Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4
Упражнение "Ромашка" - 5 мин.
Цель: помочь участникам самим оценить свои знания процесса беременности, родов, развития ребенка.
Инструкция. Ведущий условно обрисовывает несколько кругов. В центр должны встать все участники группы, которые знают, что беременность есть в их жизни, но как быть дальше не вполне представляют, в круг побольше становятся те, кто имеет представление о процессе беременности (например о физиологии, профилактике осложнений), в следующий круг - те, кто, имеет знание психологии беременности и родовой деятельности, в следующий круг - те, кто понимает как формируется и развивается ребенок до рождения и самый большой круг- для тех, кто умеет быть хорошей матерью и отцом.
После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:
- почему я выбрал этот круг для себя?
-
какие круги остались не
Особое внимание следует уделить вопросу занимает ли тренинговая пара один и тот же круг.
III. Упражнение на понимание и принятие себя
Упражнение "Три плана" - 10-15 мин.
Научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от мыслей и внешнего мира. Это упражнение хорошо работает на принятие "нового Я" беременной женщиной.
Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о свое опыте, начиная со слов: "Во внешнем плане Я ощущал…".
Партнеры опять закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание только на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. (беременные женщины могут почувствовать спорадические спазмы Брэкстона-Хикса или шевеление плода). Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: "Во внутреннем плане я ощущал…".
После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: "В это время я думало…".
Упражнение обсуждается в кругу по схеме:
- что было легче формулировать - чувства, мысли?
-
было ли формулирование
IV.
Телесно-ориентированные
В середине срока беременности (от 16 до 24 недель) женщинам следует изменить режим в сторону большей активности. Этот период наиболее опасен возникновением урологических осложнений беременности, связанных с нарушением оттока мочи из почек. Постельный режим с горизонтальным положением на спине неблагоприятно сказывается на оттоке мочи по мочеточникам - на них давит матка. Поэтому в тот период беременности следует больше находиться в вертикальном положении, увеличить длительность прогулок.
Упражнение "Печка" - 10 мин.
Цель: закрепить навык преднамеренного усиления ощущения тепла.
Инструкция. Предлагается следующая формула самоприказа для вызова ощущения тепла в животе: "Я очень хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным светом. Хочу, чтобы мой живот прогрелся приятным глубинным светом. Живот прогрелся приятным теплом. Живот прогрелся".
Требуется не простое повторение формулы, а эмоциональное переживание ее. Это занятие фактически подготавливает беременную к органотренировке, т. е. выполнение приказа адресовано органам брюшной полости.
V. Обсуждение итогов работы - 10-15 мин.
Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства. Возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.
Домашнее задание
1. Это домашнее задание выдается паре в заклеенном конверте надпись на котом гласит: "Откройте и выполните упражнение "Заброшенный сад" только в том случае, когда вы оба будете готовы".
В конверт вложен следующий текст: "(Имя с именной карточки беременной женщины), закройте глаза, сядьте поудобнее и пусть Ваш (имя с именной карточки партнера) прочитает Вам задание.
Представьте себе: "Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как Вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете их, поливаете, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время остановитесь, и сравните ту часть сада, где Вы уже поработали, с той, которую Вы еще не трогали".
1. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение "Печка".
Занятие № 2
I.
Упражнение на групповое
Упражнение "Мой мир" - 20 мин.
Цель: научиться формулировать проблемы, уметь донести их до других участников группы и услышать их позицию.
Инструкция. Ведущий предлагает участникам группы самостоятельно создать таблицу (схему) возможных страхов и опасений беременной женщины и ориентировочные пути их устранения. Допускается и "мозговой штурм", и работа в тройках-четверках с последующим обсуждением результатов в группе.
Можно разделить группу на подгруппы и дать задание каждой подгруппе составить таблицу по какому-то определенному конструкту "мира беременной женщины". Можно рассмотреть конструкты: Я и значимое окружение, Я и отец будущего ребенка, Я и моя идеальная самость, Я и Я - мне ненавистное, Я и будущий ребенок, Я и профессиональная среда и т. п. Ведущий должен следить за тем, чтобы в подгруппах не было участников из одной тренинговой диады. После выполнения задания вся группа обсуждает результаты работы подгрупп.
II.
Телелесно-ориентированные
Упражнение "Сердце, тебе не хочется покоя…" - 10 мин.
Цель: научиться саморегуляции сердечной деятельности.
Инструкция. Тренировку начинают с повторения предыдущих упражнений. Сосредоточив внимание на левой руке, надо представить ее свисающей и опускающейся в ванну с теплой водой. Уровень воды от кончиков пальцев постепенно прогревается от чуть теплой до приятно горячей. Теплая волна поднимается от руки вверх и появляется ощущение тепла в левой половине грудной клетки. Ощущение тепла в левой руке сопровождается расширением коронарных сосудов сердца, что улучшает питание сердечной мышцы.
III. Анализ видеоматериалов - 15 мин
Цель: утолить информационный голод и позволить участникам группы выступить в качестве экспертов.
На этом этапе лучше использовать фильмы о внутриутробном развитии ребенка. Если таких фильмов нет, то ведущий может показывать картинки (слайды), отображающие формирование малыша и рассказывать о недельных изменениях характеристик плода. Перед просмотром видеоматериалов или прослушиванием ведущий предлагает сесть поудобнее, парам обняться и рефлексировать все, происходящее "Во внешнем" и "Во внутреннем плане", мысленно поддерживая друг друга и своего ребенка.
Так например звучит описание и рекомендации к 20 неделе: "Вы прошли срединную отметку Вашей беременности! Примите поздравления и потребуйте у супруга подарок - Вы его, несомненно, заслужили! Ваш ребенок (нельзя, обращаясь к матери, употреблять термин "плод", говоря о будущем ребенке) еще перемещается внутри матки как ему вздумается. Это значит, что сегодня он может бодрствовать вниз головой, завтра утром - спать параллельно поверхности пола, а к ужину - подпереть своей головой дно матки. Ваши ощущения при этом нисколько не волнуют самозабвенно кувыркающегося потомка. Обычно плод останавливается в каком-то из этих положений (акушеры называют их предлежанием) в конце этого триместра беременности. Хотя некоторые плоды позволяют себе свободные перемещения до гораздо более позднего времени. (В этом месте ведущий предлагает, если это не произошло произвольно, погладить малыша и почувствовать, как именно он располагается).
Сейчас Ваш малыш весит около 290 граммов, а длина - примерно 25 см. У малыша уже сформировался пол и с помощью УЗИ уже можно его спрогнозировать. Начиная с этой недели устраивайте "концерты по заявкам слушателей". Привлекайте папу, потому что дети гораздо лучше различают низкие звуки, в то время как голос мамы ассоциируют со своим. Совсем не обязательно, обращаясь к малышу говорить: "Я твой папа", т. к. эти слова пока не несут смысловой нагрузки, можно просто напевать, декламировать стихи или разговаривать с ребенком, пытаясь донести основное - Вашу любовь".
IV. Анализ домашнего задания
и обсуждение итогов работы - 15 мин.
Цель анализа домашнего задания: дать возможность участникам группы поделится опытом видения и чувствования жизни, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста. Обсуждение проходит по схеме: "Почему тебе захотелось поделится своими переживаниями с группой?", "Что ты чувствовала, когда выполняла это упражнение?" и т. п.
Обсуждение итогов работы - важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. Основой для обсуждения являются вопросы типа: "Что нового о себе и для себя Вы узнали сегодня?", "Что Вы получили от занятия?", "Считает ли Вы полезным сегодняшнее занятие?".
Домашнее задание
1. К следующему занятию пара должна нарисовать совместный портрет "Будущего ребенка" в полный рост.
2. Беременные женщины в любую свободную минуту выполняют упражнение "Тепло, которое я могу дать" и "Сердце, тебе не хочется покоя…".
Занятие № 3
I.
Упражнение на групповое
Упражнение "Нить Ариадны" -15 мин.
Цель: помочь участникам выразить свои чувства и научить делиться ими с другими людьми.
Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Один член тренинговой пары завязывает (закрывает) глаза, другой (желательно беременная женщина) получает следующую инструкцию: "Представьте себе, что Вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча". В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники упражнения должны выразить свои чувства и переживания.
После выполнения упражнения, обсуждение проходит по схеме:
На чем акцентируют свое внимание беременные женщины?
На что обращают внимание мужчины?
Что было необыкновенного в той и другой роли?
Рефлексивный анализ работы группы. Одним из первых стимулов для ознакомления с окружающим миром беременные предлагают своим партнерам исследовать свой живот.
II. Упражнение на принятие себя
Упражнение "Геркулес" - 5 мин.
Цель: показать участникам группы, что страхи, сомнения, нетерпение, беспокойство, раздражительность можно преодолеть благодаря позитивным образам самовнушения.
Инструкция. Ведущий объясняет группе, что суть самовнушения заключается в умении сознательно направлять и контролировать свои мысли, чувства, действия, соотнося их со своими желаниями. Каждый человек смотрит на себя и окружающий мир сквозь призму собственных убеждений, помыслов и отношений. Чаще всего мы внушаем себе то, во что мы сознательно или бессознательно верим - без веры невозможно самовнушение. Самовнушение осуществляется с помощью слов, оказывающих на человека определенное внушающее воздействие.
Участники группы могут повторять фразы самовнушения вслух или про себя.
Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.
Меня ждет большой-большой успех.
Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.
Я чувствую себя спокойным и расслабленным.
Я здоров и силен как духовно, так и физически.
Я способен добиться всего, чего только захочу.
Я обладаю прекрасной памятью.
Я нравлюсь людям, люди любят меня.
Я прощаю себя.
Я осуществляю свою мечту.
Я полностью контролирую свои мысли, чувства и действия.
Радость, радость, радость.
III.
Телесно-ориентированные
Упражнение "Лебединое озеро" - 10-15 мин.
Хотя занятия танцами по методике Асидоры Дункан во время тренинга требуют дополнительного времени, но они развивают не только гибкость и пластичность тела, но и помогают беременной женщине принять изменения своего "телесного Я" (что является необходимым условием построения гармоничной Я-концепции беременной женщины), раскрывают женскую самовыразительность и материнскую интуицию. Поэтому упражнения по телесно-ориентированной терапии и аутотренингу можно предложить в качестве домашнего задания, а во время тренинга освоить основные правила и приемы танцетерапии.
IV. Анализ видеоматериалов - 15 мин.
Часть времени, отведенного для просмотра видеофильма, ведущий может использовать для ответов на вопросы, возникающие у участников группы. В нашей группе мы взяли за правило до начала тренинга складывать вопросы в "сундучок доверия". Наиболее часто встречающиеся вопросы, которые участники группы желают вынести на обсуждение:
Следует ли рассказывать врачу-гинекологу о перенесенных ранее абортах и венерических заболеваниях, тем более, если они имели место до замужества?
Врач настаивает на необходимости лечь в больницу на сохранение, но я чувствую, что со мной и моим малышом все в порядке. Что делать?
Все мои подружки курили и выпивали в период беременности и у них родились совершенно здоровые дети. Почему тогда все настаивают на том, чтобы я бросила курить? Что мне делать, если другие курят в моем присутствии?
Моя работа очень стрессовая. Я - в положении, хотя этого и не планировала. Должна ли я перестать работать?
Мне все время кажется, что мой ребенок может родиться больным…
Я все забываю…
Сейчас, когда я беременна все дают мне советы. Я не могу этого вынести.
Наибольшие сомнения вызывает вопрос о сексе в период беременности. Здесь можно выделить следующие страхи:
-
страх, что введение члена во
влагалище повредит или
- беспокойство, что оргазм может быть причиной выкидыша или преждевременных родов;
Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности