Психология музыкальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей. Задачи исследования:
Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
Изучить понятие "музыкальные способности".
Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
Проанализировать уровни музыкальных способностей.
Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей.
Разработать рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………
1.1 Происхождение способностей……………………………………….
1.2 Подходы к определению «способности»……………………………
1.3 Виды способностей…………………………....................................
2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ………………………
2.1 Понятие «музыкальные способности»………………………………
2.2 Уровни развития музыкальных способностей…………………….
2.3 Музыкальный слух………………………………………………….
2.4 Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
Заключение ..........................................................................................................
Список использованных источников ..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая печать.docx

— 108.23 Кб (Скачать файл)

Значительный вклад в  разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Именно он и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М. Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [24, с.32] Мировую известность получила его монография "Психология музыкальных способностей", впервые опубликованная в 1947 году, повторно - в 1961 и 1985, и переведенная на ряд европейских и восточных языков. В ней автор предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями.

Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.

Так же как и характер, способности не самостоятельная подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом. Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные   способности   становятся   актуальными способностями, не  только  проявляющимися,   но  и формирующимися в этой деятельности.

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием,   соответственно предъявляют   различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями   к   личности, нашло   отражение   в классификации способностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Виды способностей

 

Каждая деятельность предъявляет  комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим  возможностям человека. Способности - мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. [11, 375 с. ].

     Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения  и  запоминать.  Ведь  каждое элементарное   проявление этих   способностей   есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое — и даже может стать соответствующим навыком. Специальные  элементарные  способности - это способности,  присущие уже  не  всем  людям,  они предполагают   определенную   выраженность каких-то качественных сторон психических процессов [11, 375 с.].

     Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными [11, 375 с.].

Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью. [7, с. 223-226]

О способностях человека можно  судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью,  соотношение успеваемости  и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

Изучая профессиональные  способности  учащегося, преподаватель должен выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты такие черты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность,   самоконтроль,   которые выступают в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей [7, С.223-226].

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильно утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

     Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.

Таким образом, успехи в профессиональной деятельности человека, в том, насколько  будут полезны плоды его труда,  во многом определяется развитыми специальными способностями, которые вовремя выявляются и совершенствуются. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура музыкальных способностей

 

2.1 Понятие «музыкальные способности»

 

Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в  области музыки. В музыкально – педагогической практике под основными музыкальными способностями обычно разумеют музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью. Музыкальные способности по Теплову можно разделить на две группы: технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух) [17, С.11-28 ].

В термин «музыкальный слух»  вкладывается обычно очень широкое  недостаточно определённое содержание. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый момент имеет хотя и очень важное, но по самому существу дела подчинённое значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, мы должны принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения [7. с.303]. Таковыми и являются музыкальный слух, как звуковысотный слух, и чувство ритма. Музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей: ладового чувства и музыкального слухового представления. Можно ли музыкальную память считать одной из основных музыкальных способностей? Очевидно, нет, так как непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма. Таким  образом, в результате проведённого анализа можно выделить три основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха.
  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эта способность является слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении и образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

 Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально – ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. [23, С. 304-305 ]

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». По определению Б. М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. [23, с.43]. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки.

« Проблема музыкальности, - подчёркивает Б. М. Теплов, - эта проблема прежде всего качественная, а не количественная». [23, с. 62]

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных, способностей Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Не следует отождествлять понятия "музыкальность" и "музыкальный талант". Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

Итак, все понятия, которыми мы привыкли описывать индивидуальные проявления музыкальных способностей, акцентируют различные их психологические  стороны и проявления. Музыкальность  немыслима без основных музыкальных  способностей, но и не сводится к  ним.

Музыкальность прямо не зависит  от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности. Эмоциональная реактивность на звуки прямо связана с тонкостью  эмоционального переживания музыки. Вместе с тем эмоциональная реактивность на звуки может обнаруживаться и  без ясного осознания звукоотношений. Такая реактивность - психологический феномен, обусловленный деятельностью вегетативной нервной системы, и потому встречается не только у человека, но и у высших животных.

В некоторых случаях музыкальность  даже может вуалировать или восполнять ограниченные профессиональные данные музыканта-исполнителя. Музыкальность  поддается развитию, но на основе уже  проявившихся в той или иной форме  ее признаков. Она формируется и  развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность  разная, как различается она и  у музыкантов разных специальностей [23, с.62].

Проблема диагностики музыкальности  содержит в себе любопытное противоречие. В практических занятиях с учеником сравнительно нетрудно выделить детей  с ярко выраженной музыкальностью. Но добиться точного ответа на все  возникающие здесь вопросы исследователям не удается. В зарубежной музыкальной  текстологии поиски критериев музыкальности ведутся на основе изучения способности создавать звуковые структуры. Полагают, что способности тонко переживать музыку и выражать себя при помощи музыки (т.е. звуковых структур) должны быть тесно взаимосвязаны. Среди характерных признаков музыкальности называют также раннее проявление музыкального слуха, наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях, музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку), естественную (т.е. не привитую педагогами) выразительность исполнения [20, С38-45].

Информация о работе Психология музыкальных способностей