Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Работа с новым сотрудником начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации.
Система адаптации новых сотрудников разрабатывается и внедряется для того, чтобы минимизировать обоюдные риски и вводить специалистов в компанию так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя неуверенно. Четко разработанная программа адаптации обеспечивает не только легкое вхождение новых сотрудников в коллектив, но и совершенствует всю систему работы персонала в компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ 6
1.1. Характеристика процесса адаптации в современной психологической науке 6
1.2. Особенности психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 14
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 22
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования психологичеcкого обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 22
2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 32
2.3. Рекомендации по коррекции психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников на предприятии 41
Выводы по Главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
№ |
Ф.И. |
Показатели | |
Реактивная тревожность |
Личностная тревожность | ||
1 |
Андрей Б. |
44 |
32 |
2 |
Елена А. |
73 |
58 |
3 |
Екатерина Н. |
53 |
47 |
4 |
Дмитрий Д. |
30 |
25 |
5 |
Ирина Т. |
45 |
30 |
6 |
Виктор Б. |
70 |
60 |
7 |
Анна Г. |
32 |
31 |
8 |
Марина Р. |
39 |
42 |
9 |
Николай А. |
63 |
46 |
10 |
Алексей П. |
49 |
46 |
Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон). Адаптация Н. Е. Водопьяновой
№ |
Ф.И. |
Эмоциональное выгорание |
Цинизм |
Редукция личных достижений |
1 |
Андрей Б. |
17 |
7 |
31 |
2 |
Елена А. |
41 |
24 |
22 |
3 |
Екатерина Н. |
39 |
19 |
20 |
4 |
Дмитрий Д. |
10 |
5 |
37 |
5 |
Ирина Т. |
15 |
3 |
45 |
6 |
Виктор Б. |
30 |
17 |
15 |
7 |
Анна Г. |
25 |
20 |
10 |
8 |
Марина Р. |
20 |
8 |
34 |
9 |
Николай А. |
40 |
21 |
27 |
10 |
Алексей П. |
36 |
18 |
20 |
№ |
Ф.И. |
Показатели |
||||||||||||||||
Адаптивность |
Дезадаптивность |
Лживость – |
Лживость + |
Приятие себя |
Неприятие себя |
Приятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Эскапизм (уход от проблем) |
Уровень выгорания |
Уровень личностной/реактивной тревожности | ||
1 |
Андрей Б. |
68 |
115 |
27 |
19 |
26 |
14 |
16 |
16 |
35 |
16 |
46 |
48 |
12 |
18 |
12 |
Ср |
Ср/Ср |
2 |
Елена А. |
59 |
176 |
17 |
9 |
15 |
36 |
9 |
35 |
9 |
34 |
16 |
18 |
3 |
28 |
25 |
В |
В/В |
3 |
Екатерина Н. |
55 |
174 |
15 |
10 |
16 |
16 |
6 |
36 |
7 |
38 |
17 |
16 |
2 |
33 |
24 |
В |
В/В |
4 |
Дмитрий Д. |
116 |
75 |
25 |
20 |
27 |
16 |
16 |
26 |
32 |
18 |
38 |
37 |
16 |
15 |
28 |
Н |
Н/Н |
5 |
Ирина Т. |
126 |
115 |
21 |
23 |
44 |
18 |
26 |
16 |
34 |
18 |
54 |
34 |
16 |
18 |
14 |
Н |
Н/Ср |
6 |
Виктор Б. |
61 |
181 |
16 |
9 |
19 |
35 |
9 |
35 |
12 |
35 |
19 |
17 |
2 |
29 |
10 |
В |
В/В |
7 |
Анна Г. |
79 |
117 |
26 |
16 |
50 |
18 |
27 |
17 |
38 |
18 |
68 |
46 |
11 |
15 |
24 |
В |
Ср/Ср |
8 |
Марина Р. |
145 |
85 |
24 |
21 |
51 |
16 |
28 |
23 |
42 |
18 |
56 |
23 |
15 |
15 |
12 |
Ср |
Ср/Ср |
9 |
Николай А. |
47 |
178 |
26 |
7 |
19 |
36 |
8 |
36 |
11 |
38 |
19 |
16 |
2 |
31 |
14 |
В |
В/В |
10 |
Алексей П. |
38 |
175 |
17 |
8 |
16 |
35 |
9 |
37 |
10 |
36 |
16 |
16 |
5 |
35 |
12 |
В |
В/В |
Опираясь на полученные результаты, нами была разработана коррекционная программа, направленная на снятие дезадаптации сотрудников и сглаживание связанных с этим отклонений в личностном развитии.
Программа тренинга развития и формирования межличностного взаимодействия представлена в таблице 7.
Таблица 7
Программа тренинга развития и формирования межличностного взаимодействия
№ |
Дата |
Название |
Количество часов |
Содержание |
1. |
1.03. |
«Пойми себя» |
1 |
Занятие включает в себя различные виды работы: - упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств человека; - упражнения, направленные
на развитие уровня социально- - снятие повышенного уровня тревожности; - работа, направленная на гармоничное развитие личности. Занятие предполагает реализацию следующих целей:
Занятия включают в себя такие темы, как:- образ физического и личностного «Я»; - чувственное и телесное самосознание; - самооценка и «Я - концепция»; - поведенческие стереотипы и социальные нормы; - эмоциональное самовыражение. |
2. |
3.03 |
«Я среди других» |
1 |
Цель: - Формирование стремления к пониманию и принятию других людей, учитывая индивидуальные особенности каждого; - Развитие понимания и принятие своих и чужих чувств. На занятии использовались игры, развивающие вербальную активность, удобно включать в основную часть занятия. В игре «30 секунд» каждому участника дается 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Задача не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, что бы научить их внимательно выслушивать друг друга. В играх «Синонимы», «Антонимы», «Ассоциации» участники по очереди предлагают, соответственно, синонимы, антонимы или ассоциации к слову, названному руководителем или предыдущим игроком. В игре «Название чувств» участникам предлагается по очереди называть слова, обозначающие человеческие чувства. Аналогично проводятся игры «Настроение», «Качества характера» и т. п. Среди игр и заданий, формирующих согласованность действий и развивающих невербальные средства общения, можно назвать «Бегущие хлопки», «Телеграмма». Задание «Броуновское движение» используется как разминка. |
3. |
5.03 |
«Мои друзья, и я, их друг» |
1 |
Цель: - Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; - Раскрытие качеств, важных
для эффективного В программе занятия использованы следующие игры: В игре «Узкий мостик» двое идут навстречу по воображаемому узкому мостику, разойтись на котором невозможно. Задача каждой такой пары – продемонстрировать какой-либо вариант поведения в этой ситуации. В игре «Обмен местами» задача участников - поймать взгляд другого члена группы и «договорившись с ним глазами», обменяться местами. Несколько заданий основаны на принципе «Слепого и поводыря». Давая «слепому» напарнику словесные команды, ведущий должен добиться того, чтобы ведомый с завязанными глазами прошел по заданному маршруту. |
4. |
7.03 |
«Я расту и меняюсь» |
1 |
Цель: - Помощь каждому осознать
основные способы и приемы
взаимодействия с другими Обсуждения и дискуссии становятся возможными только во второй половине работы группы. Тематика может быть самой разнообразной. В основном она концентрируется вокруг следующих проблем: преодоление трудностей в межличностном общении, проблему принятия решения, лидирование в группе и т. д. Задания, способствующие стабилизации самооценки, помогают не только преодолеть эти личностные нарушения, но и повышают сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную атмосферу. Вот некоторые из этих заданий. «Ведущее качество»: каждый из участников группы называет одним словом свое главное положительное качество. «Комплименты»: все участники по очереди дают характеристику тому, на кого указал жребий. Разрешается называть только положительные качества, но не придуманные, а реально существующие. Для завершения работы с группой можно так же предложить обсуждение того, что ребята приобрели, что изменилось в их самоощущении, в отношении с окружающими, насколько комфортно они стали чувствовать себя в социуме, выработали ли они в себе какие-то новые качества. |
ИТОГО: |
5 |
Организация занятий:
Тренинг развития и формирования межличностного взаимодействия состоит из 5 занятий, примерное время проведения каждого занятия 40 – 60 минут.
В ходе проведения коррекционной работы целесообразно сочетание различных методов, традиционно используемых в разных формах групповой работы. Это связано с разнообразием интересов, тенденцией к смене видов активности и поиску тех из них, которые более отвечают индивидуальным склонностям.
Психотерапевтические методики работы ориентируются, прежде всего, на различные техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках человека.
Все упражнения, используемые в данной программе, можно разделить на несколько групп:
- Игры, развивающие вербальную активность;
- Игры и задания, формирующие согласованность действий и развивающие невербальные средства общения;
- Тематические обсуждения и дискуссии;
- Задания, способствующие стабилизации самооценки.
Все эти задания могут варьироваться в зависимости от особенностей группы, этапа работы, конкретных задач, стоящих перед руководителем.
Игры, развивающие вербальную активность, удобно включать в основную часть занятия. В игре «30 секунд» каждому участника дается 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Задача не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, что бы научить их внимательно выслушивать друг друга. В играх «Синонимы», «Антонимы», «Ассоциации» участники по очереди предлагают, соответственно, синонимы, антонимы или ассоциации к слову, названному руководителем или предыдущим игроком.
В игре «Название чувств» участникам предлагается по очереди называть слова, обозначающие человеческие чувства. Аналогично проводятся игры «Настроение», «Качества характера» и т. п.
Среди игр и заданий, формирующих согласованность действий и развивающих невербальные средства общения, можно назвать «Бегущие хлопки», «Телеграмма». Задание «Броуновское движение» используется как разминка.
В игре «Узкий мостик» двое идут навстречу по воображаемому узкому мостику, разойтись на котором невозможно. Задача каждой такой пары – продемонстрировать какой-либо вариант поведения в этой ситуации. В игре «Обмен местами» задача участников - поймать взгляд другого члена группы и «договорившись с ним глазами», обменяться местами. Несколько заданий основаны на принципе «Слепого и поводыря». Давая «слепому» напарнику словесные команды, ведущий должен добиться того, чтобы ведомый с завязанными глазами прошел по заданному маршруту.
Информация о работе Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии