Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4

Файлы: 1 файл

Курс.раб..doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Анализ и интерпретация результатов исследования женщин в первом триместре беременности (16-28 недель) в количестве 15 человек в возрасте от 18 до 29 лет показали следующее:

По опроснику И.В. Добрякова на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) получились следующие результаты: группа имеет 4% оптимального типа переживания беременности. У женщин наблюдается разброс значений по группам риска: гипогестогнозический - 12% , эйфорический - 12%, тревожный - 72%, депрессивный - 6%. Исходя из анализа полученных данных видно, что у женщин в первом триместре беременности преобладает тревожный тип ПКГД, который характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на её соматическое состояние: идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное.

По тесту-опроснику «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) 14% женщин имеют эмоциональное состояние со значениями ниже среднего. 13% женщин имеют эмоциональное состояние со средними значениями. У 73% женщин эмоциональное состояние со значениями выше среднего. Таким образом, у большинства женщин в первом триместре беременности преобладает высокая самооценка.

65% женщин имеют низкие показатели по тесту-опроснику «Шкала оценки потребности в достижении», что свидетельствует о низком уровне мотивации достижения, мотированности на успех.

 

Выводы по главе 2

В ходе экспериментального исследования психологических особенностей личности женщин в период адаптации к беременности были получены следующие результаты:

- Исходя из анализа полученных данных по методике И.В. Добрякова на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) видно, что у женщин в первом триместре беременности преобладает тревожный тип ПКГД (72%), который  характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на их соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

 73% женщин имеют эмоциональное состояние со значениями выше среднего, т.е. у большинства женщин в первом триместре беременности преобладает высокая самооценка (тест «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс)). Также 65% женщин имеют низкий уровень мотивации достижения, мотивированности на успех (по тесту- опроснику «Шкала оценки потребности в достижении»);

 

Рекомендации

Необходимым условием достижения успешности в родах является “принятие” матерью своего ребенка задолго до родов, установление с ним эмоционального контакта, что позволяет укрепить и гармонизировать симбиотическую связь “мать – дитя”.

В связи с этим необходимо предложить следующие рекомендации беременным женщинам и тем самым помочь им в нормализации психического состояния в период адаптации к беременности:

  1. Информированность о психологических особенностях беременности: сознательное, творческое отношение к эмоциональным трудностям беременности; сознательное отношение к боли и выполнение всех предложенных мер психопрофилактики боли (дыхание, релаксация); создание в сознании женщины позитивной эмоциональной доминанты, важной для успешного и безболезненного течения родов.
  2. Информированность о психофизиологическом развитии плода: умение “владеть телом” во время родового процесса и использовать различные комфортные позиции.
  3. Обучение антенатальному развитию плода. Создание эмоциональной связи матери и ее еще нерожденного ребенка.
  4. Психологическая работа с личностью беременной женщины. Работа с установками на материнство.
  5. Аутогенная тренировка, направленная на нормализацию своего психоэмоционального состояния.
  6. Подготовка к родам (на протяжении всего курса подготовки) – цель умение владеть своим телом и эмоциями, создать положительный настрой на роды:

а) полная информация о процессе родов

б) обучение массажу биологически активных точек при схватках

в) обучение приемам релаксации

г) обучение различным типам дыхания

д) обучение правильно тужиться

е) подготовка ко встрече с малышом

7. Информация о психическом развитии  ребенка после рождения до  года.

Все эти навыки позволяют повысить комфортность прохождения женщины через роды, снижают родовой травматизм и матери, и ребенка.

В процессе подготовки беременных к родам целенаправленно создается благоприятная эмоциональная обстановка на теоретических и практических занятиях. Психологом развивается у беременных чувство бодрости, оптимизма, уверенности в своих силах. Этому способствуют хорошее самочувствие беременных и нахождение их в дружном, сплоченном коллективе беременных женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме «беременность» и психологическому сопровождению женщин в периоде адаптации к беременности показал следующее:

Беременность для женщины является стрессовым событием, т.к. создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться.

а) Нормальная, без осложнений соматического характера, без социальных и личностных проблем беременность является для женщины эустрессом, (конструктивный стресс - является защитной реакцией организма, протекает без существенных потерь для организма. Происходит нормальный процесс адаптации).

б) Беременность же протекающая на неблагоприятном фоне: заболевания, проблема взаимоотношений, внутренний конфликт, выступает как дистресс. Деструктивный стресс подрывает защитные силы организма. И естественно, отрицательно влияет на развивающийся плод.

в) Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у женщин по-разному, в зависимости от особенностей их личности.

 К наиболее значимым психосоциальным  стрессам относится: конфликты между супругами, неудовлетворенные материально-бытовые условия. Они увеличивают риск возникновения акушерских осложнений.

Каждый период беременности женщина переживает по-разному.

Существует шесть вариантов стилей переживания беременности:

адекватный, эйфорический, тревожный, амбивалентный, отвергающий, игнорирующий.

Пять из которых, являются негативными, они могут оказать отрицательное влияние на родовой и послеродовой период.

Содержание родового и послеродового периода действует на фоне уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.

Комплексное клинико-психологическое обследование беременных женщин позволяет выделить “стрессогенные“ факторы индивидуально для каждой беременной с учетом ее соматического здоровья, социальных условий, взаимоотношений с родными и близкими ей людьми.

Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:

- на разработку психологической программы по подготовке женщин к материнству;

- на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;

- на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;

- на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авдеева Н.Н, Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери. Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. М., 1996.
  2. Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью. В журнале «Дефектология», 2003/ № 4.
  3. Бойко В.В., Оганесян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб,1999. Глава 4, параграф 4.2, с.95-113.
  4. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. В журнале «Вопросы психологии», 1997/№6, с.38-47.
  5. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. В журнале «Вопросы психологии» 2002/№ 1.
  6. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология. В сборнике материалов конференции по перинатальной психологии «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб, 2000.
  7. Коваленко Н.П. Особенности психопрофилактики беременных женщин. В сборнике материалов конференции по перинатальной психологии «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб, 29-30 мая 1999.СПб, 2000.
  8. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. В журнале «Вопросы психологии», 2000/№5.
  9. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Москва, 2002, 239 с.
  10. Филиппова Г.Г. Современное состояние и задачи психологической помощи родителям в период ожидания и раннего развития ребенка. Сборник научных работ по материалам II Международной конференции под ред. И.В.Добрякова. Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств. СПб, 2003.
  11. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. В журнале «Вопросы психологии», 2001/№2, с.22-37.
  12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия, СПб, 2003. с.336.
  13. «Девиантное материнство как фактор социального кризиса семьи», автор: Гущина Т.В., источник: «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность»: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. - Томск: Томский государственный университет, 2004 г.
  14. «Национальная программа демографического развития России», - источник: «Российская газета» от 26.05.07.
  15. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика, - Спб: «Речь», 2000 г.
  16. Брутман В. И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери. «Психологический журнал» 2000 г., Т.21,№ 2., с.79-87.
  17. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности - Киев: «Наукова думка», 1984.
  18. Новиков В.С. Межличностные отношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностных отношений. -2005. -№ 8.- С. 31 - 38.
  19. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – Спб, 2004.
  20. Овчарова Р.В. Психология родительства, - М.: «Академия», 2005 г.
  21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие под редакцией Райгородского Д.Я., - Самара: «Бахрах-М», 2007 г.
  22. Психологическая диагностика. Учебник для вузов под редакцией М.К.Акимовой и К.М.Гуревича, - Спб, «Питер», 2008 г.
  23. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столина – М.: «Педагогика», 1989.
  24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии, - Спб: «Речь», 2002 г.
  25. Пайнз Д. Беременность и материнство//Психология и психоанализ беременности. Под ред. Д.Я. Райгородского, М., 2003.
  26. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования, - Спб: «Речь», 2006 г.
  27. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: «Издательство Института психотерапии», 2002 г.
  28. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.
  29. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. 
    - М.: Изд-во МГУ, 1987.
  30. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79.
  31. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал.-1995.-Т.16, N4.
  32. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 1991.-N6.

Приложение №1

 

Тренинг ролевой идентификации и актуализации. Тренинг для беременных

 

На этом этапе тренинга проводится работа с такими новообразованиями синдрома беременности, как рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я - в положении". Этот этап мы назвали симптомом нового "Я", который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. С одной стороны - гордость за свою полноценность, возможность самореализации, приобретения женственности, переживания идентичности собственному полу, и в то же время - страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом принятия новой жизни в себе. Амбивалентность переживаний сохраняется на высоком уровне. Принятие своего нового образа, статуса, роли проникнуто основным чувством: "у меня будет ребенок", смешанным с опасением успешности будущего материнства. Симптом, названный нами как симптом принятия новой жизни в себе, можно условно разделить на два качественно различных этапа. Вначале женщина осознает, что будет иметь ребенка; она как бы говорит себе: "Я не едина, я ношу в себе что-то". На следующем этапе происходит перенос доминанты с себя на будущего ребенка, появляется чувство гордости и единства с тем, кого она носит под сердцем. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению миссии материнства. Описанный симптом представляет собой акмеологическую вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния.

Занятие № 1

Знакомство и первоначальная формулировка проблемы

Цели для ведущего: Познакомиться с участниками группы.

Цели для участников: Научиться ценить каждый момент жизни, принимать себя таким, какой ты сейчас и управлять эмоциями.

I. Ритуал создания группы

Принятие правил работы в группе

Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает каждое - 2-3 мин.

Если группа собралась в прежнем составе, то правила просто перечисляются и участники берутся за руки в знак согласия и желания их выполнять. Единственная поправка может распространяться на именую карточку: каждый может избрать себе новое имя и прокомментировать, почему он его избрал, что изменилось со времени последней встречи.

II. Упражнение на групповое сплочение

Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности