Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей. Задачи исследования:
Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
Изучить понятие "музыкальные способности".
Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
Проанализировать уровни музыкальных способностей.
Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей.
Разработать рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.
Введение.................................................................................................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………
1.1 Происхождение способностей……………………………………….
1.2 Подходы к определению «способности»……………………………
1.3 Виды способностей…………………………....................................
2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ………………………
2.1 Понятие «музыкальные способности»………………………………
2.2 Уровни развития музыкальных способностей…………………….
2.3 Музыкальный слух………………………………………………….
2.4 Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
Заключение ..........................................................................................................
Список использованных источников ..................................................................
Содержание
Введение...................... 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ 1.1 Происхождение способностей………………………………………. 1.2 Подходы к определению «способности»…………………………… 1.3 Виды способностей…………………………........ 2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ……………………… 2.1 Понятие «музыкальные способности»……………………………… 2.2 Уровни развития музыкальных способностей……………………. 2.3 Музыкальный слух…………………………………… 2.4 Рекомендации по развитию
музыкального слуха у детей
дошкольного возраста………………………… Заключение .............................. Список использованных источников
.............................. |
3
..5 5 8 13 16 16 25 32
36 41 43 |
Введение
Тема музыкальных способностей, которую я выбрала, актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком, жизнью. Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли, и долго было предметом философского рассмотрения. Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим, особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
Проблема музыкальных способностей представлена в трудах таких авторов, как Теплов Б. М., Тарас А. Е., Кирнарская Д. К. и др. В сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
Объект исследования – способности человека.
Предмет исследования – психология музыкальных способностей.
Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей.
Задачи исследования:
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в наблюдении, ранней диагностике задатков и склонностей у детей к музыке как виду искусства, выявлению талантливых «музыкальных» детей, развитию музыкальных способностей в процессе обучения музыкальной деятельности, воспитанию музыкально – одарённых детей в различных направлениях музыкального искусства.
Вопрос о происхождении способностей - один из самых сложных вопросов современности: врождённые способности или они формируются в процессе онтогенеза. "Врожденный", "прирожденный" обычно понимают в содержании "полученный от природы", "переданный в наследство". Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И в интересах каждой альтернативы приводятся свои доказательства.
Основные из них такие:
1) считается, что доказательством врождённости способностей служит их раннее проявление у ребенка (у Моцарта способности оказались в три, у Гайдна - в четыре года);
2) о врождённости способностей утверждают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей; часто приводятся примеры одарённых семей и даже целых династий. Для обсуждения вопросов о том, какая роль генотипичных предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно разглядеть противоположные факты, которые показывают действие внешних условий, а также воспитание и учебу. К менее точным, но достаточно поражающих результатов, ставят результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъясненная из научной точки зрения законов статистики. Более точные доказательства подают факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Например: звуковысотный слух, основа музыкального слуха, оказывается много менее развитым в исследуемых славянских национальностях, тогда как у вьетнамцев высота звука несет смыслоречевую функцию. Этот пример показывает фундаментальный взнос условий среды и упражнения в формировании способностей [12, 140 с.].
В итоге можно сделать вывод, что ни один из полярных ответов о происхождении способностей неверный. Мысль о генетической обусловленности способностей конкретнее говорит о том, что они «появляются» без процесса развития. Мысль о том, что всему можно научить или научиться, приложив старание, содержит ошибку не различения захватывающего труда-игры, который порождается сильной потребностью, и труда-обязанности; нельзя научить человека, если нет ее собственной активности, желания и увлеченности.
Следовательно, существуют естественные предпосылки способностей – свои задатки. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко эти стремления замечаются довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п. [28].
Но насколько проявятся
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть разнообразные - и будничная среда, и неблагоприятные общие условия воспитания, и неправильное обращение с мотивацией [11, С. 375].
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности [1, С. 361-362 ].
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней [1, с.361-362].
Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний [5, с.139-140].
В отличие от характера и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.
Учебник психологии К. К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":
Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в нём [15, с. 91].
А. В. Петровский же, в своем учебнике по общей психологии дал такое определение:
Способности — это такие психологические
особенности человека, от которых зависит
успешность приобретения знаний, умений,
навыков, но которые сами к наличию этих
знаний, навыков и умений не сводятся
[14,
С. 439-441].
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д. [14, 439с.].
Способности — это не возможность, а необходимый уровень мастерства в том, или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. [15, с. 91-93].
Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях [15, С. 91-93].