Психологические особенности детей до 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Этап новорожденности - это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Файлы: 1 файл

молодич.docx

— 155.23 Кб (Скачать файл)

Под семейной группой понимается группа семей (две и более) находящихся в прямом родстве или родственники одного из супругов, проживающих совместно или раздельно, связанных общностью материальных интересов, морально-психологических и эмоциональных отношений, заинтересованностью во взаимопомощи, информации и общении.

В неродственных группах семей доминирует принцип избирательности общения, а в родственных – нравственной ответственности одной семьи за другую. Функции: организация жизнедеятельности каждой семьи; взаимодействие 2-х и более родственных семей (совместный отдых, воспитание). С развитием сферы обслуживания можно ожидать снижения роли утилитарных целей межсемейной взаимопомощи и повышения роли личностного и межличностного общения, реализуемого в свободное время.

 

 

Стадии развития семейных групп

Под жизненным циклом семейной группы понимается период сосуществования взаимосвязанных родственных семей, который характеризуется чередованием жизненных фаз. Наиболее ярко стадии семейных групп проявляются в: а) составе молодой семьи; б) наличии и возрасте детей;  
в) социально-возрастных характеристиках старшего поколения.

Эти признаки определяют межсемейное общение.

I стадия. Бездетная брачная  пара, возраст женщины  в семье  – до 70 лет, продолжительность этой  стадии примерно 2 года. В условиях  регулирования деторождения стадия  удлиняется до 3-5 лет. Общение не  интенсивное, определяется бездетностью  и активностью других видов  общения.

II и III стадии. Брачная пара  с детьми (возраст младшего ребенка  до 13 лет). Наличие ребенка дошкольника  или школьника накладывает моральные  обязательства на всех родственников.

III стадия выделяется наибольшей  кооперацией семей, особенно если  женщина одинока (ее возраст: 55-70 лет).

IV стадия. Промежуточное  положение – это брачная пара  с детьми (возраст младшего –  от 13 до 18 лет), возраст матери –  до 70 лет, свобода поведения и  общения. Старение бабушек и дедушек  переориентирует семейную группу  для ухода за ними.

V стадия семейных групп: снижение жизненных функций престарелых  требует повышенного внимания  со стороны детей (пожилые: 70 лет  и старше), потребности же молодой  семьи отступают на 2-ой план [39].

Формы общения в семейной группе разнообразны: а) межличностное; б) внутрисемейное; в) межсемейное. Структура межсемейного общения включает: родственные, дружеские, соседские контакты.

Мотивы общения: материально-бытовая взаимопомощь, семейный отдых, присмотр за детьми и др.

Мотивы контактов в семейных группах:

    1. желание навестить – 41%%

    1. помощь в домашнем хозяйстве – 21%;

    1. совместный отдых + присмотр за ребенком – 11%;

    1. приготовление обеда, покупки, присмотр за больным – 16% (для молодых семей роль мотивов 4-ой группы усиливается).

В крупном городе соседские контакты более формальны, неличностны, избирательны. Родственные контакты занимают первое место среди форм внепроизводственного общения. Примерно 80% - цель общения – узнать «все ли благополучно». Для отдыха собираются вместе около 60% семей (столько же – для ухода за ребенком). 30% семей кооперируются в домашнем хозяйстве. Молодые навещают чаще в выходные дни, а пожилые – среди недели. (Например, по уходу за детьми в среднем 4 раза в неделю). В подростковом возрасте ребенка это особенно важно.

Добровольный союз и взаимопомощь – это проявление эмоциональной и психологической близости поколений, нравственного долга. Затраты времени молодой семьи при раздельном и совместном проживании с родственниками примерно одинаковы, тогда как лица старшего поколения, проживающие совместно с молодыми, ежедневного тратят на 2 часа больше, чем живущие отдельно. В районе новостроек затраты времени на домашнее хозяйство в 1,5 раза превышают минимальные затраты в центре города.

По данным В.Д. Шапиро 51% женщин и 18% мужчин пенсионного возраста мотивируют прекращение работы необходимостью заняться домашней работой и желанием воспитывать внуков.

Среди пожилых людей в сфере досуга выделяются: посещение кинотеатров; посещение музеев, театров, концертов, выставок (примерно 1-2 раза в месяц); чтение; отдых на свежем воздухе; телепередачи

Основная ориентация старшего поколения – продолжение рода, непрерывное воспроизводство семейных групп.

Семейно-личностная ориентация семейной группы выражена в том, что усилились контакты семей по мотивам совместного отдыха и воспитания детей. Цели посещений молодой семьи родителями супругов носят более разносторонний характер (исключение: семейные группы с низким уровнем образования). У молодых более выражено коммуникативное общение, (60% всех контактов).

Семейно-личностное общение связано с эмоционально-психической совместимостью: в большей мере контактируют матери с семьями дочерей и дочери с семьями своих родителей. В меньшей мере контактирует молодая супруга с семьей родителей мужа.

Межсемейное общение более независимо от психического склада членов семей и в большей степени поддерживается молодой семьей, посещающей семью родителей. В меньшей мере общаются друг с другом полные семьи, в наибольшей – бездетные брачные пары и одиночки старшего поколения. Наиболее часты кратковременны встречи: гостевание – 90% семейных групп; прогулки, поездки за город – 44 % семейных групп.

Установлено, что на образование детей влияет и уровень образования матери и наивысший уровень образования одного из родителей. У 40% детей уровень квалификации выше, чем у родителей, и только у 6% – ниже. Профессиональная преемственность – 9% от общего числа семейных групп (чаще у педагогов, медиков, инженеров), т.е. большинство детей избирают другую профессию [7, 11, 17, 39].

 

 

Тема III.  НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Этика (лат. – обычай, характер):

  1. учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни;

  1. система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общества или профессиональной группы.

Мораль или нравственность: 1) совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из основных форм общественного сознания; в классовом обществе мораль имеет классовый характер; 2) нравственный, поучительный вывод, 3) нравоучение, поучение.

Эстетика – философская дисциплина, изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д. Изучает искусство как одну из форм идеологии и художественное творчество.

Ключевые понятия: любовь, супружеский, материнский, отцовский, дочерний и сыновний долг, супружеская верность, свободная любовь, мужское и женское достоинство и честь, личное счастье, нравственность взаимоотношений юношей и девушек. Дисциплина чувств, нравственная готовность к образованию семьи, этикет.

Культура поведения влюбленных зависит от взаимовоспитания влюбленных. Несовместимость влюбленности с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу. Целомудренные отношения влюбленных – критерии нравственно-эстетических основ семьи. Необходимость глубокой проверки своих чувств, взаимоотношения при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны – ситуации нравственного и эстетического выбора.

Взаимная любовь, забота о воспитании детей – нравственная основа брака. Любовь и долг: единство и противоречие, свобода любви и верность супружескому долгу также зависят от нравственности. Любовь и дружба как нравственные отношения создают и укрепляют моральный климат в семье.

Сущность нравственного климата заключается в соблюдении нравственных норм, таких как родительский, отцовский и материнский, дочерний, сыновний долг, ответственность друг за друга, взаимопомощь, сочувствие, милосердие.

Последствия двух «половых моралей» в семье:

      • неуважительное отношение к женщине;

      • родительский деспотизм;

      • мещанское представление о счастье;

      • потребительство;

      • тунеядство;

      • пристрастие к алкоголю.

Единство и направленность ценностных ориентаций, реализация потребностей семьи, взаимное уважение, взаимопомощь, забота и требовательность – условия нормального нравственного климата.

Эстетика быта семьи и эстетические потребности существенно влияют на семейные отношения. Мода и интерьер современного жилища, эстетический вкус, культура досуга, культура чувств, эстетические потребности – факторы их гармонизации. Вещный мир семьи и культура его использования необходимы для правильной ее ориентации в мире вещей. Нравственно-эстетические и гигиенические требования к внешнему виду членов семьи также являются условиями выстраивания хороших отношений в семье.

Семейные традиции: праздники и ритуалы, их нравственно-эстетическое содержание формируют культуру чувств. Искусство также важно для повышения культуры досуга, формирования эстетического вкуса.

Пути совершенствования нравственных основ семейно-брачных отношений:

      • усиление взаимной заботы как способ разрешения нравственных конфликтов в семье;

      • установление фактического равенства супругов;

      • формирование и поддержка мужского и женского достоинства и чести.

Пути совершенствования эстетических основ семьи:

      • развитие потребностей;

      • освобождение от вещизма;

      • развитие семейных традиций и т.д.

Обыденные и художественные эмоции должны быть востребованы в семье. Н.И. Ланге назвал Эмоцию Золушкой  рядом с двумя более удачливыми сестрами – Умом и Волей.

Только «эмоциональная мысль» есть в искусстве «мысль воистину, это – мысль-поиск, мысль-страсть, мысль искренняя и одухотворенная». Эмоции и чувства – не выражение, а само субъективное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Жизненная значимость эмоций на высшем уровне состоит, прежде всего, в той общественной роли, которую они играют.

Шингаров Г.Х. дальше всех пошел в рассмотрении роли эмоций и чувств. Овладевая массами, высшие эмоции, подобно идеям и теориям, превращаются в могучую материальную общественно-преобразующую силу. «Важнейшей (если не самой важной) задачей искусства является концентрация, систематизация и объективация социально-исторического опыта отношений, отражение и осмысление действительности в его свете. Это и есть специальная философия художественного мышления. Элементами его общезначимого «языка» являются не понятия, а эмоции. Но это – не слепки жизненных (то есть обыденных переживаний и чувств), а ОСОБЫЕ, художественные эмоции.

Л.С. Выготский отмечал, что художественные и обыденные эмоции имеют одну и ту же гносеологическую природу. Противопоставление этому – реакционный воинствующий антиинтелектуализм в искусстве. Различия художественных и обыденных эмоций: первые всегда являются носителями социального содержания. В обыденных эмоциях на первый план выступает сиюминутное, случайное, индивидуальное, скрывая то устойчивое, объективное, социально-историческое содержание, которое составляет их основу. Художественное чувство (в отличие от обычного) «ни в чем не выражается… Это есть то же самое чувство, но разрешаемое чрезвычайно усиленной деятельностью фантазии…». Художественное чувство характеризуется: скрытостью; необычайной силой; усиленной фантазией.

Искусство – сильнейшее средство «для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Оно необходимо для семьи как важнейшая форма общественного сознания.

Художественные эмоции (в отличие от обыденных) всегда положительны, т.к. особое удовольствие приносит напряженная работа –  творчество. В психологии каждого человека она пробуждает разные конкретные образы. Однако они не являются, чаще всего, прямым откликом на определенное жизненное событие, факт, воздействие.

Особенно значимым в воздействии средств, образов искусства на любого человека, является переживание катарсиса. Л.С. Выготский, глубоко исследовавший этот феномен, подчеркивал его, очищающее душу, влияние на зрителя, читателя, слушателя. Бетховен говорил: «Только искусство, да еще, может быть, наука, возвышают человека до уровня божества». Стремление же к этому высокому, художественному уровню отношений, достойно любви как высшего чувства в природе человека. Для нравственно-эстетической готовности к семейной жизни необходимо сформировать эстетическое сознание (см. рис. 1).

Воспитание культуры чувств и межполовых отношений.

Девушки какого-нибудь африканского племени стыдятся не наготы, а наоборот, закрытости определенных участков тела. Жители южных стран сочтут за невежество сдержанность в проявлениях радости и печали. По их представлению горюет тот, кто рвет на себе волосы, посыпает их пеплом. Японцы считают верхом неприличия даже ближним родственникам оплакивать дорогого покойника. Все должны улыбаться, чтобы не огорчать своим горем других людей.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура эстетического сознания.

 

То же самое в проявлении любовного влечения: у разных рас, народов, племен, классов, социальных групп свои обычаи, вкусы, привычки. Ожидание абсолютно одинаковой реакции на одно и то же действие даже у самых ближайших родичей – труд напрасный. Есть и гендерные особенности межполовых отношений.

Информация о работе Психологические особенности детей до 7-8 лет