Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:19, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования. Работа с новым сотрудником начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации. Система адаптации новых сотрудников разрабатывается и внедряется для того, чтобы минимизировать обоюдные риски и вводить специалистов в компанию так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя неуверенно. Четко разработанная программа адаптации обеспечивает не только легкое вхождение новых сотрудников в коллектив, но и совершенствует всю систему работы персонала в компании.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ 6 1.1. Характеристика процесса адаптации в современной психологической науке 6 1.2. Особенности психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 14 Выводы по Главе 1 21 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22 2.1. Организация и проведение экспериментального исследования психологичеcкого обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 22 2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 32 2.3. Рекомендации по коррекции психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 41 Выводы по Главе 2 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Успешность психологического
обеспечения адаптации в сфере труда зависит
не только от реального состояния и прогрессивного
изменения всех сторон производственной
ситуации, но и от их субъективной оценки
со стороны работника. Влияние удовлетворенности
каким-либо фактором на адаптацию работника
опосредуется субъективной значимостью
этого фактора для личности, поэтому неудовлетворенность
незначимыми факторами не препятствует
успешной адаптации. Соответствие характера
работы способностям и склонностям молодого
специалиста является ведущим в достижении
высокого уровня адаптированности к профессиональной
деятельности, в раскрытии потенциала
личности и его дальнейшего развития.
Изучение личностных факторов
психической адаптации привело к гипотезе,
получившей многочисленные подтверждения,
суть которой заключается в следующем:
психическая адаптация человека определяется
не абсолютными значениями (выраженностью)
тех или иных стабильных характеристик
личности, а изменением структуры взаимосвязей
между этими характеристиками, что сказывается
на общем поведении индивида и его устойчивости
к факторам среды. [14]
Основные недостатки в организации
и условиях труда, которые негативно влияют
на его эффективность, процесс психологической
адаптации и состояние здоровья работников:
неудобное рабочее место, недостаточная
обеспеченность необходимыми материалами,
неясность в определении должностных
обязанностей, монотонная работа, неудобный
режим работы, удаленность работы от места
жительства, невысокая заработная плата,
отсутствие возможности повышения квалификации,
неясные перспективы продвижения по службе,
недостаточная квалификация руководства,
негативные особенности социальной среды.
[4]
Знание факторов, влияющих на
эффективность процесса адаптации и на
сохранение равновесия в системе "субъект
труда — профессиональная среда", имеет
несомненное значение для выбора путей
и средств управления процессом профессиональной
адаптации. Но еще большее значение для
разработки системы управляющих воздействий
этим процессом имеет анализ психологических
механизмов адаптации. Существенное место
среди психологических механизмов адаптации
занимает самооценка. Результатом неадекватной
самооценки обычно является неполная
реализация возможностей человека в профессиональной
деятельности, в отдельных случаях — отказ
от нее. Еще один психологический механизм
адаптации, тесно связанный с самооценкой,
— механизм психологической защиты. Действие
защитных механизмов может проявляться
либо в том, что неблагоприятные факторы
не воспринимаются или не осознаются;
либо в том, что дискомфорт, возникший
в процессе адаптации, связывается с определенным
лицом или объектом; либо в снижении мотивации,
подавлении нереализованных склонностей
и желаний; либо в переосмыслении ситуации,
позволяющем снизить ее отрицательное
эмоциональное влияние.
Психологическое обеспечение
адаптации молодых сотрудников должно
строиться на всестороннем учете рассмотренных
факторов в их взаимосвязи и взаимодействии.
Психологическое сопровождение
в ходе адаптации заключается в диагностике
профессионально значимых психофизиологических
свойств, так как этот вид адаптационного
синдрома часто детерминирован скрытой
профессиональной непригодностью. Для
снятия тревожности и мобилизации профессиональной
активности специалиста целесообразно
использовать психологическое консультирование,
а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции
эмоциональных состояний.
Таким образом, психологическая
поддержка и помощь состоят в снятии состояния
тревоги, формировании позитивной установки
на преодоление трудностей, развитии чувства
востребованности и социальной защищенности,
актуализации резервных возможностей
специалиста.
В ходе адаптации наибольшую
сложность у новых специалистов вызывает
усвоение групповых норм и включение в
уже сложившуюся систему межличностных
связей. Наибольшую важность для нового
сотрудника представляет информация относительно
групповых норм, соблюдение которых является
обязательным, а нарушение совершенно
недопустимо. [5]
Психологическое сопровождение
заключается в том, что новому работнику
помогают освоить нормы профессионального
поведения, предупредив о возможных последствиях
их нарушения. В некоторых случаях могут
возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные
несоблюдением групповых норм поведения.
Тогда необходима оперативная помощь
психолога в разрешении конфликта.
Следовательно, психологическая
адаптация новых молодых сотрудников
в компании тоже очень важна. Она подразумевает
под собой процесс вхождения личности
в малую группу, усвоение ею сложившихся
норм, отношений, занятие определенного
места в структуре отношений между ее
членами.
Если молодой сотрудник психологически
подготовлен к новому образу жизни в новой
организации, значит, организация добивается
своей цели - снижения издержек.
Выводы по Главе 1
В первой главе мы провели анализ
теоретических подходов к сущности понятия
«адаптация в современной психологической
науке».
В данном анализе мы рассмотрели
три этапа создания
эффективной процедуры адаптации: организационную,
социально-психологическую и профессиональную
и полностью раскрыли их понятия. А также
выяснили, что чем быстрее новый сотрудник
внедрится в процесс адаптации, тем быстрее
предприятие начнет получать от него прибыль.
Нами были выявлены особенности
психологического обеспечения адаптации
молодых сотрудников на предприятии. Раскрыты
понятия и цели психологической адаптации.
В качестве примера кратко рассмотрена
система подготовки кадров в Японии. Выявлены
основные недостатки в организации, которые
мешают быстрой адаптации молодого сотрудника.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Организация и проведение
экспериментального исследования психологического
обеспечения адаптации молодых сотрудников
на предприятии
Исследование проводилось на
базе компании ЗАО «Бюрократ». Выборку
исследования составили сотрудники, принятые
на работу за последние 3 месяца, в количестве
10 человек.
Наше исследование проводилось
в несколько этапов:
1. Констатирующий этап: подготовка
к диагностическому обследованию, проведение
диагностической работы, обработка результатов,
анализ и обсуждение результатов.
2. Формирующий этап: разработка
и реализация развивающей программы.
3. Контрольный этап: анализ
результатов коррекционно-развивающей
программы.
Для того чтобы составить
полную картину исследуемого явления,
необходимо в процессе диагностики собрать
три типа данных по интересующей характеристике:
L-, Q- и Т-данные.
1. L-данные (life - жизнь)
- это данные, получаемые путем регистрации
каких-либо психических проявлений в реальной
жизни. Наиболее часто для получения этого
типа данных используются экспертные
оценки. Подбираются люди, хорошо знающие
испытуемого (их называют экспертами),
и оценивают выраженность интересующей
исследователя характеристики.
Для повышения надежности
L-данных разработаны специальные требования
к процессу получения экспертных оценок:
- оцениваемая характеристика
должна определяться в терминах наблюдаемого
поведения;
- эксперт должен
иметь возможность изучать поведение
испытуемого в течение достаточно длительного
промежутка времени;
- следует привлекать
экспертов различных психологических
типов и с разным отношением к испытуемому
(позитивное, индифферентное, негативное)
и др.
2. Q-данные (question
- вопрос). Этот тип данных получается с
помощью различных методов самооценок,
в частности, опросных методов и др.
Основные причины
искажения Q-данных носят познавательный
и мотивационный характер.
Познавательные
искажения могут быть обусловлены низким
интеллектуальным и культурным уровнем
испытуемых, использованием неверных
эталонов, отсутствием навыков самонаблюдения
и специальных знаний. Различная мотивация
испытуемых может явиться источником
искажения ответов либо в сторону социальной
желательности, либо в сторону подчеркивания
своих дефектов. Такие искажения могут
носить как сознательный, так и бессознательный
характер. Для их устранения (или учета)
используют шкалы лжи и коррекции, построение
опросников из супервопросов и др.
3. Т-данные (test - тест)
- это данные, получаемые с помощью объективных
тестов в строго контролируемых условиях,
когда испытуемый не знает, на оценку какой
характеристики направлена диагностическая
процедура.
Объективность Т-данных
достигается путем:
- наложения ограничений
на возможные искажения тестовых оценок;
- использования
объективного способа получения оценок
по реакциям испытуемого.
Ограничение возможных
искажений обеспечивается посредством
конструирования тестов, цель которых
неясна испытуемым. Для этого:
- маскируется истинная
цель исследования;
- осуществляется
неожиданная постановка задач;
- ставятся неопределенные
цели тестирования;
- используются специальные
процедуры отвлечения внимания;
- создается специальная
эмоциональная ситуация при тестировании;
- используются автоматизированные
реакции и «непроизвольные» индикаторы
и т.п.
Объективация способа
получения оценок достигается путем разработки
строго формализованных (алгоритмизированных)
процедур получения тестовых оценок.
Привлечение этих
трех типов данных позволяет построить
объемный LTQ - образ исследуемой переменной.
Если собраны три
таких типа данных, тогда можно говорить
о том, что проведено полное психодиагностическое
оценивание изучаемой характеристики.
Учитывая психологические особенности
личности испытуемых, была разработана
диагностическая программа, которая включила
в себя следующие методики, представленные
в таблице 1:
Таблица 1
Методики диагностической
программы
Тип
данных
Диагностические
методики
Цель методик
L
Метод наблюдения
Изучение психологических особенностей
личности сотрудников
L
Беседа
Выявление отношения к профессиональной
деятельности, руководству
Т
Методика К. Роджерса и Р. Даймонда
Диагностика социально-психологической
адаптации
Q
Методика FPI
Исследование психологических
особенностей личности сотрудников
Q
Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.
Ханина
Диагностика уровня личностной
тревожности
Q
Опросник на выгорание (MBI) (К.
Маслач и С. Джексон). Адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Изучение уровня профессионального
выгорания
Опишем вышеупомянутые методики:
1) Методика К. Роджерса
и Р. Даймонда
Уровень личностной тревожности
напрямую зависит от социально-психологического
статуса человека, его социально-психологической
адаптации. Личностный опросник (Приложение
А) предназначен для изучения особенностей
социально-психологической адаптации
и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен
101 утверждением, которые сформулированы
в третьем лице единственного числа, без
использования каких-либо местоимений.
По всей вероятности, такая форма была
использована авторами для того, чтобы
избежать влияния «прямого отождествления».
То есть ситуации, когда испытуемые сознательно,
напрямую соотносят утверждения со своими
особенностями. Данный методический прием
является одной из форм «нейтрализации»
установки тестируемых на социально-желательные
ответы. В методике предусмотрена достаточно
дифференцированная, 7- бальная шкала ответов.
Методика направлена на диагностику
таких личностных показателей как адаптация,
приятие себя, приятие других, эмоциональная
комфортность, интернальность, стремление
к доминированию. Каждый из них рассчитывается
по индивидуальной формуле, найденной,
по всей вероятности, эмпирическим путем.
Интерпретация осуществляется в соответствии
нормативными данными, рассчитанными
отдельно для подростков и взрослой выборки.
2) Методика FPI
Разработка методики FPI начата
Й. Фаренбергом, Х. Зелгом и Р. Гампелом
в 1963 г. Опубликован в 1970 г., вторая и третья
редакции изданы в 1973 и 1978 гг. Опросник
содержит высказывания, касающиеся способов
поведения, эмоциональных состояний, ориентаций,
отношения к жизненным трудностям и т.п.
Опросник FPI содержит 12 шкал
(Приложение Б); «формаВ» отличается от
полной формы только в два раза меньшим
числом вопросов. Общее количество вопросов
в опроснике – 114. Один (первый) вопрос
ни в одну из шкал не входит, так как имеет
проверочный характер. Шкалы опросника
I–IX являются основными, или базовыми,
а X-XII – производными, интегрирующими.
Производные шкалы составлены из вопросов
основных шкал и обозначаются иногда не
цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала I (Невротичность) характеризует
уровень невротизации личности. Высокие
оценки соответствуют выраженному невротическому
синдрому астенического типа со значительными
психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность)
позволяет выявить и оценить психопатизациюинтротенсивного
типа. Высокие оценки свидетельствуют
о повышенном уровне психопатизации, создающем
предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность) дает
возможность диагностировать признаки,
характерные для психопатологического
депрессивного синдрома. Высокие оценки
по шкале соответствуют наличию этих признаков
в эмоциональном состоянии, в поведении,
в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV (раздражительность)
позволяет судить об эмоциональной устойчивости.
Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом
эмоциональном состоянии со склонностью
к аффективному реагированию.