Психология музыкальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей. Задачи исследования:
Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
Изучить понятие "музыкальные способности".
Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
Проанализировать уровни музыкальных способностей.
Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей.
Разработать рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………
1.1 Происхождение способностей……………………………………….
1.2 Подходы к определению «способности»……………………………
1.3 Виды способностей…………………………....................................
2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ………………………
2.1 Понятие «музыкальные способности»………………………………
2.2 Уровни развития музыкальных способностей…………………….
2.3 Музыкальный слух………………………………………………….
2.4 Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
Заключение ..........................................................................................................
Список использованных источников ..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая печать.docx

— 108.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.................................................................................................................

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………

1.1 Происхождение способностей……………………………………….

1.2 Подходы к определению «способности»……………………………

1.3 Виды способностей…………………………....................................

2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ ………………………

2.1 Понятие «музыкальные  способности»………………………………

2.2 Уровни развития музыкальных  способностей…………………….

2.3 Музыкальный слух………………………………………………….

2.4 Рекомендации по развитию  музыкального слуха у детей  дошкольного возраста…………………………………………………..

Заключение ..........................................................................................................

Список использованных источников ..................................................................

3

 

..5

5

8

13

16

16

25

32

 

36

41

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема музыкальных способностей, которую я выбрала, актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком, жизнью. Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли, и долго было предметом философского рассмотрения. Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим, особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

Проблема музыкальных способностей представлена в трудах таких авторов, как Теплов Б. М., Тарас А. Е., Кирнарская Д. К. и др. В сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Объект исследования –  способности человека.

Предмет исследования –  психология музыкальных способностей.

Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей.

 

 Задачи исследования:

  1. Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
  2. Изучить понятие "музыкальные способности".
  3. Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
  4. Проанализировать уровни музыкальных способностей.
  5. Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей.
  6. Разработать рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Теоретическая и  практическая значимость исследования заключается

в наблюдении, ранней диагностике задатков и склонностей у детей к музыке как виду искусства, выявлению талантливых «музыкальных» детей, развитию музыкальных способностей в процессе обучения музыкальной деятельности, воспитанию музыкально – одарённых детей в различных направлениях музыкального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы психологии музыкальных способностей

 

      1. Происхождение способностей

 

Вопрос о происхождении способностей - один из самых сложных вопросов современности: врождённые способности или они формируются в процессе онтогенеза. "Врожденный", "прирожденный" обычно понимают в содержании "полученный от природы", "переданный в наследство". Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И в интересах каждой альтернативы приводятся свои доказательства.

Основные из них такие:

1) считается, что доказательством врождённости способностей служит их раннее проявление у ребенка (у Моцарта способности оказались в три, у Гайдна - в четыре года);

2) о врождённости способностей утверждают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей; часто приводятся примеры одарённых семей и даже целых династий. Для обсуждения вопросов о том, какая роль генотипичных предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно разглядеть противоположные факты, которые показывают действие внешних условий, а также воспитание и учебу. К менее точным, но достаточно поражающих результатов, ставят результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъясненная из научной точки зрения законов статистики. Более точные доказательства подают факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Например: звуковысотный слух, основа музыкального слуха, оказывается много менее развитым в исследуемых славянских национальностях, тогда как у вьетнамцев высота звука несет смыслоречевую функцию. Этот пример показывает фундаментальный взнос условий среды и упражнения в формировании способностей [12, 140 с.].

В итоге можно сделать вывод, что ни один из полярных ответов  о происхождении способностей неверный. Мысль о генетической обусловленности способностей конкретнее говорит о том, что они «появляются» без процесса развития. Мысль о том, что всему можно научить или научиться, приложив старание, содержит ошибку не различения захватывающего труда-игры, который порождается сильной потребностью, и труда-обязанности; нельзя научить человека, если нет ее собственной активности, желания и увлеченности.

Следовательно, существуют естественные предпосылки способностей – свои задатки. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности — это первый и  наиболее ранний признак зарождающейся  способности. Склонность проявляется в стремлении,   тяготении   ребенка  (или  взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко эти стремления замечаются довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных   природных   предпосылок   к   развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию,  конструированию и т. п. [28].

 

Но насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального  развития. Па результатам этого развития невозможно сказать, какой был взнос задатка, средств определения меры участия генотипического фактора пока тоже нет. Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через разнообразные сенситивные периоды с возможным обучением в эти периоды по типу фиксации. Неотъемлемая компонента способностей - повышена мотивация, которая обеспечивает интенсивную и одновременно "естественно" организованную деятельность, необходимую для развития способностей.

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть разнообразные - и будничная среда, и неблагоприятные  общие условия воспитания, и неправильное обращение с мотивацией [11, С. 375].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Подходы к определению «способности»

 

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень  подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия)   способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее   цветоразличение,   чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности [1, С. 361-362 ].

Таким образом, способность  можно определить как синтез  свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней [1, с.361-362].

Наблюдая школьников, учитель  не без основания считает, что  одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.

Способностями   называются   такие   психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и  развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний [5, с.139-140].

В отличие от характера  и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Учебник психологии К. К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в нём [15, с. 91].

А. В. Петровский же, в своем учебнике по общей психологии дал такое определение:

     Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся [14,  
С. 439-441].

По отношению к навыкам, умениям  и знаниям способности   человека   выступают как   некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д. [14, 439с.].

Способности — это не возможность, а необходимый уровень мастерства в том, или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное   обучение, настойчивость,   проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая  не может осуществляться без наличия  этих способностей. [15, с. 91-93].

Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.   Только   в   процессе специального обучения  рисунку  и живописи  может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях [15, С. 91-93].

Информация о работе Психология музыкальных способностей