Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный Университет»
Факультет «Право и Психология»
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы психологического консультирования» на тему:
«Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности».
Владимир 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы
к изучению проблемы беременности………………………………………………
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение
женщин в период адаптации к беременности………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Рекомендации………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний момент проблема психологических особенностей личности женщин в период адаптации к беременности более полно изучена только с психофизиологической точки зрения, по всем остальным отраслям психологической науки имеются лишь отдельные теоретические разработки и скудные практические рекомендации по психологическому сопровождению и коррекции психического состояния женщины в период беременности.
Именно первый триместр - месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью (особенно, если это впервые), и беспокойство о будущем (как решить материальные проблемы, возникающие с появлением ребенка), и т.д.
Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.
Таким образом, беременность для женщины является стрессовым событием, т.к. создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться.
Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по теме «беременность» и психологическому сопровождению женщин в период адаптации к беременности.
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности женщин в период адаптации к беременности.
Гипотеза: Женщины в периоде адаптации к беременности (первый триместр) находятся в состоянии психологического дискомфорта / ??? или Существуют особенности изменений психического состояния женщин в период адаптации к беременности.
Методология: методологической основой являются теоретические концепции ряда ведущих отечественных психологов: В.А. Сысенко, В.А. Ковалев, Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, Н.В. Гришина, В.В. Столин, а также исследования ряда западных психологов: Л.А. Гозман, И. Дорно, А. Егидес, С. Кратохвил, Д. Делис и др.
Методы исследования: теоретический анализ; наблюдение; методы мат.статистики; метод тестирования:
- опросник определения типа психологического компонента гестационной доминанты (методика И.В. Добрякова);
- тест «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс);
- тест-опросник «Шкала оценки потребности в достижении».
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования позволяют разрабатывать целенаправленные программы по улучшению психического состояния женщин в период адаптации к беременности.
Экспериментальной базой нашего исследования стала женская консультация при роддоме N2 г.Владимира.
В исследовании приняли участие женщины в первом триместре беременности (16-28 недель) (15 человек) в возрасте от 18 до 29 лет. Исследование проводилось индивидуально с мая по июнь 2010 г.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс
Беременность- это психофизиологический процесс. Как физиологический процесс беременность представляет собой развитие в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки плода, способного к внеутробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов. Уже накануне принятия решения о зачатии и на протяжении девяти месяцев происходят большие изменения не только в соматике, но и в психике женщины (психический процесс). Надо помочь женщине избавиться или погасить отрицательные психические проявления и усилить положительные.
В организме беременной женщины происходит целый ряд изменений, способствующих правильному развитию зародыша и плода, подготовке к родам и кормлению новорожденного. Возникновение и течение разнообразных физиологических процессов, связанных с беременностью, регулируются нервной и эндокринной системами, что представляет собой взаимосвязь психического и физиологического - психофизиологический процесс.
Развивающийся организм является раздражителем нервных окончаний матки; раздражения передаются в ЦНС (преимущественно в подкорковые центры), где возникают соответствующие реакции, приводящие к изменению деятельности различных органов и систем. Возбудимость подкорковых структур и спинного мозга во время беременности снижается, это способствует расслаблению мускулатуры матки и обеспечивает матке состояние покоя. Перед родами возбудимость спинного мозга и рецепторов матки резко повышается.
Изменения процессов возбуждения и торможения в коре г.м., взаимоотношений между корой и подкоркой, тонуса вегетативной нервной системы могут приводить к появлению таких симптомов, как сонливость, раздражительность, изменение аппетита, вкуса и обоняния, повышенное выделение слюны, тошнота (иногда рвота) и др. Обычно эти симптомы отмечаются в первые 2-3 месяца и выражены нечетко. [23]
Всевозможные особенности в психологическом состоянии женщин во время беременности можно рассматривать в качестве проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать эти проявления с позиции различных уровней адаптации.
На биологический уровень адаптации в первую половину беременности заметное влияние оказывает один из яичников, во вторую - матка. Тонус вегетативной нервной системы по мере развития беременности повышается скачкообразно, обнаруживая образование своеобразных критических периодов для материнского организма. Так, в сроки до 12 недель преобладает тонус симпатико-адреналовой системы, во вторую половину 28-30 недель усиливается тонус обоих отделов, но с некоторым преобладанием холинэргических реакций. С позиции анализа нейродинамических процессов эмоциональное состояние беременных характеризуется тем, что при наличии положительного эмоционального фона в последние месяцы беременности имеет место активное состояние корковых процессов, приводящее к увеличению порога болевой чувствительности. В результате отрицательных эмоций, перенапряжения ЦНС ослабевает функциональная активность коры, снижается порог к болевым ощущениям. Как правило, эти состояния зависят от ожидания желанного или незапланированного ребенка, положительный или отрицательный настрой.
Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперактивность беременной, желание ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60 – 80 % случаев.[11
Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью (особенно, если это впервые), и беспокойство о будущем (как решить материальные проблемы, возникающие с появлением ребенка), и опасения, что муж отдалится от нее за несколько месяцев беременности, и т.д.
1й период. Идентификация беременности
Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на уже присутствующий соматический компонент. Изменение в самочувствии, задержка менструации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода недомогания. Вопрос о полном неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Имеющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь должна идти о различных формах игнорирования признаков беременности как варианте личностных защитных механизмов.
2й период. До начала ощущений шевеления
Этот период охватывает вторую половину первого триместра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Считается, что в первом триместре наиболее выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отношении опасных. Такое же поведение наблюдается у всех приматов. У орангутангов, у которых спаривание не регулируется появлением у самки внешних признаков овуляции и возможно в любое время, описанное состояние самки способствует распаду пары или, по крайней мере, прерыванию половых отношений.
Беременные женщины по-разному оценивают свои состояния, как физические, так и эмоциональные. Некоторые их интерпретируют как усталость, сонливость, желание побыть одной или «сваливают» все на тошноту и дурноту. Другие «цепляются» за каждую внешнюю причину для слез, обид и т.п. Характерные для первого триместра недомогания также оцениваются и переживаются по-разному. Этот период для матери весьма существенен в развитии ее материнской сферы. Появление ребенка становится реальным фактом. С другой стороны, еще нет никаких его конкретных признаков. Чувство матери свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребенку, и как бы в «чистом виде» отражает все стартовые содержания материнской сферы. Однако она уже имеет возможность на своем опыте прочувствовать происходящие изменения и подготовиться к более серьезным. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.
3й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка
Первые ощущения шевеления ребенка начинаются в середине второго триместра. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограничения подвижности и увеличения физической нагрузки. Настроение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Сами первые шевеления ребенка слабы и сначала трудно различимы. По своему физическому характеру они относятся к приятным ощущениям. Их интерпретация как пугающих или неприятных имеет только субъективные основания. Нередко женщина постоянно вслушивается в свои ощущения с целью «поймать» начало шевеления. Факт начала шевеления и сами шевеления отлично помнятся в течение долгих лет. Исключение составляет общее игнорирующее отношение к беременности. Сроки начала ощущений шевеления могут быть от 15 недель до 28-30, в среднем 18-22 недели.
4й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности
Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Общее ограничение физической активности и одновременное повышение нагрузки.
5й период. Предродовой
Физиологически этот период является очень важным. Происходят изменения в тканях, костной системе, обеспеченные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. Адаптивное значение этих изменений вполне конкретно. Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьезно ограничены тесным пространством матки.[23]
Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности