Психология музыкальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: - рассмотреть психологию и развитие музыкальных способностей. Задачи исследования:
Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.
Изучить понятие "музыкальные способности".
Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
Проанализировать уровни музыкальных способностей.
Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей.
Разработать рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………
1.1 Происхождение способностей……………………………………….
1.2 Подходы к определению «способности»……………………………
1.3 Виды способностей…………………………....................................
2 СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ………………………
2.1 Понятие «музыкальные способности»………………………………
2.2 Уровни развития музыкальных способностей…………………….
2.3 Музыкальный слух………………………………………………….
2.4 Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
Заключение ..........................................................................................................
Список использованных источников ..................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая печать.docx

— 108.23 Кб (Скачать файл)

На представление музыкантов о музыкальных способностях оказывает  непосредственное воздействие их профессиональный опыт (например, работает ли музыкант с  начинающими или со студентами консерватории, с композиторами или с исполнителями  и пр.), а на теорию психологов - конкретная исследовательская задача (к примеру, К. Сишор разрабатывал массовые тесты музыкальных способностей, а Г. Ревеш изучал музыкальное развитие ребенка-вундеркинда).

Психологическая структура развития музыкальных способностей у музыкантов и немузыкантов имеет определенные различия: у музыкантов она характеризуется более тонкими и сложными взаимосвязями между отдельными психическими функциями и свойствами, более выраженными индивидуальными особенностями такой связи, что может становиться основой индивидуального художественного стиля. Кроме того, психологическая структура музыкальных способностей у музыкантов тесно связана с конкретной музыкальной специальностью (инструменталисты, певцы, композиторы), спецификой музыкального инструмента и конкретного вида профессиональной деятельности (сольное или оркестровое исполнительство и пр.). Так, способность различать тонкие градации высоты звука - основополагающая в структуре музыкальных способностей у скрипачей, дирижеров или флейтистов в сравнении, например, с пианистами, которых отличает более изощренный фактурный и гармонический слух [19, С.128-130].

Ту же самую изменчивость можно  наблюдать и в соотношении  так называемых элементарных и сложных  музыкальных способностей. Элементарные музыкальные способности (чувство  музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) обусловливают  возможность полноценного восприятия музыки, пения и музицирования на инструменте. Элементарные музыкальные способности оказываются в функции, подобной функции ног и рук, без которых нельзя играть на рояле, но само по себе их наличие еще ничего не определяет в музыкальном творчестве. К сложным музыкальным способностям относят такие, которые связаны с осуществлением профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской), например чувство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость и др. (в зарубежной музыкальной психологии последние часто объединяют понятием "музыкальный талант") [19, С.128-130].

Элементарные музыкальные  способности раньше начинают развиваться, раньше обнаруживаются и ранее стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее по темпам. С возрастом и накоплением музыкального опыта наблюдается все более тесная зависимость, все более глубокое взаимопроникновение элементарных и сложных музыкальных способностей. Разные психические свойства и функции (в том числе и не имеющие "прямого" отношения к музицированию) оказываются все более тесно связанными, образуя новые психические структуры, которые психологи иногда называют "новыми органами способностей". То есть в процессе развития изменяется не только общая структура музыкальных способностей, но и структура каждой отдельной способности - каждого отдельного вида или формы музыкального слуха, памяти, психологического содержания исполнительского движения или интонирования.

Процессы такого изменения не поддаются  описанию, поскольку очень индивидуализированы. Можно даже сказать, что структур музыкальных способностей существует столько, сколько музыкально одаренных  или просто любящих музыку людей. Наверняка известно только то, что в одних случаях формирующиеся тесные и тонкие взаимосвязи между различными психическими свойствами и функциями приводят к их взаимоусилению, в других - к компенсации (восполнению недостатков), а в третьих - к блокированию друг друга, своего рода "взаимопогашению" (например, у одних учеников, как говорят педагоги, "голова" помогает слуху, а у других - "мешает" ему, т.е. берет на себя те задачи, которые должен решить слух, и тем самым "блокирует" его развитие). [19, С.128-130].

Музыкальные способности  не существуют независимо друг от друга. Не может быть одной способности  при полном отсутствии других. Все  музыкальные способности возникают  и развиваются в музыкальной  деятельности ребёнка (сначала, конечно, в самых примитивных её формах).

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кoго-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее [17, С.11-28].

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б. М. Теплов) [17, С.11-28 ].

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребёнок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления [17, С.11-28].

Все три основные музыкальные  способности тесно взаимосвязаны. Оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально – слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку.  Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и ее ценной педагогической работы [23, 25с.].

Поэтому для определения  уровня развития музыкальных способностей необходимы постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Музыкальный слух

 

Музыкальный слух - одна из главных  составляющих в системе музыкальных  способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия  музыкальной деятельностью как  таковой. Б.М. Теплов отмечал два  значения термина "музыкальный слух".

Музыкальный слух в узком понимании этого слова Б. М. Теплов определяет как звуковысотный слух. Приводя теоретические и экспериментальные обоснования, он доказывает, что ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота. Сравнивая восприятие высоты в шумовых звуках, звуках речи и музыки, Б. М. Теплов приходит к выводу, что в шумах и звуках речи высота воспринимается суммарно, не расчленено. Тембровые компоненты не отделяются от собственно высотных. Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим [23, с.84]

В основе мелодического слуха  лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать  ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу.

Ладовое чувство — это  различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (пpи окончании на них мелодии) и требующими завершения.

Ладовое чувство проявляется  при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие» Б. М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом [23, с.122-123].

 Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. [23, с.122-123].

Данные современной психологической  науки позволяют считать, что  мелодический слух в онтогенезе развивается  как единая система, однако ладовое  чувство опережает в развитии музыкальные слуховые представления.

Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух у детей развивается главным  образом на занятиях пением и игрой  на музыкальных инструментах. Именно в пении диагностируется уровень  развитости репродуктивного компонента мелодического слуха.

Современные исследования позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом

Первый, начальный этап, характеризуется  тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически  отсутствует: ребенок просто проговаривает  слова песни в определенном ритме, более или менее совпадающем  с ритмом предложенного ему песенного  образца. На втором этапе можно уже  распознать интонирование одного-двух звуков мелодии, с опорой на которые  и пропевается вся песня. На третьем этапе интонируется общее направление движения мелодии. Четвертый этап отличается от предыдущего тем, что на фоне воспроизведения общего направления мелодии появляется достаточно "чистое" интонирование отдельных ее отрезков. На пятом этапе "чисто" интонируется вся мелодия. Эти пять этапов выявлены в условиях пения с фортепианным сопровождением. На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает: ребенок относительно верно интонирует мелодический рисунок без сопровождения [30, 21, С.63-64].

Репродуктивный компонент  мелодического слуха, о котором  идет речь и который может трактоваться как способность активно и  относительно чисто ("правильно") воспроизводить мелодический рисунок  голосом, формируется у большинства  детей в период от четырех до семи лет. Значительный прогресс в развитии данной способности на четвертом  году жизни сменяется в дальнейшем более плавным течением этого процесса.

В целом, оценивая ситуацию по ее обобщенным, суммарным показателям, приходится констатировать, что у  большинства детей чистота интонирования (т.е. развитость репродуктивного слуха) остается на сегодняшний день весьма невысокой, и это несмотря на достаточно большое количество времени, отводимое  пению на музыкальных занятиях в  детских садах. Возможно, одна из причин здесь - отсутствие в практике массового  музыкального воспитания специальной  и целенаправленной работы по постановке детского певческого голоса. Постановка голоса, значительно облегчая детям процесс вокализации и снимая трудности слухо-вокальной координации, может способствовать увеличению диапазона певческого голоса ребенка и развитию его мелодического слуха.

Что касается перцептивного  компонента мелодического слуха  то его элементарные проявления, предваряющие формирование ладового чувства, можно  диагностировать по следующим признакам: узнавание ребенком знакомой ему  мелодии; идентификации предъявляемого мелодического образца с оригиналом; обнаруживающееся с большей или  меньшей очевидностью чувство тоники осмысление звуковысотных интервальных отношений между ступенями лада [17, С.11-28].

Перцептивный компонент  мелодического слуха в его  элементарных проявлениях интенсивно формируется до пятого года жизни, причем именно на четвертом году происходит значительны скачок в его развитии. В последующие годы на дальнейших стадиях онтогенеза он развивается менее активно. Необходимо добавить этому, что перцептивный компонент в его собственном значении - как способность к различению ладовых функций звукомелодии - формируется только в условиях специально направленных и соответствующим образом организованных музыкальных занятий.

Принципиальное значение имеет возрастной этап (четвертый  год жизни), когда происходят совпадающие  во времени. Качественные скачки в развитии у ребенка и перцептивного и репродуктивного компонентов мелодического слуха. Это можно объяснить тем, что в указанном возрасте в системе музыкального слуха на основе интонирования мелодии голосом возникает новое образование - собственно звуковысотное слышание. Его появление служит базой для формирования и дальнейшего развития, так называемого относительного слуха. Последний же, в свою очередь, может служить основой прижизненного формирования абсолютного слуха.

Итак, мелодический слух развивается  в онтогенезе как единая интегративная  система, для которой характерно взаимодействие перцептивного и  репродуктивного компонентов; их формирование идет от элементарных к более сложным составляющим [17, С. 11-28].

Развитие у детей музыкального слуха, и прежде всего его главной, звуковысотной «составляющей», во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, как уже отмечалось, в первую очередь относится пение - один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников и школьников.

 

 

    1.  Рекомендации по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста

 

Развитие музыкальных  способностей – одна из главных  задач музыкального воспитания. Раскрытие  способностей детей к музыке  требует особых методов и приёмов.

Информация о работе Психология музыкальных способностей