Психологические особенности детей до 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Файлы: 1 файл

молодич.docx

— 155.23 Кб (Скачать файл)

Цели и задачи подготовки позволят предотвратить возникновение многих семейных проблем. Так, исследования показывают, что 26% ответили, что в первый же месяц начались ссоры в семье; 41% – в первый же год.

Подготовка к супружеской жизни – условие гармоничного развития личности и семейных отношений.

В процессе подготовки школьников к семейной жизни необходимо подчеркнуть, что одно только чувство – недостаточное основание для вступления брак. Внутренняя прочность семьи зависит от обоюдного взаимопонимания, от стремления во время разногласий искать причину в себе, а не в другом.

Существуют разнообразные формы и методы проведения занятий с целью подготовки к семейной жизни. Необходимо сочетать методы:  индивидуального и коллективного; косвенного и прямого воздействия (педагогом, родителями, психологом).

Используются следующие методы изложения материала:

А. Рассказ. Требования: эмоциональность речи, тактичное использование примеров из литературы и жизни, тщательный отбор фактического материала, использование наглядных средств и элементов беседы.

Б. Объяснение. Обращение особого внимания на анализ фактов, примеров. Истолкование разных положений излагаемого материала, четкая аргументация.

В. Лекция. Принципы чтения лекции:

      • научность;

      • связь теории с практикой;

      • доступность;

      • соответствие возрастным психологическим особенностям;

      • привлечение учащихся к подбору материала.

Г. Беседа. Активизация учащихся и проблемные вопросы. Тактичность учителя. Создание доверительной обстановки на уроке.

Выполнение школьниками самостоятельных заданий (прочесть по рекомендации, провести опрос).

Самостоятельная подготовка учащихся к практическим заданиям:

а) сочинение, б) анкетирование, интервью, в) самохарактеристики,  
г) составление бюджета, д) составление меню на неделю.

Д. Иллюстрация и демонстрация ТСО, видеоматериалов, кинофильмов.

Фильмы для обсуждения:

  1. «А если это любовь?»

  1. «Романс о влюбленных»

  1. «Сцены из семейной жизни»

  1. «Вам и не снилось»

  1. «Молодожены»

  1. «Молодая жена»

  1. «Городской романс» и др.

Ознакомление с видами деятельности, необходимыми для самостоятельной жизни является составной частью подготовки молодежи к семейной жизни. Это такие виды домашней работы:

      • приготовление пищи;

      • уход за собой;

      • забота об одежде;

      • забота о чистоте помещения; и т.д.

Требования к методам воспитания семьянина можно свести к следующим:

1. Комплексное применение  методов воспитания.

2. Метод убеждения в  воспитании семьянина. Содержательность  и эмоциональность убеждений. Средства убеждения: учебная работа, разъяснительная, индивидуальная и коллективная беседы, вечера и конференции, диспуты, вечера встреч с молодоженами, супружескими парами, отметившими «золотую» и «серебряную» свадьбы; классные часы, ученические собрания и т.п.

3. Беседа. Примерная тематика:

1-3 кл. – о значении семьи в жизни человека, об уважении к матери и отцу, дедушке и бабушке, сестрам и братьям;

5-6 кл. – твоя родная семья, детство родителей, твои обязанности в семье, кого можно считать настоящим товарищем;

7-8 кл. – огонь родного очага, перед матерью в вечном долгу, тепло рабочей ладони отца, культура поведения в семье, дружили мальчик с девочкой и др.

9-11 кл. – сам себя воспитать должен, твой труд в семье, хочешь иметь друга, будь им, слово о любви.

4. Диспут. Конференция. Положительный  пример. Метод упражнения. Метод  решения проблемных ситуаций.

Работа с родителями включает: а) ознакомление родителей с целями подготовки к семейной жизни; б) участие родителей в проведении бесед;  
в) особенности подготовки на разных возрастных этапах; г) оказание родителями помощи школе.

Необходимо осуществлять межпредметные связи в подготовке школьников к семейной жизни. В современный период развития отраслей практической психологии учителям стал доступен для освоения широкий диапазон психологических технологий и техник (приемов) подготовки молодежи к семейной жизни. Однако, профессионально применить средства социально-психологической и психолого-педагогической диагностики проблем семьи, провести психопрофилактику трудностей семейной жизни (в общении, в воспитании детей), а также психологическое консультирование и психокоррекцию семейных отношений может специально подготовленный психолог.

В отечественной науке и практике работы с семьями сформирована психограмма личности учителя, осуществляющего подготовку школьников к семейной жизни. Часть этой психограммы приводим ниже. Она представляет собой требования к личности педагога в подготовке школьников к семейной жизни. Основные из них:

    1. Глубокое и всестороннее знание предмета на современном научном уровне.

    1. Творческое отношение к делу.

    1. Авторитет и личный пример.

    1. Убежденность.

    1. Педагогический такт и психологический такт.

    1. Эмоциональность.

    1. Доверие.

    1. Доброжелательность.

    1. Искренность.

    1. Знание психологии возраста и пола.

    1. Умение учителя общаться и с родителями, и с детьми.

    1. Владение методами обучения, воспитания, развития и просвещения в русле рассмотрения и решения семейных проблем.

    1. Непрерывное самообразование (самообучение, самовоспитание, саморазвитие и самопросвещение).

Эти требования предъявляются и к семейному консультанту-психологу. Развернутая профессиограмма (часть которой составляет психограмма) предложена в работах Е.М. Лысенко и Т.А. Молодиченко по проблемам индивидуального и группового психологического консультирования (и других публикациях автора этого пособия [24, 25, 27, 28]).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Практика семейного консультирования претерпевает в настоящее время изменения в зависимости от общего социально – экономического и нравственно – духовного контекстов.

Поэтому большое значение имеет подготовка практических психологов посредством освоения этих контекстов их профессиональной деятельности.

Подтекстами этой работы являются: выход на более высокий уровень профессионализма, качество отношений и общения в семье, качество подготовки молодёжи к семейной жизни, а также достижение эффекта непрерывного самообразования специалистов – психологов и педагогов в соответствии с контекстами окружающей российской действительности.

Настоящее пособие отражает содержание актуальных проблем семьи – того, с чем должны работать семейные консультанты и тех, с кем они должны работать.

Следующее пособие по семейному консультированию планируется посвятить технологиям и технике консультирования семей, имеющих детей, как с недостатками в развитии, так и сверхнормативно развивающихся (одаренных, способных, талантливых).

 

 

Библиографический список

 

  1. Андреев Е.М. Истоки любовной страсти // Человек. 2002. № 1. С. 144-157.

  1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1985.

  1. Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологическое исследование). М., 1980.

  1. Бестужев-Лада И.С. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979.

  1. Бестужев-Лада И.С. Молодость и зрелость. М., 1984

  1. Василёв К. Любовь. М., 1982.

  1. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976.

  1. Гозман Л.Я. О возможности социально-психологического исследования семьи. //Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. С. 82-97.

  1. Гендер, власть, культура: социально-антропологический подход. Саратов, 2000.

  1. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1978.

  1. Иванов М.А. Брак, семья, дети. М., 1976.

  1. Карпова А.К. Социально-психологические комментарии к портрету латышской семьи. Любовь по-латышски или как заслужить сакту. // Alter Ego, 1991. № 1.  
    С. 27-31.

  1. Кирьянова О.Г. Кризис американской семьи. М., 1984.

  1. Климова С.В. Любовь как социальный феномен. Саратов, 2002.

  1. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. // Вопросы психологии. № 1. 2003. С. 61-78.

  1. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

  1. Кузнецова Л. Женщина на работе и дома. М.,1978.

  1. Кон И.С. Дружба. М., 1980.

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1986.

  1. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47.

  1. Корик Г.Г. Медицинские аспекты брака. Л., 1973.

  1. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.

  1. Линчевский Э. Любовь и нравственность. М., 1975.

  1. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Индивидуальное психологическое консультирование. М., 2006.

  1. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование. М., 2006.

  1. Молодая семья. М., 1978.

  1. Молодиченко Т.А. Психодиагностика в семейном консультировании. Саратов, 2003.

  1. Молодиченко Т.А. Любовь, молодая семья и проблемы семейного консультирования. Саратов, 2006.

  1. Ненашев К. Этика счастья. М., 1977.

  1. Нойберт Р. Новая книга о супружестве. М., 1967.

  1. Обозов Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6.

  1. Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. // Вопросы психологии. 1984. № 3.

  1. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Психодиагностика супружеских затруднений. // Психологический журнал. Том 3. № 2. 1982. С.147.

  1. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. М., 1993.

  1. Процессы межличностного восприятия в семье. // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 210-231.

  1. Потолок пола. Новосибирск, 1998.

  1. Рюриков Ю. Три влечения. М., 1968.

  1. Рюриков Ю. Трудности счастья. М., 1976.

  1. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.

  1. Совет да любовь /под ред. Ю. Рюрикова. М., 1981.

  1. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

  1. Семья в кризисном обществе. М., 1993.

  1. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

  1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2003.

  1. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребёнка. Саратов, 1996.

  1. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.

  1. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. 1982. №  4. С.104-115.

  1. Суслопарова Л. Семейные традиции. М., 1979.

Информация о работе Психологические особенности детей до 7-8 лет