Обсуждения и дискуссии становятся
возможными только во второй половине
работы группы. Тематика может быть самой
разнообразной. В основном она концентрируется
вокруг следующих проблем: преодоление
трудностей в межличностном общении, проблему
принятия решения, лидирование в группе
и т. д.
Задания, способствующие стабилизации
самооценки, помогают не только преодолеть
эти личностные нарушения, но и повышают
сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную
атмосферу. Вот некоторые из этих заданий.
«Ведущее качество»: каждый
из участников группы называет одним словом
свое главное положительное качество.
«Комплименты»: все участники по очереди
дают характеристику тому, на кого указал
жребий. Разрешается называть только положительные
качества, но не придуманные, а реально
существующие.
Для завершения работы с группой
можно так же предложить обсуждение того,
что респонденты приобрели, что изменилось
в их самоощущении, в отношении с окружающими,
насколько комфортно они стали чувствовать
себя в социуме, выработали ли они в себе
какие-то новые качества.
По окончанию тренингов сотрудникам
вновь была предложена диагностическая
программа, которая выявила результаты,
представленные в таблице 8 и рисунке 7.
Таблица 8
Сводные результаты
повторного диагностического исследования
№ |
Ф.И. |
Показатели |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
Лживость – |
Лживость + |
Приятие себя |
Неприятие себя |
Приятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Эскапизм (уход от проблем) |
Уровень выгорания |
Уровень личностной/реактивной
тревожности |
1 |
Андрей Б. |
118 |
95 |
27 |
19 |
24 |
14 |
16 |
16 |
35 |
16 |
46 |
48 |
12 |
16 |
12 |
Н |
Ср/Ср |
2 |
Елена А. |
89 |
156 |
17 |
9 |
19 |
26 |
11 |
19 |
17 |
24 |
28 |
30 |
5 |
26 |
23 |
Н |
В/Ср |
3 |
Екатерина Н. |
85 |
95 |
25 |
20 |
36 |
16 |
18 |
17 |
35 |
16 |
47 |
47 |
14 |
13 |
14 |
Ср |
Ср/Ср |
4 |
Дмитрий Д. |
126 |
75 |
25 |
20 |
27 |
16 |
16 |
26 |
32 |
16 |
38 |
37 |
16 |
15 |
28 |
Ср |
Н/Н |
5 |
Ирина Т. |
126 |
105 |
21 |
23 |
44 |
18 |
16 |
16 |
34 |
16 |
54 |
34 |
16 |
18 |
14 |
Н |
Ср/Ср |
6 |
Виктор Б. |
71 |
121 |
16 |
9 |
29 |
15 |
19 |
26 |
25 |
25 |
29 |
31 |
10 |
19 |
10 |
Ср |
Ср/Ср |
7 |
Анна Г. |
99 |
110 |
26 |
16 |
50 |
18 |
28 |
17 |
38 |
18 |
68 |
46 |
14 |
15 |
24 |
Ср |
Ср/В |
8 |
Марина Р. |
149 |
85 |
24 |
21 |
51 |
16 |
28 |
23 |
42 |
18 |
56 |
23 |
16 |
15 |
12 |
Н |
Ср/Ср |
9 |
Николай А. |
67 |
128 |
26 |
7 |
39 |
26 |
15 |
26 |
33 |
28 |
32 |
33 |
12 |
18 |
14 |
Ср |
Ср/Ср |
10 |
Алексей П. |
58 |
115 |
27 |
8 |
46 |
22 |
21 |
27 |
29 |
25 |
46 |
29 |
11 |
21 |
12 |
Ср |
Ср/Ср |
Полученные результаты существенно
отличались от предыдущих. На основании
полученных данных мы можем сделать следующие выводы:
1. По показателю социально-психологической
адаптации группа характеризуется как
имеющая нормальные адаптивные способности,
т.е. в данной группе в большей степени
присутствуют респонденты с нормальными
адаптивными способностями.
2. Так же большинство респондентов
этой группы имеют нормальный показатель
самопринятия, принятия других, эмоционального
комфорта, интернальности, доминирования.
3. Практически у всех участников
эксперимента повысился уровень самооценки.
4. В свою очередь уровень тревожности
снизился до нормы.
Выводы по Главе 2
Во второй главе был осуществлен
отбор психодиагностических методик для
исследования психологического обеспечения
адаптации молодых сотрудников на предприятии.
Также было проведено экспериментальное
исследование психологического обеспечения
адаптации молодых сотрудников на предприятии.
Исследование особенностей процесса адаптации
производилось на базе компании ЗАО «Бюрократ».
И проводилось оно с использованием следующих
методик: Метод наблюдения, Беседа, Методика
К. Роджерса и Р. Даймонда, Методика FPI,
Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина,
Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и
С. Джексон), Адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Данное исследование показало
нам, что в организации большинство сотрудников
находятся в состоянии депрессии, тревожности,
из-за чего у них болезненно проходит процесс
адаптации.
По результатам исследования
разработаны рекомендации по коррекции
психологического обеспечения адаптации
молодых сотрудников на предприятии. Была
составлена программа тренинга развития
и формирования межличностного взаимодействия,
благодаря которой сотрудники показали
хорошие результаты адаптивных способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе был проведен
анализ теоретических подходов к сущности
понятия «адаптация в современной психологической
науке».
В данном анализе мы рассмотрели
три этапа создания
эффективной процедуры адаптации: организационную,
социально-психологическую и профессиональную
и полностью раскрыли их понятия. Проведенный анализ теоретических
подходов к сущности понятия «адаптация
в современной психологической науке»
показал, что чем быстрее
новый сотрудник внедрится в процесс адаптации,
тем быстрее предприятие начнет получать
от него прибыль.
Были выявлены особенности
психологического обеспечения адаптации
молодых сотрудников на предприятии. Раскрыты
понятия и цели психологической адаптации.
В качестве примера кратко рассмотрена
система подготовки кадров в Японии. Выявлены
основные недостатки в организации, которые
мешают быстрой адаптации молодого сотрудника.
Во второй главе мы осуществили
отбор психодиагностических методик для
исследования психологического обеспечения
адаптации молодых сотрудников на предприятии.
Также было проведено экспериментальное
исследование психологического обеспечения
адаптации молодых сотрудников на предприятии.
Исследование особенностей процесса адаптации
производилось на базе компании ЗАО «Бюрократ».
И проводилось оно с использованием следующих
методик: Метод наблюдения, Беседа, Методика
К. Роджерса и Р. Даймонда, Методика FPI,
Методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина,
Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и
С. Джексон), Адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Данное исследование показало
нам, что в организации большинство сотрудников
находятся в состоянии депрессии, тревожности,
из-за чего у них болезненно проходит процесс
адаптации.
По результатам исследования
нами были разработаны рекомендации по
коррекции психологического обеспечения
адаптации молодых сотрудников на предприятии.
Была составлена программа тренинга развития
и формирования межличностного взаимодействия,
благодаря которой сотрудники показали
хорошие результаты адаптивных способностей.
Полученные результаты говорят
о результативности проведенных мероприятий.
Цели исследования считаю достигнутыми,
гипотезу доказанной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абрамова А.Г. Анализ состояний
психологического кризиса и их динамика
[Текст] / А.Г.Абрамова // Психологический
журнал. - М.: Наука, 2005. - № 6.
2) Агарков В.А. Эмпирические
исследования диссоциации [Текст] / Брушлинский
А.В., Журавлев А.Л. (ред.) Современная психология:
состояния и перспективы исследований.
Тезисы докладов на юбилейной научной
конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. Том
1. - М.: Изд-во ИП РАН, 2002.
3) Айзенк Г. Структура личности
[Текст]/ Г.Айзенк. - М.: "КСП+", СПб.:
"Ювента", 1999.
4) Айзенк X. Психологические
теории тревожности [Текст] / Х.Айзенк //
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред.
Астапов В.М. - СПб.: Питер, 2011. - с.224-247
5) Арзакелов Н., Шишкова Н. Тревожность:
методы ее диагностики и коррекции [Текст]
/ Н.Арзакелов, Н.Шишкова // Вестник МУ, сер.
Психология. - 2008. - № 1
6) Артюхова Т.Ю. Психологические
механизмы коррекции состояния тревожности
личности: автореф. дисс. ... канд. психол.
наук [Текст] / Т.Ю.Артюхова. - Новосибирск,
- 2010. – 24с.
7) Астапов В.М. Регуляторные
функции тревоги в целесообразной
деятельности человека [Текст] / В.М.Астапов
// Методо-логические проблемы оснований
науки. Киев. – 2006.
8) Березин Ф.Б. Психическая адаптация
и тревога [Текст] / Ф.Б.Березин // Психические
состояния. - СПб.: Питер, 2010. - с.219-229.
9) Бороздина Л.В., Залученова
Е.А. Увеличение индекса тревожности при
расхождении самооценки и притязаний
[Текст] / Л.В.Бороздина, Е.А.Залученова
// Вопросы психологии. - № 1 – 2003. - с.104-113.
10) Венгер А.Л. Психологическое
консультирование и диагностика [Текст]
/ А.Л.Венгер. - М.: Генезис, 2001. – 128с.
11) Водопьянова Н.Е., Старченкова
Е.С. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика [Текст] / Н.Е.Водопьянова,
Е.С.Старченкова. – Спб.: Питер, 2005. – 336с.
12) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология
развития человека [Текст] / Б.С.Волков,
Н.В.Волкова. - М.: Академ. Проспект, 2004. –
224с.
13) Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы
тревожности в психологии [Текст] / Г.Ш.
Габдрева // Тонус. – 2010. - № 5.
14) Климов Е.А. Психология профессионала:
Избранные психологические труды [Текст]
/ Е.А.Климов. - М. – 2006.
15) Ковалев А.Г. Психология личности [Текст]
/ А.Г. Ковалев. - Л. – 2003.
16) Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная
заболеваемость медицинских работников
Самарской области [Текст] / В.В.Косарев,
Г.Ф.Васюкова // Гигиена и санитария. М.:
Медицина, 2004. - № 3.
17) Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски
тревоги [Текст] / Б.Кочубей, Е.Новикова
// Воспитание школьника. – 2010. - № 6. - с.34-41.
18) Левитов Н.Д. О психических
состояниях человека [Текст] / Н.Д.Левитов.
- М.: Просвещение, 2004. –с.343.
19) Лешукова Е. Синдром сгорания.
Защитные механизмы. Меры профилактики
[Текст] / Е.Лешукова // Вестник РАТЭПП. Вып.
1. – СПб: 2005. - с.36–47.
20) Мур Э. [Текст] / Файн Д. (ред.)
Психоаналитические термины и понятия:
словарь. М.: Независимая фирма "Класс",
2010.
21) Наенко Н.И. Психическая напряженность
[Текст] / Н.И.Наенко. - М, 2006.
22) Оксинойд К.Э. Управление
социальным развитием организации [Текст]
/ К.Э. Оксинойд / Учеб.пособие. - М.: Флинта:
МПСИ, 2007.
23) Пасынкова Н.Б. Связь уровня
тревожности подростков. Психология стресса
[Текст] / Н.Б.Пасынкова. - М.: Наука, 2003. –
368с.
24) Практические занятия по
психологии [Текст] / Под ред. А. Ц. Пуни.
- М.: ФиС, 2007.
25) Практикум по общей, экспериментальной
и прикладной психологии [Текст] / Под
ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - 2-е изд.,
доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 560с.
26) Практикум по психологии
состояний: Учебное пособие [Текст] / Под
ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004.
- c.121-122.
27) Психология и психоанализ характера
[Текст] / Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского
– СПб., 2007.
28) Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога [Текст] / Е.И.
Рогов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2007. – 384с.
29) Трунов Л. Синдром сгорания:
позитивный подход к проблеме [Текст] /
Л.Трунов // Журнал практического психолога.
- М.: Изд-во МГУ, 2003. - № 8
30) Трунов Д.Г. Синдром сгорания:
позитивный подход к проблеме [Текст] /
Д.Г.Трунов // Журнал практического
психолога. - 2008. - № 8. - с.84-89.
31) Фетискин Н.П., Козлов В.В.,
Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов,
Г.М.Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии,
2002 - с.193-197.
32) Фрейд А. Эго и механизмы защиты
[Текст] / Фрейд А. Теория и практика психоанализа.
- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд. ЭКСМО –
Пресс, 2009.
33) Фрейд З. Я и Оно [Текст] / Фрейд
З. Труды разных лет. В 2-х т., Тбилиси, "Мерани",
"Веста" – 2009.
34) Фрейд З. Торможение симптом
и тревога [Текст] / Фрейд З. Истерия и страх.
OOO "Фирма СТД" – 2006.
35) Ханин Ю.Л. Краткое руководство
к применению шкалы реактивной и личностной
тревожности Ч. Д. Спилбергера [Текст] /
Ю.Л.Ханин. – Спб.: Питер, 2006. – 40с.
36) Хекхаузен X. Мотивация и деятельность
[Текст] / Х.Хекхаузен / Пер. с нем. - Т
2. - М.: Педагогика, 2006. – 243с.
37) Холл К., Линдсей Г. Теории
личности [Текст] / К.Холл, Г.Линдсей. - М.,
2007.
38) Хорни К. Невротическая личность
нашего времени. Самоанализ [Текст] / Пер.
с англ. / Общ.ред. Г. Бурменской. - М.: Прогресс-Универс,
2008. - с.33-47.
39) Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как
форма отражения действительности [Текст]
/ Г.К.Шингаров. - М., 2008
40) Эмоции и личность. Учебное
пособие: практикум [Текст] / сост. Строков Тюмень: ТГУ –
2008.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика К. Роджерса
и Р. Даймонда
Инструкция:
«В опроснике содержатся высказывания
о человеке, о его образе жизни: переживаниях,
мыслях, привычках, стиле поведения. Их
всегда можно соотнести с нашим собственным
образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное
высказывание опросника, примерьте его
к своим привычкам, своему образу жизни
и оцените: в какой мере это высказывание
может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы
обозначить ваш ответ в бланке, выберете
подходящий, по вашему мнению, один из
семи вариантов оценок, пронумерованных
цифрами от «0» до «6»:
«0» – это ко мне совершенно
не относится;
«1» - это к мне не относится;
«2» – сомневаюсь, что это можно
отнести ко мне;
«3» - не решаюсь отнести это
к себе;
«4» – это похоже на меня, но
нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа
отметьте в бланке для ответов в ячейке,
соответствующей порядковому номеру высказывания».
Содержание:
1. Испытывает неловкость,
когда вступает с кем-нибудь
в разговор.
2. Нет желания раскрываться
перед другими.
3. Во всем любит состязание,
соревнование, борьбу.
4. Предъявляет к себе
высокие требования.
5. Часто ругает себя
за сделанное.
6. Часто чувствует себя
униженным.
7. Сомневается, что может
нравиться кому-нибудь из лиц
противоположного пола.
8. Свои обещания выполняет
всегда
9. Теплые, добрые отношения
с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый;
держится ото всех чуть в
стороне.
11. В своих неудачах
винит себя.