Психологические особенности детей до 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Файлы: 1 файл

молодич.docx

— 155.23 Кб (Скачать файл)

Донжуанство не помогает разгадывать скрытые свойства женской души… («Самая странная вещь – сердце человеческое вообще, а женское в особенности» – М.Ю. Лермонтов).

Девушке тоже важна эта последовательность – через первую любовь. Ей важно знать какая она сама через это отношение, которое проявляет юноша (мужчина).

Опыт первой любви не гарантирует от срывов, заблуждений, даже от падения, но образ-стиль отношения первого влюбленного будет мерилом на всю жизнь. Первая любовь – прививка от возрастного цинизма.

Человек флегматического склада обычно склонен начинать с дружбы, постепенно влюбляться, без молниеносных метаморфоз. Холерики и сангвиники часто влюбляются с «первого взгляда». Важно соответствие «объекта – субъекта» любви с идеалом.

Интимное наслаждение, вызванное специфическими любовными ощущениями, имеет стадии интенсивности. Если наслаждение является чисто физическим, оно исчезает бесследно. По критерию силы разделяют следующие любовные восприятия:

      1. флирт (ухаживание);

      1. сексуальная игра;

      1. половой акт.

Главным средством женского флирта является кокетство. Мужской флирт заслуживает осуждения, если в нем есть неискренность, лицемерие, грубая «техника» обольщения женщины. Отсутствие уважения к женщине, эмоциональности отношения, «серьезности» шутки свидетельствует о низком уровне культуры поведения.

В половых взаимоотношениях мужчину и женщину привлекают контрастные формы внешней красоты. Соединение эмоционально привлекающих друг друга мужчины и женщины происходит на основе взаимодополнения биоанатомических индивидуальных качеств. Симпатия развивается как результат взаимодействия 2-х групп факторов – общности интересов, ценностных ориентаций и различия, несхожести темпераментов.

Трагедии любви основываются на том, что она: а) безответна; б) социально исключена; в) будучи разделенной, сталкивается с серьезными препятствиями. Например, с ситуацией «треугольника».

…Любовь всегда ищет отклика, общения, взаимности. Безразличие жестоко ранит ее: «Любовью оскорбить нельзя. Нас оскорбляет безучастье» (Лопе де Вега «Собака на сене»).

В психологии существует понятие: «формула любви» (кто совместим?) В исследованиях психологов показано, что у совместимых есть: а) взаимодополнение биоанатомических индивидуальных качеств (например, цвета волос, глаз, темпераментов), т.е. того, что передается по наследству; б) общность интересов и ценностных ориентаций – того, что формируется при жизни.

Рождение любви и ее «признаков» происходит по следующим линиям одинаково:

      • феномен «плывущей Земли» (Хемингуэй);

      • мысль о похожести, родстве душ;

      • постоянно думаю об этом человеке;

      • хочу слиться душой и телом;

      • хочу детей с этим человеком;

      • не хочу разлучаться даже под страхом смерти.

(Пример из романа: «Любовь сильнее смерти» – Голсуори).

Любовь для многих людей на Земле является основой счастья. Однако, часть людей воспринимает ее при этом как силу личности, а другие – как слабость. Мудрость любви – в ее многообразии и первичности по отношению к новой человеческой жизни, в межпоколенной преемственности и вечности.

***

Любовь – не слабость, это – сила,

Всегда нова, хоть век живи.

Любовь спасла и воскресила.

Она – Храм Спаса – на – Крови…

/Т.А. Молодиченко/

 

Любовь как социальный феномен рассматривается в работах социологов и социальных психологов. Так, С.В. Климова в авторском исследовании любви выявила женские и мужские модели любви на основе опроса большой выборки респондентов. В основу моделей были положены предложенные этим ученым типы личности женщин (рациональные, требовательные, активные, сексуальные) и мужчин (сексуальнозависимые, требовательные, рациональные, понимающие). С.В. Климовой были рассмотрены с точки зрения социологии эротические ситуации неравных по возрасту союзов и гендерное неравенство эмоций как актуальные проблемы современной России [14].

Л.Я. Гозман, будучи социальным психологом, подчеркивает, что исследований любви в отечественной науке совершенно недостаточно, несмотря на понимание важности ее контекстно-подтекстных значений для укрепления брака и семьи как социального института [8].

Конфликтность по отношению к нормам общества, выделяемая авторами как одна из причин любви, при рассмотрении с социальных позиций, не носит чисто интеллектуальный характер, а наполняется психологическим содержанием. В социальной психологии исследуются детерминанты любви, ее динамика, оптимизация отношений. Принципиально важными являются факты, свидетельствующие о позитивном социальном значении и личной значимости любви, которая возникает не в результате неприспособленности человека к миру, неуверенности в себе, патологии личности, а как возможность отдавать себя, помогать любимым людям. Символичны в этом смысле слова одного из героев фильма «В бой идут одни старики» о том, что ненависть разрушает, созидает только любовь. А великий русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «…Бессердечие порождает равнодушие к людям, равнодушие – себялюбие, себялюбие – жестокость». Любовь ж е- это антипод бессердечия.

Типы любви (по В.В. Столину), выявленные в семьях разного типа:

    1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).

    1. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но недостаток близости).

    1. Любовь по типу действенной жалости (симпатия, близость, отсутствие уважения).

    1. Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция) предполагает доминирование одного из супругов, например, – «родитель – дитя».

Типы отношений в ситуации семейных конфликтов (по В.В. Столину):

    1. Антипатия, уважение, близость.

    1. Антипатия, неуважение, близость: демонстрация антипатии и неуважения усиливают чувство взаимной связи. И это может длиться долго.

    1. Антипатия, уважение, отсутствие близости («военные действия»).

    1. Антипатия, неуважение, отсутствие близости – игнорирование.

 

 

 

 

 

 

 

Тема II.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ СЕМЕЙ  
И ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

Одной из классификаций семей является следующая: полные, многопоколенные, неполные семьи, семейные группы. Рассмотрим сначала психологические характеристики всех типов семей.

«Театр» одной семьи (по Спиваковской) предстает в следующих формах:

      1. Внешне «спокойная семья» (чувство ответственности преобладает).

      1. Вулканическая семья (спонтанность, эмоциональная непосредственность, ответственность отношений).

      1. «Семья – санаторий» (как место для отдыха и черпания новых сил).

      1. «Семья – крепость» (-): (цель одного из супругов – удерживание любви и заботы другого любой ценой»).

      1. «Семья – крепость» (+): (выраженное усиление чувства «мы» семьи).

      1. «Семья – театр» (игра и эффект, направлены  на людей и вне семьи).

      1. «Семья – третий лишний» (без детей или незначимость детей).

      1. Семья «с кумиром» (ребенок – в центре).

      1. «Семья – маскарад» (несогласованность жизненных целей и планов супругов, к ребенку предъявляются различные требования).

Неполная семья характеризуется стремлением женщины сохранить семью зачастую с помощью манипулирования (воздействие через ребенка на своего супруга). Это первая трудность. Вторая трудность – усиление неуверенности самой матери в своей родительской роли. Последствия этих трудностей отражаются в поведении матери-одиночки. После развода возникает часто ситуация: «Родитель на выходные дни». Многие (большинство) неполных семей – это мать и ребенок. С первых же дней после развода возникает дилемма: говорить или молчать о разводе?

Существует много вариантов ответов. Совсем не говорить нельзя, но во все подробности можно не посвящать. Дети в общении со сверстниками в таких ситуациях часто фантазируют. Маме необходимо подготовить ребенка к подобным ситуациям. Она должна быть уверена и спокойна. Недомолвки, неискренность не менее травматичны для детей, чем известие о смерти одного из родителей. Необходим учет обстоятельств, возраста ребенка. Горе должно сблизить ребенка с родителем, но и щадить эмоции ребенка нужно, и тем больше, чем он младше. Истинная причина – не в самом переживании ребенка, а в неправильном поведении взрослых по отношению к детям. Внимательность и тактичность к детям – обязательны во всех ситуациях.

Множественность семейных ролей – характеристика неполной семьи. В полной семье женщина выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости, доверительности, понимания. А отец – функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все это выпадает матери. При попытке выполнять все задачи оказывается, что выполнить всё успешно невозможно, поэтому лучше выбрать или «материнское» или «отцовское воспитание» (лучше материнское). Нравоучения, угрозы и наказания не должны преобладать над похвалами и одобрением.

С экономическими трудностями надо знакомить постепенно. Плоха и другая крайность – нежелание признавать экономической ослабленности семьи. В этом случае мать старается изо всех сил, а ребенок (дети) не знают, не понимают трудностей и не сочувствуют матери.

В позиции «жертвы» мать внушает чувство благодарности, создает культ самопожертвования, забывая о том, что нельзя требовать благодарности за появление на свет, за любовь и заботу, которые являются естественным родительским долгом.

Испуг, растерянность у матерей-одиночек в связи с тем, что им кажется: они что-то недодают ребенку (из-за повышенной ответственности и привязанности к ребенку – часто). Это может плохо повлиять на ребенка и сформировать у него неуверенность и чувство опасности.

Распространенная ошибка – попытка заполнить ребенком всю жизнь… Это может превратиться в свою противоположность – мать испортит своему ребенку жизнь. (Принося в жертву себя, будет требовать от ребенка принести свою жизнь в жертву матери).

Открытая неполная семья. Необходимо знать о достоинстве одиноких матерей, их толерантности перед мещанскими суждениями о них, поддерживать эти качества.

Любая семья (тем более неполная) имеет право на счастье. Нельзя замыкаться в горе, тогда неполная семья не будет одинокой. Женщина должна думать и о ребенке, и о себе, и о других людях, брать у них бодрость и помогать им отсутствием чувства своей обделенности, ущемленности. Если они будут видеть её мужество, силу, мудрость, нежность и доброту – будут тянуться к такому человеку.

Преобладающим типом семей (и не только в России) является нуклеарный. Нуклеарная семья (полная) – это единство родителей и детей. Такие семьи изучены более широко и глубоко, чем неполные и многопоколенные. Многопоколенная семья состоит из родителей, детей, дедушек, бабушек (и прадедушек, прабабушек – что встречается реже). Еще в меньшей степени изучены семейные группы, что будет рассмотрено ниже.

Семейные группы – это союз семей прямых поколений (семья детей – семья родителей). Первые их исследования проведены в 60-х годах в Ленинграде, Норильске, Воркуте, Ташкенте. Позднее число таких исследований не росло.

В 60-х годах начался процесс стабилизации семьи и стабилизировался в 70-х: сократилась доля крупных семей и снизилась рождаемость. Преобладающий тип семьи – супружеская пара с детьми или без детей. Резко увеличилась доля старших возрастных групп. Растет число одиночек. Растет доля неполных семей. Это объясняется высоким уровнем разводимости (в настоящее время – 50% в среднем по России). На этом фоне особенно ценно межсемейное общение, взаимопомощь, моральная поддержка. А условий для него мало (разобщены территориально, живут отдельно, много времени тратят на дорогу).

Сложная семья и семейная группа – не одно и то же. Если семьи проживают вместе или общаются – это семейные группы (в случае самостоятельного ведения хозяйства). Если хозяйство общее – это сложная семья. Наименее устойчива сложная семья, состоящая из 2-х брачных пар разных поколений. Если старшее поколение представлено одиночкой, семья более стабильна. В сложной семье  при общности хозяйства должно быть единство экономических интересов молодых и пожилых, общность их ценностных ориентаций.

Качественное своеобразие семейной группы – в более свободном по сравнению со сложной семьей характере отношений между поколениями – родителями, взрослыми детьми, внуками. Они объединяются интересами воспитания детей, взаимопомощи, наследования. Противоречивость семейной группы – в наличии двух противоположных тенденций: автономии и тяготении друг к другу.

В отличие от боковых линий прямые линии родства – основные в семейной группе и ими выполняются ведущие функции: взаимопомощь; свободное общение; контакты определяются наличием детей (внуков); возраст родителей определяет интенсивность общения и др.

Информация о работе Психологические особенности детей до 7-8 лет