Психологические особенности детей до 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Файлы: 1 файл

молодич.docx

— 155.23 Кб (Скачать файл)

В экспериментальных методиках используется один принцип (хотя вариантов много): супругам предлагается выполнять совместную работу, организованную так, что успех выполнения задачи зависит не от отдельных правильных решений каждого, а от согласованности совместных действий. Существуют 1) лабиринтные задачи, в которых движение ручек, управляемых партнерами, связано таким образом, что при каждом движении необходимо учитывать степень отклонения, произошедшего у партнера (так можно изучать и общение).

Используются также карты города, на которых отмечаются маршруты у жены, а у мужа таких отметок нет. Между мужем и женой – экран, заслоняющий карты, но позволяющий видеть собеседников. Муж должен по описаниям жены восстановить два маршрута, а жена должна «провести» своего мужа по указанному пути. Оба супруга могут задавать друг другу вопросы, просить повторить, уточнить. Супружеские пары могут очень сильно отличаться не только по скорости и успешности выполнения задания, но и по тому, какую стратегию выбирают для совместной работы, насколько быстро находят наиболее эффективные пути совместных действий, насколько точны и лаконичны в своих речевых высказываниях. Можно определить и способность супружеских пар к разрешению конфликтов (незаметно для супругов внести некоторые несовпадения в карты). В семьях с затяжными конфликтами ошибка вообще не находится, а приводит к аффективному общению… Записав на магнитофон, можно использовать запись для анализа.

Для изучения семейных отношений применяют и ролевые игры (или метод драматизации): а) «ты опять задержался на работе», б) «почему ты так говорил со мной?», в) «мы опять поссорились». Очень полезно, когда супруги разыгрывают эти ситуации не за себя, а за партнера, т.е. меняются ролями. Полезен этот метод и для осознания, и для повторного эмоционального переживания конфликта, и для получения облегчающего эффекта.

Главное – необходимо желание супругов: любовь во всем многогранном значении этого слова с годами приходит к тем, кто неустанно трудится, кто много чувствует, много размышляет, кто способен изменять что-то в самом себе.

 

 

Тема V.  СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание детей – это важнейшая функция семьи. В нем важнейшими требованиями являются (по А.С. Спиваковской) адекватность, гибкость и прогностичность родительской позиции.

Рассмотрим типы воспитания, распространенные в исследованных семьях. I классификация: чрезмерная опека; излишняя требовательность.  
II классификация: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная (симпатия, уважение, но дистанция); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция). Кроме общего, есть и особенности отношений в зависимости от типа семьи.

Выделяют три типа воспитания в неполных семьях без отца – это:

    1. Тенденция матери никогда не упоминать об отце. Это целесообразно, если в момент развода ребенок был настолько мал, что не запомнил отца (или он его не знал совсем, т.е. родился без регистрации брака). Но объяснить позднее надо.

    1. Попытки обесценить отца. Эта позиция матери во всех случаях неблагоприятна. Затем обиды ребенка могут перейти на мать и нарушится контакт…

    1. Создание у детей (ребенка) представления об отце как об обычном человеке, имеющем и достоинства, и недостатки. От матери это  требует терпения, выдержки, самоконтроля, подавления обиды ради ребенка. Это лучшая позиция.

Молодежь выделяется в составе населения общества как особая социально-демографическая группа, характеризующаяся совокупностью присущих ей черт. Это не только возраст, но и положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, потребности и социально-психологические свойства, обусловленные характером социально-политического строя, общественными отношениями, исторической ситуацией.

В период молодости происходит подготовка и включение человека в общественное производство. Это и определяет положение молодежи в обществе как главного резерва восполнения  и расширения трудовых ресурсов. По молодежи сегодняшнего дня можно судить, какова будет главная производительная сила общества завтра.

Предпосылкой изучения молодежи является ее социально-демографический анализ. В литературе и практике нет единого подхода к определению возрастных границ молодежи. Однако все в большей мере становится принятой точка зрения об отнесении к молодежи людей в возрасте 16-30 лет. Верхняя граница 29-30 лет определена более условно. По мнению специалистов, в условиях современного общественного производства именно к этому возрасту у юношей и девушек в основном заканчивается процесс социального формирования трудового и профессионального становления. Возрастные границы той или иной группы населения нельзя считать неизменными, они зависят от социальных условий, темпов изменения общественной жизни и функций.

В социальной психологии воспитания необходимо использовать знания о молодежи не только как о большой социальной группе, но и как о малой группе, в которой выделяют: структуру: 1) подструктуру (или сеть) коммуникаций; 2) подструктуру предпочтений; 3) систему отношений референтности; 4) подструктуру власти (психологического распределения отношений руководства и подчинения). Типы власти при этом: а) принуждающая, б) узаконенная, в) вознаграждающая, г) информационная, д) экспертная, е) референтная.

Внутригрупповой статус и другие социально-психологические характеристики группы (ценности, установки, роли) также важны.

В семейном воспитании учитываются также следующие социально-психологические условия: виды юношеской дружбы, особенности первой любви молодой семьи, а также других типов семей. В качестве социально-психологического контекста семейного воспитания большое значение имеют: социально-психологический климат семьи, особенности общения и отношений и т.д.

Для формирования личности ребенка в семье осуществляются воспитательные воздействия в русле разных направлений воспитания. Рассмотрим в качестве важнейшего из них половое воспитание, особенно значимое для подготовки детей и молодежи к будущей семейной жизни. (Напомним, что выше мы говорили о некоторых аспектах эстетического воспитания).

Основные ошибки в половом воспитании: 1) зажим естественных реакций (не только половых), 2) излишне строгое (изоляция от противоположного пола), 3) выработка ненависти к противоположному полу, 4) сглаживание половых различий, половая унификация, 5) привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.

Для осуществления семейного воспитания важно:

1) чтобы был высокий  уровень информированности родителей  и детей друг о друге;

2) высокий уровень взаимопонимания.

Нормальное общение в семье – это процесс активного взаимодействия, взаимовлияния. Интенсивность и эмоциональная окрашенность общения;

3)-е, что важно для семейного  общения – особое доверие;

4) умение соблюдать нормы  общения (культуры общения), культура  чувств;

5) взаимооценки общающихся сторон.

В семье доминирующими являются личные отношения:

1) возрастные особенности  детей и общения с ними,

2) особенности личности  детей и родителей,

3) стили общения и их  последствия.

Так, в США в 1976 г. согласно официальной статистике в 15 штатах США 22% всех несчастных случаев и травм приходилось на долю детей в возрасте от 5 до 15 лет. Во всем мире сейчас миллионы детей школьного возраста, не посещающих школы. 76% японских учителей применяют телесные наказания.

От ⅔ до ¾ американских семей – нуклеарные (по данным Э. Тоффлера), из них только 34% – собственно нуклеарная семья (муж, жена и дети), 34% – нуклеарная полная семья, 6.2% – неполные семьи, где глава – женщина, 0,6% – нуклеарная полная семья, где глава – мужчина. Каждый 7-ой ребенок вырастает без отца. Увеличивает трудности в семейном воспитании разнообразие видов «брака» в США: открытый брак, групповой брак, суингерство, сепаратный брак, смешанный, расширенный, пробный брак [13].

Личность начинается в семье. Семейное воспитание по своей сущности всегда имеет общественный характер. Степень участия отца и матери в семейном воспитании различна. На вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» – получены ответы: на матери – 50%, на отце и матери в равной степени – 42%, на отце – 7%, на других членах семьи – 1%. В городе Щелково состоялась конференция отцов. Перед конференцией учащимся 4-8-х классов было предложено написать сочинение на тему: «Папа в нашей семье». Среди сочинений были и такие, в которых дети прямо говорили о безразличном отношении к ним отцов, об их безответственном поведении в быту, об увлечении спиртными напитками.

Выделим ошибки в семейном воспитании:

                1. связанные с неправильными действиями отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

                1. неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Частные ошибки:

а) на воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период);

б) отсутствие единых потребностей и четкой линии в воспитании сына (дочери);

в) слепая, неразумная любовь;

г) единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи;

д) у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким;

е) нетребовательность родителей к сыну (дочери);

ж) из-за болезни сына (дочери) родители не предъявляют нужные требования, боясь ухудшить ее (его) здоровье;

з) семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания;

и) сын (дочь) избалован(а) хорошими материальными условиями;

к) противоречивость воспитательных воздействий;

л) чрезмерная строгость (авторитаризм) по отношению к сыну (дочери);

м) родители поддерживают недовольство сына (дочери) школой, учителями;

н) родители «делят» детей на любимых и «постылых» и многое другое.

Условия эффективного семейного воспитания:

  1. Общество проявляет заботу о семье, престиж материнства и отцовства ставится вровень с гражданскими обязанностями человека.

  1. Уже в школьном возрасте подрастающее поколение проходит специальную подготовку к семейной жизни.

  1. Структура семьи соответствует потребностям общества и педагогически целесообразна: имеется мать, отец, несколько детей; желанными являются бабушки и дедушки.

  1. Основой семьи является честный общественно полезный труд взрослых. Ценность такого труда незаметно, естественным путем, как бесценное наследство передается детям.

  1. Основой отношений между супругами является взаимная любовь, долг друг перед другом, доверие, ответственность за выполнение гражданского долга по воспитанию детей.

  1. Семья – дружный коллектив, где один за всех и все за одного. Этот коллектив имеет общие перспективы, направленные на достижение лучшего будущего всей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. При этом семья осознает себя первичной ячейкой общества.

  1. Семья стремится к тому, чтобы круг общения взрослых и детей был как можно более широким и содержательным.

  1. Родители постоянно повышают уровень своей педагогической культуры, занимаются педагогическим самообразованием, принимают активное и примерно равное участие в воспитании детей, имеют тесную связь со школой и общественностью.

  1. В семье существует единство и согласованность педагогически целесообразных требований к детям. Эти требования применяются с любовью, добром, уважением.

  1. Родители постоянно контролируют свою педагогическую деятельность, учитывая ошибки своего прошлого опыта воспитания; предвидят, как нынешние воздействия скажутся на детях в будущем.

  1. Родители стремятся принимать посильное систематическое участие в воспитательной работе школы и общественной жизни (работе) по месту жительства.

  1. Общество постоянно осуществляет тактическое руководство семейным воспитанием, в первую очередь, посредством оказания помощи семье и повышения психолого-педагогической культуры родителей [2, 5, 11, 13, 39, 42, 46, 50, 52].

 

 

 

Тема VI.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 
И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ  
ШКОЛЬНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 

Современные брачно-семейные отношения требуют, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической подготовленности, культуры быта. В современной науке выделяют следующие аспекты подготовки школьников к семейной жизни:

  1. Общесоциальный.

  1. Этический.

  1. Правовой.

  1. Психологический.

  1. Физиолого-гигиенический.

  1. Педагогический.

  1. Эстетический.

  1. Хозяйственно-экономический.

Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует результаты воспитания в другой. Известно, что ¾ семей распадаются из-за очень слабой нравственной и психологической подготовленности к браку. Сухомлинский В.А. подчеркивал, что верная и чистая любовь заключается в том, чтобы постоянно отдавать свое духовное богатство другому. Именно лишь отдавая, получишь. Эгоцентрические проявления мешают человеку быть счастливым.

Информация о работе Психологические особенности детей до 7-8 лет