Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4
Анализ и интерпретация результатов исследования женщин в первом триместре беременности (16-28 недель) в количестве 15 человек в возрасте от 18 до 29 лет показали следующее:
По опроснику И.В. Добрякова на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) получились следующие результаты: группа имеет 4% оптимального типа переживания беременности. У женщин наблюдается разброс значений по группам риска: гипогестогнозический - 12% , эйфорический - 12%, тревожный - 72%, депрессивный - 6%. Исходя из анализа полученных данных видно, что у женщин в первом триместре беременности преобладает тревожный тип ПКГД, который характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на её соматическое состояние: идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное.
По тесту-опроснику «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) 14% женщин имеют эмоциональное состояние со значениями ниже среднего. 13% женщин имеют эмоциональное состояние со средними значениями. У 73% женщин эмоциональное состояние со значениями выше среднего. Таким образом, у большинства женщин в первом триместре беременности преобладает высокая самооценка.
65% женщин имеют низкие показатели по тесту-опроснику «Шкала оценки потребности в достижении», что свидетельствует о низком уровне мотивации достижения, мотированности на успех.
Выводы по главе 2
В ходе экспериментального исследования психологических особенностей личности женщин в период адаптации к беременности были получены следующие результаты:
- Исходя из анализа полученных данных по методике И.В. Добрякова на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) видно, что у женщин в первом триместре беременности преобладает тревожный тип ПКГД (72%), который характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, что влияет на их соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.
73% женщин имеют эмоциональное состояние со значениями выше среднего, т.е. у большинства женщин в первом триместре беременности преобладает высокая самооценка (тест «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс)). Также 65% женщин имеют низкий уровень мотивации достижения, мотивированности на успех (по тесту- опроснику «Шкала оценки потребности в достижении»);
Рекомендации
Необходимым условием достижения успешности в родах является “принятие” матерью своего ребенка задолго до родов, установление с ним эмоционального контакта, что позволяет укрепить и гармонизировать симбиотическую связь “мать – дитя”.
В связи с этим необходимо предложить следующие рекомендации беременным женщинам и тем самым помочь им в нормализации психического состояния в период адаптации к беременности:
а) полная информация о процессе родов
б) обучение массажу биологически активных точек при схватках
в) обучение приемам релаксации
г) обучение различным типам дыхания
д) обучение правильно тужиться
е) подготовка ко встрече с малышом
7. Информация о психическом
Все эти навыки позволяют повысить комфортность прохождения женщины через роды, снижают родовой травматизм и матери, и ребенка.
В процессе подготовки беременных к родам целенаправленно создается благоприятная эмоциональная обстановка на теоретических и практических занятиях. Психологом развивается у беременных чувство бодрости, оптимизма, уверенности в своих силах. Этому способствуют хорошее самочувствие беременных и нахождение их в дружном, сплоченном коллективе беременных женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме «беременность» и психологическому сопровождению женщин в периоде адаптации к беременности показал следующее:
Беременность для женщины является стрессовым событием, т.к. создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться.
а) Нормальная, без осложнений соматического характера, без социальных и личностных проблем беременность является для женщины эустрессом, (конструктивный стресс - является защитной реакцией организма, протекает без существенных потерь для организма. Происходит нормальный процесс адаптации).
б) Беременность же протекающая на неблагоприятном фоне: заболевания, проблема взаимоотношений, внутренний конфликт, выступает как дистресс. Деструктивный стресс подрывает защитные силы организма. И естественно, отрицательно влияет на развивающийся плод.
в) Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у женщин по-разному, в зависимости от особенностей их личности.
К наиболее значимым
Каждый период беременности женщина переживает по-разному.
Существует шесть вариантов стилей переживания беременности:
адекватный, эйфорический, тревожный, амбивалентный, отвергающий, игнорирующий.
Пять из которых, являются негативными, они могут оказать отрицательное влияние на родовой и послеродовой период.
Содержание родового и послеродового периода действует на фоне уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
Комплексное клинико-психологическое обследование беременных женщин позволяет выделить “стрессогенные“ факторы индивидуально для каждой беременной с учетом ее соматического здоровья, социальных условий, взаимоотношений с родными и близкими ей людьми.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:
- на разработку психологической программы по подготовке женщин к материнству;
- на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;
- на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;
- на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
На этом этапе тренинга проводится работа с такими новообразованиями синдрома беременности, как рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я - в положении". Этот этап мы назвали симптомом нового "Я", который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. С одной стороны - гордость за свою полноценность, возможность самореализации, приобретения женственности, переживания идентичности собственному полу, и в то же время - страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.
Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом принятия новой жизни в себе. Амбивалентность переживаний сохраняется на высоком уровне. Принятие своего нового образа, статуса, роли проникнуто основным чувством: "у меня будет ребенок", смешанным с опасением успешности будущего материнства. Симптом, названный нами как симптом принятия новой жизни в себе, можно условно разделить на два качественно различных этапа. Вначале женщина осознает, что будет иметь ребенка; она как бы говорит себе: "Я не едина, я ношу в себе что-то". На следующем этапе происходит перенос доминанты с себя на будущего ребенка, появляется чувство гордости и единства с тем, кого она носит под сердцем. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению миссии материнства. Описанный симптом представляет собой акмеологическую вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния.
Занятие № 1
Знакомство и первоначальная формулировка проблемы
Цели для ведущего: Познакомиться с участниками группы.
Цели для участников: Научиться ценить каждый момент жизни, принимать себя таким, какой ты сейчас и управлять эмоциями.
I. Ритуал создания группы
Принятие правил работы в группе
Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает каждое - 2-3 мин.
Если группа собралась в прежнем составе, то правила просто перечисляются и участники берутся за руки в знак согласия и желания их выполнять. Единственная поправка может распространяться на именую карточку: каждый может избрать себе новое имя и прокомментировать, почему он его избрал, что изменилось со времени последней встречи.
II.
Упражнение на групповое
Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности