Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 22:15, курсовая работа
Цель данного исследования: изучить психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
Объектом исследования: является жизнедеятельность женщины в период адаптации к беременности.
Предметом исследования: являются психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Беременность как психофизиологический процесс…………….5
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности………………………………………………………..............…..10
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности …………………………………………..………..17
1.4. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К БЕРЕМЕННОСТИ
Анализ и интерпретация результатов исследования…..……30
Рекомендации……………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….....4
1.2. Общепсихологические подходы к изучению проблемы беременности
В психологии особое внимание уделяется особенностям психики, детерминированными половыми различиями. Придя к выводу, что мужчина и женщина равноценны, но не равнозначны, дифференциальная психология пошла по пути более углубленного изучения психологии, свойственной конкретному полу.
В психологической литературе накоплено немало сведений, касающихся психологии беременных женщин. Однако остается практически неосвещенным вопрос о том, какие факторы влияют на протекание беременности, каков механизм поведения беременных женщин. Эта проблема в педагогической психологии теоретически и экспериментально остается до сих пор недостаточно разработанной.
Большинство исследований рассматривают
проблему беременности либо в рамках изучения
психологии женщины 3. Фрейд и А. Фрейд
[25, с.144], либо воплощение женского начала
в мужском бессознательном (аниме), и мужского
в женском (анимус), которые пребывают
по К. Юнгу между индивидуальным сознанием
и коллективным бессознательным. К. Юнг
рассматривал их как регуляторы поведения,
проявляющиеся в снах и фантазиях. Главная
функция женщины - функция материнства,
что составляет по К. Хорни, «ядро завистливой
обиды мужчины на женщину», так как женщина
способна родить и зачать ребенка [25, с.147].
Г.Г. Филлипова выделяет, что в женщине
признается большая нравственная чистота,
альтруизм, высокоразвитое чувство долга,
что обосновывается функцией материнства,
которая делает женщину более бдительной,
предупредительной и заботливой. А. Аулер,
К. Хорни, Гарбузов В.И, Э. Фромм едины в
вопросах формирования психологической
защиты. Говоря о процессах межличностной
защиты, которые позволяют и беременным
женщинам успешно адаптироваться к фрустрационным
условиям, они представили вариативность
компенсаторного поведения, выделив их
идентификацию с группой: формирование
замещающих привязанностей к другим, замещающее
эгоцентрическое развитие, аффективную
направленность на себя и замещающие провокационные
способы получения внимания.
Путями к преодолению излишних, вредных
переживаний могут быть, с их точки зрения,
защитные механизмы:- «сопротивление»
- негативное эмоционально евоздействие;
-«замещение» - как явление переноса негативных
эмоционально-волевых устремлений на
другие объекты;
-«рационализация» - путь, который заключается
в маскировке истинных мотивов с целью
обеспечения внутреннего конфликта, связанного
с желанием сохранить чувство собственного
достоинства, предотвратить переживание
вины, страха, стыда и т.д.
Таким образом, авторы психоаналитического
и гуманистического направления определяют
главную миссию женщины в эволюции человечества,
в ее практической деятельности по воспитанию последующих поколений
через укрепления в них нравственных начал.
В. Франкл, рассматривая проблемы экзистенциального
вакуума и возникновения нусогенных неврозов,
отмечал, что для большинства женщин наступление
беременности является приобретением
потерянного смысла жизни.
Беременность, в особенности первая,
- «кризисная точка в поиске своей женской
идентичности, так как это точка, из которой
нет возврата, независимо от того, рождается
ли в должный срок ребенок, случается выкидыш
или делают аборт»,- считает Д. Пайнз [25, с. 156]. Беременность,
с ее точки зрения, подразумевает конец
существованию женщины как независимого
отдельного существа и начало непременных
и бесповоротных
отношений мать-дитя. Одна из обязательных
внутрипсихических задач первобеременной
включает внутреннее, физическое и ментальное
приятие того, что можно назвать ее образом
своего сексуального партнера. Это влечет
за собой слияние новых либидонозных и
агрессивных чувств с теми, которые уже
заложены в женщине с опытом детства, в
особенности ее отношениями с родителями
и сиблингами и отношением к своему собственному
телу.
К счастью, беременность - не статичное состояние, а прерывный физиологический и эмоциональный процесс. Этот процесс включает в себя либидинозное заполнение образа (катексис) развивающегося и изменяющегося плода, который сперва является невидимой частью материнского тела и продолжением ее Собственного Я. Этот катексис плода должен позднее быть переведен на реального живого младенца, когда тот родится и станет отдельной частью объективного мира и продолжением, как самой матери, так и сексуального партнера. Таким образом, от молодой матери требуется не только достичь этой ступени, но и доказать свою способность делить подобные эмоционально нагруженные отношения с отцом ребенка.
Немалая роль в научной литературе отводится моделям пренатальной общности матери и ребенка [25, с.162], вопросам неоднородности периода беременности, на основании которых С. Фанти предложил интегративную модель беременности. В интегративной психологической модели беременности С. Фанти выделяет ступень воплощения, которая структурно включает в себя два критических и два стабильных периода. Первым критическим периодом он называет «кризис инобытия» (0-13 недель беременности), связанный с оплодотворением-зачатием. Механизмом развития в этот период является обособление оплодотворенной клетки от организма матери. С.Фанти описывает этот период как "внутриутробную войну", которая схожа по биологическим механизмам с «развитием опухоли». Для этого периода адекватны противоположные меры - организация сообщества беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях.
Первый стабильный период- «период совместимости» (8-16 недель беременности), который включает стадию принятия эмбрионом совместности (плод). Механизмом развития является отождествление эмбриона с организмом матери. В этот период наблюдается оккупация материнского тела и сознания, что проявляется в первом триместре беременности. Это можно назвать адекватной моделью неограниченной коммуникации и "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание.
Второй критический период - «кризис
фетальности» (15-22 недели беременности).
Здесь механизмом развития служит обособление
плода через движение, которое делает
его видимым и доступным для непосредственного
контакта. Психологический смысл этого
кризиса в том, что мать получает возможность
придать смысл этим движениям, отвечать
на них, вызывать их, практически придавая
человеческий смысл активности плода.
Второй стабильный период - «стадия освоения»
(20-28 недель беременности) Происходит отождествление,
максимальное приближение тела плода
к стенкам матки, уподобление его тела
границам пространства. На этой стадии
устанавливается регулярность движений
и их соответствие материнским посланиям,
устанавливается диалог.
В рамках кросскультурной психологии
изучению психологии беременных женщин
посвящены работы И.Л Стальковой. [25, с. 169]. Она рассматривает репродуктивное
поведение как социальное явление. Автор
пытается доказать, что репродуктивное
поведение и установки каждой беременной
женщины производны от соционормативной
культуры общества и зависят от социальной
культуры и образа жизни. И. Сталькова
утверждает, что репродуктивная культура
зависит от культуры разных человеческих
ценностей, является весьма разнообразной
и исторически изменчивой.
Особый интерес представляет исследование
психологического содержания беременности,
предложенное Е. Дойч [25, с. 174]. Она исследовала
связь детских переживаний и фантазий
беременности у матери с самочувствием,
эмоциональной жизнью и практическим
поведением беременной, то есть то, как
"присутствие" проявляется в жизни
и пренатальной общности.
Е.Дойч подробно описала и природу, и содержание
конкретных форм "присутствия" детского
опыта матери в текущей беременности.
Она попыталась увязать "присутствие"
матери и "присутствие" плода. Как
уже упоминалось, такой единицей совместного
"присутствия" в докоммуникативном
периоде может быть симптом. В некоторых
симптомах заметно присутствие эмбриона,
например, в телесных (тошнота, отеки и
т.п.), в других, например, органических
отражается переход "присутствия"
ребенка в "присутствие" матери, т.е.
их появление предшествует ощущению со
стороны матери. Такие симптомы как эмоциональные
страхи, возбуждение, угнетенность и т.п.
- отражают обратный переход, поскольку
вначале возникают как некое диффузное
переживание, общее эмоциональное беспокойство.
В. Брутман [25, с.181] выделяет центральным в формировании
привязанности к ребенку возникновение
первичного интрацептивного ощущения
в ходе беременности, совпадающее обычно
с началом шевеления, которое вызывает
у будущей матери чувство "сродненности"
с собственным ребенком.
Г. Филиппова считает, что переживание
женщиной шевеления ребенка характеризует
стиль переживания беременности и может
служить диагностическим показателем
для выявления отклонений от адекватной
модели материнства и проектирования
индивидуально-ориентированного психологического
вмешательства. Используя методы наблюдения,
феноменологического описания поведения,
полуструктурированного интервью, проективных
методик, она описала варианты стилей
переживания
беременности: адекватный, тревожный,
эйфорический, игнорирующий, амбивалентный,
отвергающий. Основой перинатальной психологии
является теория перинатальных матриц.
Особенно много для их изучения сделано
американским психиатром С. Грофом [25,
с.196]. По С. Грофу перинатальные матрицы
- это стойкие функциональные структуры
("клише"), которые являются базовыми
для многих (если не для всех) психических
и физических реакций в течение всей последующей
жизни человека. Учение о формировании
матриц при беременности и в родах стало
уже стройной теорией. С.Гроф описывает
импринты в виде четырех базовых перинатальных
матриц, представляющих собой комплексы
ощущений, чувств и образов, которые возникают
у плода во время его пребывания в утробе
матери, начиная с появления зародыша
и вплоть до рождения ребенка. Границы
каждой из перинатальных матриц соответствуют
определённому физиологическому периоду
беременности. Комплексы ощущений беременных
во время изменённого состояния сознания,
достигаемого при помощи специальных
техник тренинга, а иногда и спонтанно,
могут с поразительной точностью соответствовать
реальному физическому состоянию плода
в тот или иной период беременности и начавшегося
процесса родов. Ощущения первой перинатальной
матрицы длятся от возникновения зародыша
до первой стадии биологического рождения,
то есть начала схваток. В условиях физиологичной
беременности спокойное развитие плода
это когда плод плавает в амниотической
жидкости. Все это сопровождается ощущением
«космического единства, безграничности,
расслабленности, защищенности, и образно
ассоциируется с «пребыванием в раю» [25,
с. 197]. Вторая матрица, по С. Грофу, связана
с первой стадией рождения (период между
началом схваток, когда матка начинает
активно сокращаться, и раскрытием родового
канала). В этот момент возникает часто
чувство тревоги, страха, страдания, безыходности.
Психические и физические страдания могут отмечаться и в третьей перинатальной матрице, но уже на фоне открывающихся родовых каналов и постепенного продвижения плода по ним. Третья классическая стадия родов - «переживание смерти и воскресения» - когда плод выходит из лона матери, соответствует, по С. Грофу,четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва. Примерно в одно время С. Гроф и С. Фанти поставили вопрос о том, какой конкретный механизм связывает пренатальный опыт с прижизненным. С.Гроф считал, что во время рождения закладывались системы конденсированного опыта СОЕХ, то есть "травматические воздействия более поздних ситуаций возникают в результате реактивации определенных сторон, психологического воспоминания процесса рождения" [25, с. 198] Внутренняя картина беременности (ВКБ)- это комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с её беременностью, на основе которого она формирует образ беременности. Женщина строит свое поведение, направленное на приспособление к беременности или устранение ее.
Рассматривая структуру ВКБ, мы руководствовались психосоматическим подходом М. Энкина и М. Кейрса [25, с. 193], основанном на представлениях А.Н. Леонтьева о структуре сознания [13, с.54]. Согласно этому подходу, ВКБ состоит из чувственной ткани, первичного значения, вторичного значения и личностного смысла. Пристального изучения требует содержание каждой составляющей, их взаимодействий, специфика этих составляющих у разных типов личности и т.д.
Чувственная ткань внутренней картины беременности- это первичный уровень ВКБ. Она включает смутные ощущения, испытываемые женщиной, связанные как с беременностью, так и с ребенком.
Первичное ее значение - следующий уровень ВКБ. Он заключается
в том, что ощущения начинают выражаться
в словах и становятся симптомами.
Вторичное значение связано с формированием
концепции беременности, то есть с тем,
какие представления о беременности есть
в на шей культуре.
Последний уровень - уровень личностного
смысла - отражает значимость беременности
для самой беременной.
В научной литературе более изученным является вопрос об изучении взаимоотношений личностного смысла и чувственной ткани беременности. Так, известно, что если женщина воспринимает беременность с радостью, если это желанный ребенок, то и ощущения от беременности у нее более приятные, чем у женщины, для которой беременность означает крах всех надежд, преграду для достижения жизненных целей. Например, при желанной беременности вероятность сильного токсикоза намного меньше, чем при нежелательной беременности. Неприятные ощущения, которые считаются типичными, особенно для первого триместра (например, тошнота, слабость, позывы к рвоте и т.д.), женщинами с желательной беременностью переносятся легче, а иногда и вовсе не замечаются. В третьем триместре неприятных ощущений от токсикоза женщина с истинно желанной беременностью не испытывает никогда.
Необходимо также учитывать связь физиологического состояния беременных женщин с психосоматическим.
Из выше сказанного мы можем сделать выводы, что на женщину в период беременности воздействует множество обстоятельств, зависимых от нее и независимых. И насколько данные обстоятельства будут стрессогенными, зависит от нескольких причин: типа реагирования на неудачу, болезнь, личностные характеристики, стиль воспитания, наличие социальной поддержки, круг общения, желание иметь ребенка, а также важную роль играют межличностные отношения супругов.
Кроме того, незначительные отрицательные эмоции даже полезны. Эустресс не разрушает организм, а содействует активации его защитной системы, что благоприятно сказывается на жизненном опыте человека.
1.3. Психологические особенности личности женщин в период адаптации к беременности
Всевозможные особенности в психологическом состоянии женщин во время беременности можно рассматривать в качестве проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать эти проявления с позиции различных уровней адаптации.
Беременность является, чуть ли не самым важным событием в жизни женщины. С детства она смотрит на свою мать и подсознательно и сознательно готовиться в будущем, тоже стать мамой. Даже первая ролевая игра у девочек, а иногда и мальчиков «Дочки - матери». И когда, женщина вступает в брак, она примеряет на своего избранника роль отца.
Но даже такая многолетняя подготовка не может избавить женщину от состояния стресса, когда она узнает, что беременна. Все реагируют по-разному кто радостью, кто разочарованием. Но у всех состояние необычное, волнующее. Перехватывает дыхание, кровь приливает к голове, лицу. Это все объясняется тем, что, узнав такую новость, в голове женщины сразу возникает целая вереница мыслей относительно ответственности, пола малыша, обязанностей, здоровья, реакции любимого, родственников, собственного тела, благополучном протекании беременности... изменения всей жизни. Или, как не печально это прозвучит, какой срок, можно ли сделать аборт, сколько это будет стоить.
Еще большее напряжение вызывает у женщины мысли о предстоящих родах. Справится ли она с болью, хватит ли у нее сил, успеет ли она в роддом, хороший ли попадется врач, родится ли нормальный ребенок и многое другое.
Уровень распространенности психических расстройств у беременных колеблется от 6% до 34%. Они представлены как донозологическими проявлениями нарушения психофизиологической адаптации, так и клиническими психопатологическими симптомами. Выраженные перепады настроения и др. эмоциональные изменения долгое время рассматривались как характерные физиологические особенности беременных, в то время как эти проявления есть психические расстройства. Каплан Г. показывает, что у женщин на поздних сроках беременности имеют место интровертированность, пассивная зависимость, депрессивность.
Информация о работе Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к беременности