Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4
В процессе подготовки беременных к родам целенаправленно создается благоприятная эмоциональная обстановка на теоретических и практических занятиях. Психологом развивается у беременных чувство бодрости, оптимизма, уверенности в своих силах. Этому способствуют хорошее самочувствие беременных и нахождение их в дружном, сплоченном коллективе беременных женщин.
Выводы по главе 1
Анализируя литературу по теме «беременность» и психологическому сопровождению женщин в периоде адаптации женщин к беременности, мы можем сделать следующие выводы:
а) Нормальная, без осложнений соматического характера, без социальных и личностных проблем беременность является для женщины эустрессом, (конструктивный стресс - является защитной реакцией организма, протекает без существенных потерь для организма. Происходит нормальный процесс адаптации).
б) Беременность же протекающая на неблагоприятном фоне: заболевания, проблема взаимоотношений, внутренний конфликт, выступает как дистресс. Деструктивный стресс подрывает защитные силы организма. И естественно, отрицательно влияет на развивающийся плод.
в) Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у женщин по-разному, в зависимости от особенностей их личности.
2. Каждый период беременности женщина переживает по-разному.
Существует шесть вариантов стилей переживания беременности:
адекватный, эйфорический, тревожный, амбивалентный, отвергающий, игнорирующий
Пять из которых, являются негативными, они могут оказать отрицательное влияние на родовой и послеродовой период.
Содержание родового и послеродового периода действует на фоне уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку.
Таким образом, комплексное клинико-психологическое обследование беременных женщин позволяет выделить “стрессогенные“ факторы индивидуально для каждой беременной с учетом ее соматического здоровья, социальных условий, взаимоотношений с родными и близкими ей людьми.
3. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения женщин в период адаптации к беременности показал следующее:
Необходимым условием достижения успешности в родах является “принятие” матерью своего ребенка задолго до родов, установление с ним эмоционального контакта, что позволяет укрепить и гармонизировать симбиотическую связь “мать – дитя”.
В периоде адаптации женщин к беременности (первый триместр) целенаправленно создается благоприятная эмоциональная обстановка на теоретических и практических занятиях. Психологом развивается у беременных чувство бодрости, оптимизма, уверенности в своих силах. Этому способствуют хорошее самочувствие беременных и нахождение их в дружном, сплоченном коллективе беременных женщин.
Основной задачей подготовки беременных к родам является обучение направлению собственной нервной энергии на преодоление стрессового состояния и выполнение большого физического напряжения в родах.
Все эти навыки позволяют повысить комфортность прохождения женщины через роды, снижают родовой травматизм и матери, и ребенка.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
2.1. Анализ и интерпретация результатов исследования
С целью изучения психологических особенностей личности женщин в период в адаптации к беременности мы использовали в наше работе- опросник И.В. Добрякова на определение типа психологического компонента гестационной доминанты, тест «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс), а также тест-опросник «Шкала оценки потребности в достижении».
2.2.1. Диагностика определения типа психологического компонента гестационной доминанты.
Опросник определения типа психологического компонента гестационной доминанты (методика И.В. Добрякова).
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей 6epeменности, ее поведенческие стереотипы.
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними, было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И.В., 1996).
1. Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встаёт на учёт в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребёнка.
2. Гипогестогнозический (греч.: hypo - приставка, означающая слабую выраженность; лат.: gestatio - беременность; греч.: gnosis - знание) тип ПКГД нередко встречается у женщин, не закончивших учёбу, увлечённых работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застаёт врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом риск возникновения осложнений повышается. С другой стороны эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них не хватает времени встать на учёт, посещать врачей, выполнять их назначения.
3. Эйфорический (греч.: eu - хорошо; phero - переносить) тип ПКГД отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребёнку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей.
4. Тревожный тип ПКГД характеризуется
высоким уровнем тревоги у беременных,
что влияет на её соматическое состояние.
Тревога может быть вполне оправданной
и понятной (наличие острых или хронических
заболеваний, дисгармоничные отношения
в семье, неудовлетворительные материально-бытовые
условия и т.п.). В некоторых случаях беременная
женщина либо переоценивает имеющиеся
проблемы, либо не может объяснить, с чем
связана тревога, которую она постоянно
испытывает. Нередко тревога сопровождается
ипохондричностью. Повышенную тревожность
нетрудно выявить как врачу женской консультации,
так и ведущим курсы дородовой подготовки,
однако, к сожалению, беременные женщины
с этим типом ПКГД далеко не всегда получают
адекватную оценку и помощь. Нередко именно
неправильные действия медицинских работников
способствуют повышению тревоги у женщин,
что приводит к ятрогениям. Большинство
из них нуждаются в помощи психотерапевта.
При этом типе ПКГД чаще всего в семейном
воспитании формируется доминирующая
гиперпротекция, нередко отмечается повышенная
моральная ответственность. Выражена
воспитательная неуверенность матери.
Нередко и вынесение конфликта между супругами
в сферу воспитания, обусловливающеепротиворечивыйт
5. Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребёнке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность "изуродовала их", боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить её отношения с родственниками, объясняющих всё капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это ещё больше усугубляет состояние. В тяжёлых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции.
Ha основе результатов исследования беременную женщину можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.
1-я группа включает в себя
практически здоровых
2-я группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
3-я группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. В третью же группу следует включать всех, имеющих депрессивный тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
2.2.2. Диагностика самооценки эмоциональных состояний
Тест «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
Измерения в этой методике производятся в 10-бальной (стеновой) системе. Показатели «Спокойствие - тревожность», «Приподнятость – подавленность», «Энергичность – усталость», «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности».
Испытуемые должны выбрать в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает их состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, является индивидуальным значением по соответствующей шкале, а сумма баллов по четырем шкалам - общей характеристикой состояния испытуемого
2.2.3. Диагностика мотивации достижения
Тест-опросник «Шкала оценки потребности в достижении» (источник, откуда взято описание методики: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999).
Цель: измерение уровня мотивации достижения, мотированности на успех.
Мотивация достижения (успеха, удачи) - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
Описание методики.
Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы — небольшого теста - опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Инструкция: « … При согласии с утверждением, рядом с его цифровым обозначениям ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»). При прочтении или прослушивании утверждения не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум … ».
С целью изучения психологических особенностей женщин в период адаптации к беременности были протестированы женщины в первом триместре беременности (16-28 недель) в количестве 15 человек в возрасте от 18 до 29 лет. При обработке полученных результатов по опроснику И.В. Добрякова на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), тесту «Самооценка эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс), тесту-опроснику «Шкала оценки потребности в достижении» для женщин была составлена таблица данных, которая помогает определить психологические особенности женщин в первом триместре беременности (16-28 недель).
Сравнение показателей по вышеперечисленным методикам приведено в общей таблице 1.
Таблица 1
№ исследуемого |
Шкала потребности в достижении |
Оптимальный |
Гипогестогнозич. |
Эйфорический |
Тревожный |
Депрессивный |
Самооценка эмоционального состояния |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
23 | ||
2 |
2 |
5 |
1 |
3 |
20 | ||
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
18 | ||
4 |
1 |
7 |
1 |
1 |
28 | ||
5 |
1 |
6 |
2 |
1 |
24 | ||
6 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
26 |
7 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
20 |
8 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
20 | |
9 |
5 |
4 |
3 |
2 |
25 | ||
10 |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
25 | |
11 |
6 |
4 |
1 |
1 |
3 |
20 | |
12 |
5 |
4 |
2 |
1 |
2 |
24 | |
13 |
3 |
3 |
1 |
1 |
4 |
25 | |
14 |
1 |
5 |
1 |
2 |
1 |
26 | |
15 |
6 |
3 |
6 |
25 |
Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности