Психологические особенности деятельности адвоката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей адвокатской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- дать общую характеристику адвокатской деятельности;
- определить психологические трудности в деятельности адвоката;
- рассмотреть психологические факторы успешности адвокатской деятельности;
- проанализировать психологические особенности личности адвоката.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………….………………………..……………………5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТ…….…7
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………7
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА….11
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА ……………..……13
1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ АДВОКАТА……..18
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….……………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….46

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ АДВОКАТА нов.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Конструктивный компонент  адвокатской деятельности предполагает также определённую структуру защитительной речи.

Деятельность адвоката имеет воспитательную направленность, которая проявляется прежде всего  в чётком понимании и осуществлении  защитником своих процессуальных обязанностей. Избирая средства для защиты, адвокат  ни в коем случае не должен становиться обвинителем по отношению к другим обвиняемым, не говоря уже о своём подзащитном. Все материалы дела, собранные по делу доказательства должны быть тщательно проанализированы, преподнесены суду спокойно, аргументированно. Воспитательный эффект защиты во многом зависит от убедительности речи адвоката, от правильности выбранной им позиции и индивидуального подхода к личности, от справедливости требования о наказании, если подсудимый действительно виновен.

Психология воспитательно-предупредительной деятельности суда основывается на том, что судебный процесс воспитывает всех: и подсудимых, и свидетелей, и прокурора, и защитника, всю судебную аудиторию путём создания определённой морально-психологической атмосферы и настроения в судебном заседании. Адвокат путём законной и тактически продуманной защиты вместе с другими участниками процесса должен содействовать созданию такой атмосферы. Это способствует правильной уголовно-правовой оценке деяния, всестороннему изучению личности, её реакции на судебную процедуру и определённое судом наказание.

Существуют нравственные начала, принципы процессуальной деятельности по осуществлению правосудия, которые  сформулированы так называемой судебной этикой. Эти нравственные принципы, требования применимы ко всем участникам правосудия – судье, прокурору, адвокату. Однако специфика защитительной деятельности обусловила разработку специальных нравственных правил, её регулирующих, в виде профессиональной этики адвоката. Объясняется это тем, что в деятельности защитника значительно чаще и острее, чем в любой другой деятельности юриста, возникают ситуации, правильное разрешение которых зависит от соблюдения не только норм права, но и моральных норм, нравственных принципов.

Сложность нравственных проблем, связанных с деятельностью адвоката, определяется уже тем, что он призван защищать лицо, обвиняемое в совершении преступления, вина которого порой бывает очевидной, защищать лицо, чьи действия осуждаются законом и нравственностью. Отсюда проистекает нравственное значение профессиональной деятельности адвоката, призванного защищать не преступления, а человека, защищать права и законные интересы личности, предупреждать необоснованное осуждение и несправедливое наказание.

Адвокат должен сознавать  свою ответственность за создание и поддержание такой нравственно-психологической атмосферы, в которой проявление всякого неуважительного отношения к правам личности воспринимается как грубое нарушение законности и требований общественной морали. Каждое своё процессуальное действие адвокат должен оценивать не только с точки зрения его правомерности, но и с точки зрения нравственной. [6]

Познавательный компонент  защитительной деятельности требует  от адвоката развитого мышления, которое  направлено на решение сложной задачи – установление истины в целях оправдания лица, привлечённого к ответственности, или смягчения его наказания. Эта задача сложна уже потому, что решение её возможно только при условии умелого сочетания защиты законных интересов подсудимого и интересов правосудия. Её решение требует целеустремлённости, поиска необходимых доказательств. Творческий характер мышления адвоката проявляется в таких качествах мышления, как самостоятельность, гибкость, необходимых для того, чтобы умело ориентироваться в сложных обстоятельствах дела, варьировать различные способы действий в поисках правильного решения. Умение находить среди огромного количества фактов такие, которые опровергают обвинение или дают возможность смягчить ответственность, отделить главное от второстепенного, требует глубины ума, пытливости, наблюдательности, цепкой памяти.

Успех деятельности защитника-адвоката находится в прямой связи с  его высоким нравственным обликом, принципиальностью, со способностью бескорыстно  стремиться к истине, служить делу справедливости. [21]

 

1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ЛИЧНОСТИ АДВОКАТА

 

Профессия адвоката требует  от него такого поведения в общении  с подзащитным, его родственниками и другими лицами, которое являло бы абсолютное доверие к ним. Защитник зачастую для подсудимого и его родственников является единственной надеждой на справедливое рассмотрение его дела.

Всем своим поведением адвокат должен представлять человека с высоким чувством ответственности, морально чистого, с высокой общей  профессиональной культурой, что предполагает сочетание внутренней культуры, интеллигентностью, образованностью.

Одно из безусловных  нравственных требований, предъявляемых  к адвокату – это неизменная сдержанность и самая строгая корректность по отношению к суду, государственному обвинителю, к товарищам по защите. Он ни словом, ни действием не должен допустить умаления достоинства суда или дать повод для упрёков в неуважительности к правосудию.

Кроме отмеченных личностных качеств адвокату необходимы активность и инициатива, критичность, основанная на строгой и объективной оценке имеющихся фактов, трудолюбие и усидчивость, организованность, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность.

Быть хорошим адвокатом  — это психологически понимать самому и уметь объяснить другим, что  при любой ситуации торжествовать может и должен только закон, причем стремление придерживаться закона у адвоката должно строиться на развитом правосознании и нравственных мотивах.

Можно отметить определённые особенности личности адвоката. Прежде всего, это коммуникабельность. Повседневная деятельность адвоката протекает в общении: встречи с клиентами, участие в переговорах при проведении следственных действий, судебные заседания и т.д. Здесь необходимы умение сотрудничать с людьми, не противопоставлять себя им, понимать их проблемы и трудности.

Важное место в деятельности адвоката занимает воспитательная функция. Юридическая безграмотность людей, недоверие к государству, неосведомлённость  о своих правах приводит иногда к  тяжким последствиям. Низкий уровень  правосознания не даёт возможности людям правильно оценить происходящие события и удержаться от правонарушений. Воспитательная работа адвоката должна быть направлена на формирование уважения к закону, умения применять на практике знание закона, т.е. находить законные способы и методы отстаивания своих прав.

Адвокат осуществляет воспитательную деятельность вежливо, мягко, с особой деликатностью в процессе общения  с людьми, через педагогическую деятельность и пропаганду юридических знаний.

Овладение профессией адвоката предполагает высокий уровень развития личности, постоянное стремление к самореализации и самосовершенствованию. Юрист, не способный к сопереживанию, не умеющий общаться, неорганизованный, некоммуникабельный, не сможет работать адвокатом, т.к. для этой профессии необходим особый талант, артистизм, умение перевоплощаться и другие качества высокопрофессионального юриста. [16]

К профессионально важным свойствам личности адвоката, посредством  которых он решает свои профессиональные задачи, следует отнести:

1. свойства когнитивных  процессов:

- мышление (аналитичность,  т.е. способность выделять наиболее  существенные аспекты предварительного  и судебного следствия; критичность;  логичность; умение замечать противоречия; стратегичность);

- речь: ораторские способности, культура речи, образность, выразительность, дискурсивность;

- восприятие и внимание: наблюдательность, распределённость, переключаемость;

- память (объём профессионального  опыта; оперативность, т.е. способность  быстро извлекать необходимые  доказательства);

- воображение: образность, прогностичность, репродуктивность, творчество;

2. свойства регуляторных  процессов: гуманизм, честность,  лидерство, настойчивость, стрессоустойчивость,  компромиссность, эмпатия;

3. свойства коммуникативных  процессов: социальная активность, способность к диалогу, информативность (объём и скорость переработки информации), вербальная активность, общительность, живость мимики и пантомимики, толерантность.  [16]

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

В практической части  работы построен психологический портрет личности адвоката. В качестве испытуемого был Прокопенко А.М. 3.01.1978г. (34 года).

Для составления психологического портрета личности был использован  тест-опросник «Большая пятёрка», предназначенный  для диагностики уровня выраженности пяти так называемых «больших» факторов темперамента и характера.

К этим факторам относятся:

  1. “нейротизм” (neuroticism, N),
  2. ”экстраверсия” (extraversion, E),
  3. “открытость опыту” (openness to experience, O),
  4. “согласие” (agreebleness, A) и
  5. “сознательность” (conscientiousness, C).

Опросник состоит из 75 противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности  поведения человека в некоторых  жизненных ситуациях. В данном опроснике  нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет «хороших» или «плохих» черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний. Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Для выполнения теста необходимо внимательно прочитать высказывание и определить, какая его часть больше подходит вам (испытуемому). Если левая часть, то нужно использовать для оценки –2 и –1 шкалы, если правая то использовать шкалы +2 и +1. Цифрами отражается степень выраженности оцениваемого признака: 2 – сильно выражено, 1 – слабо выражено, если испытуемый сомневается в выборе, то следует поставить 0. 

На каждый из пяти факторов тест-опросник включает по 15 вопросов. Время выполнения теста – 25 – 35 минут.

Интерпретация пяти факторов:

Первый фактор: экстраверсия – интроверсия: (высокий полюс  фактора – общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий – сдержанность, замкнутость)

Второй фактор: согласие – независимость: (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия. Высокий полюс –  склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени - ведомость; низкий – тенденция полагаться на своё собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности - враждебность)

Третий фактор: самоконтроль – импульсивность: (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как планомерность, целенаправленность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень - педантизм; низкие – ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени - гибкость моральных суждений и хаотичность)

Четвертый фактор: эмоциональная  стабильность – тревожность: (эта  шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям. Спокойствие, стабильность, уверенность в себе на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищённости низкого полюса)

Пятый фактор: обучаемость  – инертность: (эта шкала показывает уровень интеллектуального потенциала, познавательной активности, способность работать с новой информацией).

Каждая шкала теста  имеет три диагностические зоны, которым соответствуют три уровня интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

Cредние значения (от 35% до 75%) трактуются как условная  норма выраженности фактора. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу.

Пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка»)

1. Мне нравится заниматься          –2 –1 0 +1 +2      Я не  люблю физические

Физкультурой                                                              нагрузки

2. Люди считают меня                    –2 –1 0 +1 +2      Некоторые  люди считают

отзывчивым и                                                              меня холодным и черствым

доброжелательным человеком

3. Я во всем ценю  чистоту и          –2 –1 0 +1 +2      Иногда  я позволяю себе быть

порядок                                                                         неряшливым

4. Меня часто беспокоит  мысль,   –2 –1 0 +1 +2      «Мелочи жизни» меня не

что что-нибудь может  случиться                               тревожат

5. Все новое вызывает  у меня        –2  –1 0 +1 +2      Часто новое  вызывает у меня

интерес                                                                          раздражение

6. Если я ничем не  занят, то это     –2  –1 0 +1 +2     Я человек спокойный  и не

меня беспокоит                                                            люблю суетиться

Информация о работе Психологические особенности деятельности адвоката