособие, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особенности современного социально-экономического развития России обуславливают изменение отношений к семье в российском обществе, которые становятся более дифференцированными и контрастными как и его социальная стратификация и структура. Можно выделить, в связи с этим, две, противоположные по знаку, тенденции в отношениях к семье разных групп и личностей.

Ныне гораздо быстрее, чем прежде, идет смена ценностных ориентаций поколений. Если биологическая смена осуществляется раз в 30 лет, то здесь смена  идет каждые 7-10 лет. А это значит, что в семье старший брат порой не понимает младшего, тем более – родителей.

На переломе истории, когда формируются новые типы культуры и новые типы человека, необходимо и в образовательной практике учитывать ее новые контексты.

В освоении студентами-психологами и педагогами семейного консультирования как направления будущей практической деятельности чрезвычайно важны его социально-психологические контексты – содержание и качество знаний: социальной психологии разных типов семей, воспитания в них, нравственно-эстетических основ семейных отношений и общения; сущности любви как социального и психологического феномена; методов диагностики социально-психологических проблем семьи.

Контекстный, равно как и персоналистский (личностный) и групповой подходы востребованы в современном семейном консультировании. Тем более они важны в условиях кризиса, который переживает современная семья во всем мире. Неустойчивость брака, снижение коэффициента брачности, рост однодетных семей впрямую связаны с экономической нестабильностью.

Согласно новой теории, в социальном разделении труда мужчина менее одаренный должен поменяться ролями с женщиной, в том числе – лидерскими.

Ряд ученых утверждает, что в XXI веке институту семьи грозит распад, гибель. Вместе с тем, реально существуют и противоположные, позитивные  тенденции в развитии семьи, чему свидетельством являются функционирующие психологические, социальные, медицинские службы семьи, семейные консультации.

Фундаментальными принципами построения и функционирования консультативной психологической службы семьи являются: 1) принцип индуктивного развития службы (решения задач различной сложности);  
2) принцип диагностики и прогностики супружеской и семейной совместимости на основе анализа индивидуальной (персональной) истории;  
3) принцип коррекции и формирования у клиентов адекватного поведения по отношению к членам семьи; 4) принцип профессиональной пригодности психолога-консультанта.

Для подготовки же семейных консультантов необходимо включать их уже в условиях вузовского образования в значимые контексты и подтексты будущей консультативной деятельности. Это является основной целью предлагаемого учебного пособия.

Равно как повысилась реальная требовательность современного человека к качеству семейной жизни (одна из позитивных тенденций), так и профессиональную подготовку психологов для работы с семьями необходимо качественно улучшать.

Будучи оптимистом, автор данного пособия считает, что семья в веке XXI не только сохранится, но и приобретет новые качественные особенности. Прежде всего женщины будут стремиться сохранить семью как институт в силу своих психологических, биологических, социальных особенностей, а также отношения к любви. Любовь, – как заметила в свое время мадам де Сталь – это целая история жизни женщины и это всего лишь краткий эпизод в жизни мужчины.

 

 

 

Тема I.  ЛЮБОВЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

               И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

 

Любовь как высшее чувство, несмотря на высочайшую значимость в жизни человека, изучена учеными недостаточно.

К. Василёв выделяет в структуре любви:

I. Половое влечение, симпатию, стремление к общению, выбор объекта  интимных чувств, этико-эстетические  отношения между мужчиной и  женщиной и др.

II. Мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей и др. в различной  степени участвуют в формировании  наиболее интимной сферы жизни.

Любовь возникает на основе половой потенции. Формирование любви начинается после получения конкретной информации о человеке. Чувственные данные анализируются, затем обобщаются. Информация получает эмоциональную окраску и эстетизируется. …Нельзя любить кого-нибудь, не зная его. Любовь вызывает активность человека, стремление к общению и взаимопониманию, соблюдение в совместной жизни взаимных моральных обязательств [6].

Любовь как высшее человеческое чувство, устанавливающее наиболее тесную связь нас с богом, с духовностью, «ноэтическим измерением»1 жизни, занимает высший пьедестал на «лестнице» эмоций и чувств. Вместе с тем, она связана с ними.

Симпатия рассматривается в исследованиях как компонент любви. Роль восхищения (экзальтации) особенно велика в начале возникновения любви, но и в процессе ее дальнейшего развития имеет огромное значение. Стыдливость – стремление скрыть эротические игры и половые контакты мужчины и женщины, сдержанность в разговорах об этих отношениях – это превосходство духа над телом. Она отличает человека от животных (как и многое другое). Люди стали владыками глубокого опьяняющего душу и тело наслаждения.

Любовь связана и с чувством ревности, которая рассматривается как: а) естественная эмоция; б) недоверие, неуверенность, основанная на эгоистическом комплексе. Различают, поэтому, ревность и ревнивость.

Любовные удовольствия, как и все человеческие удовольствия, требуют определенного стимулятора – антипода приятного чувства. «Безоблачное» счастье любви обыкновенно начинает угасать. Вот почему любви необходим налет грусти, немного ревности, сомнений, драматической игры.

Психологическая настроенность на другого, действенность субъекта отражает связь любовных чувств с волей. Любовные контакты имеют внутреннюю мотивацию. «Любить – значит действовать» (В. Гюго). Проявление любовного желания в конкретных условиях может служить объективной мерой глубины чувств. Легкое овладение женщиной в большинстве случаев обесценивает интимную значимость любовных чувств. При отсутствии в любви препятствий их следует нарочно придумывать. Воля, присущая любви, может выступать не как действие, а как ожидание, терпение, борьба со временем, с невидимой эрозией мимолетности.

Соотношение «безумия» страсти и холодной рассудительности зависит от многих факторов, в частности, даже от климатических условий. В работах психологов выделяются фазы развития любви:

I. Платоническая любовь.

1. Создание абстрактного  идеального образа.

2. Возникновение богатой  гаммы ошеломляющих чувств, эмоций. Доминанта – восхищение.

3. Затем у всех по-разному. В этом смысле можно сказать: любви как таковой нет, а есть  влюбленные люди. Выжидательная  неопределенность сознания имеет  разные оттенки.

4. В первом чувстве  присутствуют «ощущение» красоты.

II. Фаза страсти и пламенных  чувств.

III. Чувства становятся  более спокойными [6].

Слова Сеченова: «Яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа…», раскрывают и подчеркивают не только значение развития, совершенствования любви, но и необходимости динамики. Бывают случаи, когда любовь превращается в безразличие и даже в ненависть. Как избежать опустошающей скуки, которая убивает страсть? Есть только одно противоядие – способность видеть все как бы впервые, как бы заново, вновь открывать известное, вырываясь из заколдованного круга стереотипов. Что для этого надо?

    1. духовное богатство объекта чувств и умение быть неисчерпаемым;

    1. умение видеть, сила воображения, тонкость души у любящего. Устойчивость и пластичность, динамизм личности…

    1. исключение: пошлости, обесценивания стыдливости, безумия страсти.

    1. нет вакханалии инстинкта;

    1. человечность, благородство;

    1. поэтизирование быта [2].

«Элементы – признаки», участвующие в построении целостного образа: глаза, нос, брови, губы, волосы, щеки и т.п. Лица женщин обычно легче поддаются опознанию, чем лица мужчин. Этапы познания – общения:

1) превращение и субъекта, и объекта в субъект – объект;

2) этап мимического и  пантомимического общения.

Первые впечатления содержат немало пробелов, ошибочных данных.

3) переход гносеологии  в эмоции, чувства, мечты о взаимном  общении.

Только там, где отсутствует глубина интимных чувств, зрение уступает место первичным кожным раздражениям. Требование женщин по отношению к физическим качествам мужчины – объекта их любви, более элементарны. Мужчина особенно большое значение придает «достоинствам» тела, визуальному представлению. Воздействие глаз, сила взгляда одинаково важны для возникновения любви и у мужчины, и у женщины [2].

Любовь и долг – нравственно-психологическая основа брака.

Трепетность и сверхзначимость темы для каждого человека несомненна, но даже для самосовершенствования это знание необходимо, ведь личностью человек является настолько, насколько он сам себя осознает и организует. Поэтому можно и нужно говорить о любви не только языком искусства, но и языком науки. Бетховен говорил: «Только искусство, да еще может быть, наука возвышают человека до уровня божества».

А какие из человеческих чувств выше любви? Только любовь максимально возвышает. Любовь – высшее чувство, но оно не каждым постижимо. Много об этом сказано искусством: Л.Н. Толстой, поэты и т.д. ; выдающимися людьми.

Любовь не возникает из «ничего», хотя феномен чуда всегда присутствует, тем не менее. Развитие любви, ее особенности подготавливаются тем, что человеку свойственны чувства симпатии, товарищества, дружбы.

В юношеском возрасте развиваются следующие виды дружбы:  
а) дружба – служба; б) дружба – соперничество; в) дружба – компанейство; г) дружба – товарищество; д) дружба – исповедальность (сопереживание); е) дружба – любовь.

Первая любовь вырастает из дружбы.

3 источника имею влечения  человека: душу, разум, тело.

Влечение душ порождает дружбу, влечение ума – уважение, влечение тел – желание.

Соединение трех влечений – любовь [37, 38].

В любви все равноценно. Любовь – это нерасторжимое единство физического, духовного, интеллектуального.

«Любовь в широком смысле: 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта;  
2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него чувство той же интенсивности, напряженности и устойчивости» (Краткий психологический словарь. М., 1985).

Автор пособия предлагает собственное определение любви: любовь – это прежде всего – позитивное внимание, поскольку внимание – это направленность и сосредоточенность мыслей, чувств и воли человека на одном объекте при одновременном отвлечении от всех остальных.

Выше приведены определения любви в широком смысле, т.е. не только к человеку, но и к природе, профессии, идеям и т.д.

Данная работа посвящается любви между мужчиной и женщиной.

Особенности первой любви: смотреть и не отводить глаз, слушать и не слышать… Первая любовь лишена бытовизма. Она самодостаточна и не бывает неразделенной. Высота первой любви порой бывает неповторима в дальнейшей жизни. Если этой высоты не было, то способность любить и готовность к семейной жизни оказываются сниженными [2].

Информация о работе Психологические особенности детей до 7-8 лет