Психологические особенности детей до 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Файлы: 1 файл

молодич.docx

— 155.23 Кб (Скачать файл)

Для юноши самое тяжкое огорчение – отказ подруги разделить и «доказать» чувство. Для девушки, как правило, наоборот – согласие чревато страданиями, нередко всей искалеченной жизнью. Отсюда – сдержанность, скрытность эмоций. Важно и общественное мнение.

В нашем понимании культура чувств – это ни в  коем случае не подавление их и не очаровательное притворство. Подлинная культура чувств – это потребность сочувствовать, сострадать всему живому и сущему, умение постигать все нюансы настроения. Если нет этой внутренней потребности – никакие реверансы, плащи и шпаги не сделают из нас людей высокой культуры чувств. Мы будем выглядеть, как рыцари на час, принцессы на минуту.

Как проявляется культура чувств? Интонации, взгляды, жесты, улыбки, позы могут быть приятными и раздражающими, независимо от того, кто, где и когда их произносит, производит, демонстрирует. Грубый рык, нудное ворчание, угловатые, беспорядочные движения, злой, хмурый взгляд, ироничные ухмылки – все эти внешние проявления сиюминутного душевного дискомфорта или определенного свойства характера не только не способствуют взаимопониманию, сочувствию, но напротив, отталкивают одного человека от другого. А главное – мешают этому хмурому, грубому, неуклюжему человеку увидеть людей без угнетающих шор, без искажения. Можно говорить, что мы в значительной мере имеем такое обращение и такое отношение, которое сами же провоцируем или заслуживаем.

Правила формирования культуры чувств.

I. Встречать каждого человека, как обещание чуда, как таинственного  и прекрасного незнакомца, искать  и раскрывать эту тайну и  чудо с упорством старателя, не  опускать рук даже тогда, когда  попадается сплошь одна пустая  порода, и при этом самому поворачиваться  к нему самыми лучшими своими  сторонами.

II. Отбирать и запоминать  все, что когда-то и где-то показалось  красивым, достойным подражания.

III. Учитывать место и  время для проявления тех или  иных чувств. Несвоевременность  и неуместность даже самых  благородных чувств – один  из признаков бескультурья.

IV. Учитывать и ценить  не только сходные с нашими реакции и поведение, но и отличающиеся от них. Прежде всего, предусматривать различие по половому и возрастному признаку.

V. Знать, что культура  чувств утончает восприятие мира, а, значит, делает нас более ранимыми. Но одновременно и более стойкими  перед испытаниями, потому что  помогает регулировать свои эмоции, находить способы залечивать  раны, выходить из штопора с  помощью самосознания, самовоспитания, воли.

Иначе говоря, культура чувств помогает нам не только любить истинно по-человечески, но и страдать по-человечески. А это наиполезнейшая наука. Ведь кто не умеет падать, не научится взлетать. Умение страдать мужественно, гордо, спокойно и даже красиво – один из признаков нравственно и эстетически воспитанной личности [9, 23, 29, 57].

 

 

Тема IV. ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 
В СЕМЬЕ

 

Общение – взаимодействие людей, в процессе которого достигаются такие цели и задачи, как совместная деятельность, обмен информацией, воздействие друг на друга и управление одних другими, согласованность действий, намеренная передача мыслей, переживаний, оценок и т.д. Выделяют следующие его виды и формы: 1 – а) традиционные; б) функционально-ролевые; в) личностные; 2 – а) производственные; б) семейные; в) игровые; г) просветительские и т.д.; 3 – а) формальное; б) неформальное; 4 –  
а) специализированное; б) неспециализированное; 5 – а) непосредственное; б) опосредованное.

Общение в узком смысле понимается в социальной психологии как восприятие человека человеком, когда основную самостоятельную ценность приобретает личность общающихся индивидов. В этом смысле общение – большая общечеловеческая ценность, великая роскошь, «которую может себе позволить человек». Психологическое содержание общения, выражающееся в эмоциональных механизмах – это: сопереживание; сочувствие; доброжелательность; идентификация и т.д.

Потребность в общении реализуется, прежде всего, как эмоционально-чувственное общение, как живой индивидуализированный и эмоционально окрашенный процесс человеческих взаимодействий. Общение определяется психологической реальностью, межличностными отношениями, которые представляют собой различные чувства.

Семь «законов» супружеской гармонии рассматривает А.С. Спиваковская. В идеале – это: соединение, слияние и граница, взаимодополнительность, соотнесение целей и планов, узнавание, понимание и принятие, эмоциональная зрелость и чувство ответственности.

Шибутани говорит, что «основной аналитической единицей для изучения межличностных отношений является чувство». Саму потребность в общении в известном смысле можно интерпретировать как потребность в широком проявлении и многосторонней актуализации разнообразных человеческих чувств и переживаний. Так, самое высшее из них – любовь – это привязанность, единение, самопожертвование. Монолог Дон-Жуана у А.Толстого:

«Я в ней (любви) искал не узкое то чувство,

Которое, 2 сердца съединив,

Стеною их от мира отделяет;

Она меня роднила со вселенной.

Всех истин я источник видел в ней,

Всех дел великих первую причину».

О любви много сказано:

«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь».

«Любовь выступает как утверждение бытия человека».

В любви, по словам Гегеля, человек отказывается от сознания самого себя, забывает себя в другом «Я», но в  этом исчезновении и забвении впервые обретает самого себя и обладает самим собою.

«Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».

«Всякое человеческое общение основывается на предпосылке одинаковости ощущений у людей».

«Для того, чтобы понять других, надо самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций ... не поймет и другого».

Личностные смыслы интимного контакта: 1) средство релаксации;  
2) средство прокреации (продолжение человеческого рода); 3) рекреации (восстановления), 4) получение чувственных удовольствий, 5) познание;  
6) удовлетворения любопытства; 7) общения; 8) полового самоутверждения; 9) проверки (и демонстрации своих возможностей); 10) достижения каких-либо неэротических целей; 11) поддержания определенного ритуала; 12) привычки; 13) замены других способов эмоционального удовлетворения.

Принципы гармонии интимных отношений: 1) взаимопонимание,  
2) альтруизм, 3) постоянное владение собой, 4) полный и безоговорочный отказ от любого принуждения, 5) доверие, искренность, 6) взаимная верность, 7) признание взаимной исключительности и единственности друг друга, 6) максимальная ориентация на счастье и радость другого.

О законах совместимости

Противоречивые данные о сути супружеской совместимости: 1) Обозов Н. 2) Т. Галкина и Д. Ольшанский (в любовных парах – дополнительные темпераменты, в супружеских – одинаковые, семейные пары – противоположные темпераменты). Возможно смягчение темпераментов (за счет характера) через 3-5 лет совместной жизни. Наиболее «универсальными» партнерами являются флегматики. Н. Обозов обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по таким важным характеристикам, как:

          • общительность – замкнутость;

          • доверчивость – подозрительность;

          • зависимость от группы – самостоятельность;

          • озабоченность – беспечность;

          • романтизм – реализм;

          • тревожность – уверенность в себе;

          • эмоциональная нестабильность – эмоциональная устойчивость.

Гипотеза Р. Винча, утверждавшего обязательную «взаимодополнительность» людей в устойчивых союзах, по данным Н. Обозова, оказалась опровергнутой. Т. Карцева изучала дружеские пары и обнаружила, что в них объединяются и по сходству, и по различию. Это – не противоречие!

Открыт закон совместимости: врожденные качества в совместимых парах должны быть контрастны, а приобретенные – подобны!

Три основные функции ухаживания: 1) накопление совместных впечатлений и переживаний; 2) все более глубокое узнавание друг друга;  
3) проектирование семейной жизни.

В совсем молодых парах происходит: 1) вхождение в мир друг друга; 2) распределение труда и обязанностей в семье; 3) решение жилищных и финансовых проблем; 4) вхождение в роли мужа и жены; 5) деформирование личности; 6) процесс приобретения жизненного опыта; 7) взросления и возмужания.

Молодая семья характеризуется: 1) рождением ребенка, напряженностью бюджета; 2) резким ограничением развлечений, отдыха, досуга;  
3) возрастанием физической и нервной усталости; 4) обострением проблем профессионального продвижения и 5) достижением общественного статуса; 6) изменением любви и формированием супружеской дружбы.

В среднем браке происходит: 1) стабилизация семейных отношений; 2) есть супружеская дружба, 3) взаимная поддержка, 4) стабилизация распределения труда и обязанностей, 5) стабилизация материального положения, 6) подросли и стали достаточно самостоятельными дети.

В пожилых браках: 1) обострение супружеских проблем, связанных с приобретением детьми самостоятельности и независимости, 2) усталость супругов друг от друга, 3) дисгармония сексуальных потребностей и возможностей, 4) психологическое отчуждение – это достаточно типичные характеристики.

В любой семье осуществляется:

 


 

 

 

 

 

 

Психологическая сущность адаптации – во взаимоуподоблении супругов и во взаимном же согласовании мыслей, чувств и поведения.

Виды супружеской адаптации:

      • материально-бытовая;

      • нравственно-психологическая;

      • интимно-личная;

      • адаптация к образу жизни (приспособление к статусу, согласование образцов внесемейного поведения, обязательное включение их в круг взаимных родственных связей).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейные роли (по Т.С. Яценко): сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. Рассматривается взаимодействие ролей: 1) компоновка и взаимодополнительность ролей; 2) присутствие всех 4-х ролей; 3) исключение дополнительных ролей.

По К. Килпатрику (американский социолог) существует 3 вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, роли партнеров. Он выделяет также первичную межличностную адаптацию (три ее аспекта): аффективный, когнитивный, поведенческий.

Успешная межличностная супружеская адаптация – это эмоциональная близость, высокая степень взаимопонимания, развитые умения организации поведенческого взаимодействия.

«Я» + «Я»    в «Мы»


Рассмотрим 3 стороны общения в семье.

I. Коммуникация: констатирующая (простое сообщение) и побудительная (приказ, просьба, совет + активация, запрет, интердикция, дестабилизация (рассогласование).

II. Интеракция: 1) кооперация  и конкуренция.

III. Социальная перцепция (эффект ореола, механизмы: идентификации  и рефлексии и др.).

Существует и вторичная (негативная) адаптация: ее необходимо предотвращать.

Семейные конфликты изучал американский психолог М. Дойч и выделил 6 типов конфликтов: подлинный; случайный или условный; смещенный; неверно приписанный; латентный (скрытый); ложный (из-за ошибок восприятия друг друга) [16].

Конфликтные супружеские пары (по В.А. Сысенко):

      1. В течение брачной жизни у них длительное время сохраняется слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, желаний, основных взглядов и жизненных установок. Процесс их отождествления и слияния по каким-то причинам затруднен.

      1. Автономные потребности и интересы конфликтующих супругов слишком часто вступают в конфронтацию, рождая стрессовые ситуации.

      1. Любовь между супругами постепенно угасает, не переходя в прочную супружескую дружбы.

      1. Не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психологическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность.

      1. Часто теряется взаимное уважение.

      1. Наблюдается рассогласование в сфере домашних дел.

      1. Происходит накопление отрицательных чувств и эмоций по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции.

Сысенко В.А. – о видах конфликтов:

    1. несогласованное, несправедливое распределение обязанностей в семье; различное понимание прав и обязанностей;

    1. хроническое неудовлетворение каких-либо потребностей;

    1. недостатки и дефекты воспитания.

Причины:

а) неудовлетворение сексуальных потребностей;

б) неудовлетворение потребности в ценности и значимости своего «Я»;

в) неудовлетворенность потребностей в положительных эмоциях;

г) пристрастие к алкоголю, азартным играм и т.д.

д) финансовые разногласия;

е) неудовлетворение потребностей во взаимопомощи;

ж) различные потребности в сфере отдыха и досуга [49].

Информация о работе Психологические особенности детей до 7-8 лет