Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4

Файлы: 1 файл

Курс.раб..doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

- страх, что плод "осознает", видит, "что делается".

Следующие психосоматические изменения и само их восприятие, оказывают (по мнению пары) влияние на половое влечение:

- тошнота и рвота;

- полнокровие и отек половых  сосудов (органов);

- вытекание молозива (колострум);

- болезненность груди;

- изменение выделений из влагалища;

- кровотечение, вызванное ростом  чувствительности матки;

- усталость.

Психические преобразования, происходящие с обоими партнерами неизменно накладывают отпечаток на половые отношения. Здесь обычно выделяют:

·        прогнозирование изменения отношений между женой и мужем; 

·        изменение характера половых отношений, т. к. пара не ограничена страхом перед беременностью; 

·        возбуждение, вызванное предстоящими родами; 

·        подсознательное нежелание. 

На последнем чувстве необходимо остановиться поподробнее. Со стороны будущего отца оно может проявляться, если он ревниво относится к тому, что теперь будущая мать находится в центре внимания. Со стороны матери подсознательное нежелание нарастает, если она считает, что это именно она терпит все ради ребенка (особенно если беременность проходит с осложнениями), которого оба ждут. Эти проблемы должны быть выяснены во время разговора, а не в период любовных ласк.

V. Анализ домашнего задания 

и обсуждение итогов работы - 15 мин.

Каждая пара демонстрирует портрет "будущего ребенка" и ведущий интерпретирует полученные результаты. По нашему мнению, изображение будущего ребенка может выступать в качестве диагностического критерия готовности к отцовству и материнству.

Домашнее задание

1. Придумайте для себя простые, четкие фразы с позитивным  и жизнеутверждающим смыслом, запишите  их в "Дневник беременности" и повторяйте их с уверенностью и улыбкой при необходимости.

2. Беременные женщины должны продолжать  выполнять заниматься аутотренингом  и танцевальной терапией.

3. На следующее занятие принести  цветные карандаши.

Занятие № 4

I. Упражнение на групповое сплочение и принятие себя

Упражнение "Цветик семицветик" - 25 мин.

Одна из целей самонаблюдения - почувствовать центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями. 

Инструкция. Перечислите свои желания. Записывайте все, что приходит в голову. Убедитесь, что Вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках).

Рефлексивный анализ работы группы. Наиболее часто встречающиеся желания:

* Быть хорошими родителями

* Не болеть, и чтобы не болел  никто из значимых людей

* Иметь достаточно денег, чтобы  обеспечить будущее детей

* Любить 

* Быть любимым

Потом участники группы зачитывают по кругу свои списки.

Теперь сосредоточьтесь на том, что Вы чувствовали, когда читали список. Есть у Вас субличность , осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у Вас или которые для Вас являются несущественными?

Посмотрите список и выберите 5-6 самых существенных, на ваш взгляд, желаний. Может теперь, после того, как Вы прослушали списки других участников группы, Вы захотели что-то изменить в своем? А теперь выберите Ваши самые важные желания, и не включайте те, которым может отдать предпочтение Ваша субличность "Что Подумают Люди?".

На листе бумаги нарисуйте круг. Внутри него - круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого - Ваше Я. А в самом кольце расположите 5-6 субличностей, которые являются выразителями Ваших основных желаний.

Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие Ваши желания. Когда закончите рисовать, дайте каждой субличности свое имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюристка, Бизнес Леди, Благоразумный, Герой-любовник, настоящий полковник. Другие будут более романтичны: Добропорядочная жена, Мать-Земля, Мисс Божество.

Важно придумать свои собственные, имеющие для Вас смысл названия.

Теперь раскрасьте свое Я. 

II. Телесно-ориентированные упражнения

Упражнение "Разве сердцу не прикажешь … ?" - 10 мин.

Цель: научиться саморегуляции сердечной деятельности.

Инструкция. Нужно представить, что в левой руке - теннисный мяч. По команде начинается мысленное сжатие его в ритме дыхания. При вдохе мяч мысленно сжимается, при выдохе - отжимается. Темп движения кисти ускоряют, а ритм дыхания прежний. Движения продолжаются 1,5 -2 мин. Обычно после упражнений появляется ощущение легкой мышечной усталости в левой руке и выраженного тепла с распространением на левую половину грудной клетки.

Упражнение "Лебединое озеро" - 10 мин. (По методике А.Дункан)

Инструкция. Здесь необходимо подчеркнуть, что если в первом упражнении музыка рассчитана на релаксацию, то в этом упражнении - она должна быть эмоционально насыщенной, адресованной будущему ребенку. О том, какую лучше использовать музыку, желательно проконсультироваться у участников группы.

Танец, как культурная форма самовыражения несет в себе целую терапевтическую программу: 

1. Содержит магический - суггестивный  момент, человек "экстатически теряется  в танце".

2. Демонстрирует в символах типичные  коллективные человеческие ситуации с "эмоционально-витальными акцентами".

III. Анализ домашнего задания

и обсуждение итогов работы - 15 мин.

Проводится по схеме, описанной выше.

Домашнее задание

1. Продолжать заниматься в паре  упражнениями и аутотренингом.

2. В "Дневнике беременности" записать вопросы, которые Вы бы хотели обсудить со своим гинекологом, но до сих пор не решались.

Занятие № 5

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Мозаика" - 5-7 мин.

Цель: помочь участникам группы выразить свое отношение друг к другу и увидеть себя глазами других.

Инструкция. Каждая пара после 2-3х минутного обсуждения "дарит" другим парам то, что им не хватает для полной гармонии и зрелого отцовствования и материнствования. 

Например: Наташа и Сережа, мы хотим вам подарить веру в завтрашний день и способность ценить друг друга. Как только Вы перестанете сомневаться в себе, вы будете самой гармоничной парой. Свое послание тренинговая диада должна каждый раз заканчивать словами: "Ваш малыш будет самым счастливым, потому что его ждут замечательные родители".

II. Упражнение на понимание и  принятие других

Упражнение "Дульсинея" - 15 мин.

Цель: научить участников занимать личностную партнерскую позицию по отношению к другим.

Инструкция. Сядьте удобнее. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себе одного за другим всех значимых для Вас людей - родителей, супруга, будущего ребенка и детей, которые есть, друзей… Всех, кто Вам дорог. Скажите каждому из них: "Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть".

Найдите среди значимых Вам людей тех, которым Вы не можете сказать этого! Вспомните людей, которые, по Вашему мнению, недостойны Вашей поддержки, у которых Вы не видите сильных сторон, которых Вы не можете принять и любить безусловно! Постарайтесь понять, что именно мешает Вам, какие требования Вы предъявляете ему, при каких условиях Вы могли бы сказать ему: "Я принимаю тебя таким, какой ты есть".

Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует Вас или плохо к Вам относится? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с Вами? Понимает ли он те условия и требования, которые Вы ему предъявляете? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с Вами? Понимает ли он те условия и требования, которые Вы ему предъявляете?

Теперь станьте самим собой (вернитесь на свое место) и попробуйте честно сказать: "Я прощаю тебя за… и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть".

Обсуждение результатов упражнения проходит по схеме:

Как Вы реагировали на это упражнение?

Много ли Вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?

Есть ли у Вас чувство протеста против самого принципа безусловной любви?

Что мешает оказывать поддержку каждому человеку? 

III. Повторение всех телесно-ориентированных 

упражнений, аутотренинга и танцетерапии - 20 мин.

Беременные женщины показывают собственный танец с элементами творческой импровизации (можно использовать куски ткани различного цвета, пуговицы разложенные на полу, свою музыку и т. п.).

IV. Обсуждение результатов тренинга - 20 мин.

Участники группы обмениваются мнениями

Домашнее задание

1. В перерыве между тренингами  пара продолжает выполнять телесно-ориентированные  упражнения и заниматься аутотренингом.

2. Пара должна вести записи в "Дневнике беременности" и отражать  там самые яркие впечатления  периода беременности, это помогает  познанию себя, оживлению в себе  творческих движений через личностное  отражение происходящего.

3. К следующему тренингу предлагается сделать 15 минутный видеофильм или фотообзор на тему "В ожидании ребенка", с целью выразить и познать, обозначить в этом свою личностную особенность, характер.

 

 

 


 



Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности