Психология музыкальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей. Задачи исследования:
Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
Изучить понятие "музыкальные способности".
Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
Проанализировать уровни музыкальных способностей.
Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей.
Разработать рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………
1.1 Происхождение способностей……………………………………….
1.2 Подходы к определению «способности»……………………………
1.3 Виды способностей…………………………....................................
2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ………………………
2.1 Понятие «музыкальные способности»………………………………
2.2 Уровни развития музыкальных способностей…………………….
2.3 Музыкальный слух………………………………………………….
2.4 Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
Заключение ..........................................................................................................
Список использованных источников ..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая печать.docx

— 108.23 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечалось, пение - один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников и школьников.

Дети любят петь. Поют охотно,  с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Для улучшения качества пения  большое значение  имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста. В этом возрасте для различения звуков по высоте можно применить озвученные игрушки: мычащая корова и телёнок, мяукающая кошка и котёнок, лошадка и жеребёнок («голос мамы» - низкие звуки, «голос деток» - высокие звуки) [18, 24 с.].

            Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, освоение звуковысотности при разучивании  русской народной песни «Петушок» помогают следующие задания. Педагог спрашивает: «Дети, вы хотите сегодня увидеть петушка, а какого – маленького или большого?» Если дети отвечают: «Маленького», педагог предлагает покричать, как маленький петушок. Дети  испытывают большое желание увидеть петушка, поэтому все стараются кричать тоненько, высокими голосами. Педагог выкладывает на фланелеграфе картинку маленького петушка. Затем появляется и большой петушок. Чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграть музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить их, какой петушок поёт – маленький или большой [13, 152 с., 9, 141 с.].

Для активизации детей  можно предложить им  самим использовать исполнить роль маленького или большого петушка. Это задание даёт педагогу возможность услышать каждого ребёнка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях нужно положительно оценить пение детей. В работе над развитием музыкального слуха в младшей группе с первого же занятия используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, музыкальная лесенка, фланелеграф. Задания по определению высоких и низких звуков сопровождается выкладыванием на фланелеграфе большой и маленькой птицы и т.д., или передвигаются по музыкальной лесенке маленькие игрушки (одновременно пропеваются высокие и низкие звуки). Как правило, начинать нужно с контрастных звуков. Постепенно даются менее контрастные звуки в пределах квинты  ми-си или фа-до2 [9, 141 с.].

         В средней группе для определения высоты звука хорошо ввести металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки, связывая их высоту с перекличками мамы-птицы и птенчиков.

В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Для  этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?».

Педагог располагает на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает: «В одном дворе жили курица с цыплёнком, гусь с гусёнком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыплёнок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поёт на ноте до2, дети повторяют. Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей.  

В средней группе дети имеют  определённый запас различных музыкальных  впечатлений, соответственно усложняются  и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (среднем) звуком. Конечно, задания предлагаются не только  в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрёшки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трёх звуков – ми, соль диез, си или фа, до2; затем педагог пропевает имя Зина на ми или фа и ставит матрёшку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети пропевают то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрёшки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, педагог положением руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показывают. Далее упражнение усложняется: педагог берёт на фортепиано те же звяки в разной тональности и пропевает имена матрёшек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрёшек. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными при пропевании имён матрёшек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию. Пение на слог «зи» помогает достичь звонкости, а сочетание гласной с согласной «т» и «м» формирует правильное звучание [26, С.119-120, 9, 141с.].  

В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.

В средней группе дети знакомятся с высокими и низкими звуками. В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение «Бубенчики» Е. Тиличеевой помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий – средний – низкий), проигрывают звуки на металлофоне.

Дети 5-6 лет должны определять на слух направление мелодии, её скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии,  сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения «Лесенка», «Эхо», «Качели», «Скачем по лестнице», Е. Тиличеевой. Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропевать ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений «Смелый пилот», «Небо синее», Е. Тиличеевой, «Сорока-сорока» (русская народная попевка).

Для развития звуковысотного слуха у детей 6-7 лет применяются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трёх звуков, различных по высоте, «Сколько нас поёт?» - для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Учёный кузнечик» - для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники.

Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон – седьмая ступень Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребёнку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.

Дети с большим интересом  относятся к таким приёмам, как  нахождение тоники и пропевании последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Учёный кузнечик» [10, 96 с., 16, С.37-40]. 

Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и берёт палочку, на конце которой прикреплён кузнечик. Играет звук фа, показывает на первый  цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но он обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Прыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а оттуда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т.д.». Один ребёнок должен показывать прыжок  кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») – тонику дети должны найти самостоятельно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает: «Вы спели не тот звук, и кузнечик не попал домой, спойте ещё раз, будьте внимательны, помогите кузнечику найти его домик». Возвращаясь к этой игре в течение года неоднократно, можно добиться того, что дети будут петь это упражнение а капелла, перед первым упражнением проигрывается только звук «домика кузнечика» [10, 96 с., 16, С.37-40].

В работе по развитию музыкального слуха большое значение имеет повторение пройденного материала. Так же это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав данную тему, я поняла, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем  психологии  и важнейшая практическая проблема.

Я пришла к выводу, что музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Каждая из них связана с определенной стороной музыкальной деятельности, и не может существовать «сама по себе», так же, как не может существовать одна сторона деятельности без самой деятельности в целом. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определённого рода деятельности. Способности  не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности  овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Занимаясь развитием своих  способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

Таким образом, развитие музыкальных способностей во многом определяется задатками, правильно выстроенной системой музыкального воспитания на этапах раннего и дошкольного развития. В свою очередь, уровень развитых в этот период музыкальных способностей способствует успешности обучения музыке в последующем.

 

Список использованных источников:

 

  1. Богословскиий, В. В. Общая психология / В. В. Богословскиий,  А. Г.

Ковалев, А. А. Степанов. –  М. : Просвещение, 1981. – С. 361-362.

  1. Васько, Е. В.  Развиваем музыкальные способности / Е.В. Васько. – М. :

Мой Мир, 2007. – С. 57-59.

  1. Виноградов,  Л.  Развитие музыкальных способностей у дошкольников /

Л. Виноградов. – СПб. : Речь, Образовательные проекты, ТЦ  Сфера, 2009. – С. 280-282.

  1. Голубева, Э. А Способности и склонности / Э. А. Голубева. – М. :

Педагогика, 1989. – 103 с.

  1. Гоноболин, Ф. Н.  Психология  /  Ф. Н. Гоноболин. – М. :  Просвещение,

1973. – С. 139-140.

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин.    –

СПб. : Питер, 2006.  – С. 112-116.

  1. Казаков, В. Г. Психология / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. – М. :

Высшая школа, 1989.- С. 223-226.

  1. Кирнарская,  Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М. :

Таланты - XXI век, 2007.  –  С. 38-41.

  1. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников: пособие для  воспитателей и музыкальных руководителей  детских садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 1980. -141с.

  1. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из

опыта работы для дошкольников / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1982. – 96  с.

  1. Немов, Р. С. Психология. Книга 1 / Р.С. Немов. – 4-е изд., - М. Владос,

2001 – 375 с., С. 386-390.

  1. Норман, Д. А. Способности и склонности / Д.А. Норман  // Проявление

музыкальных способностей. – М . 1986. – С. 137-150.

  1. Павлова, Л. Н.  Воспитание и обучение детей раннего  возраста  /  Л. Н

Павлова.  – М. : Просвещение, 1986. – 152с.

  1. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. – М. :

Информация о работе Психология музыкальных способностей