Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция
Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.
Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Особое значение семьи в том и состоит, что она создает оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка с взрослыми. Семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка с взрослыми:
1) постоянство общения с одними и теми же людьми,
2) длительность такого общения.
Семейное воспитание
основывается на родительской
любви к детям и их ответном
чувстве к родителям. Оно
"Значение семьи,
пишет И.С. Кон, как первичной
ячейки общества и важнейшего
фактора социализации ребенка
трудно преувеличить. Разговоры
об "отмирании" семьи, которые
идут среди некоторых
Таким образом,
значение семейного воспитания
заключается в том, что
Родительская любовь
- важнейший и незаменимый
Подчеркивая значимость
семьи в становлении личности,
следует обратить внимание еще
на одну особенность. В свое
время К.Д.Ушинский писал, что
для всестороннего развития
Конечно, влияние семьи на развитие ребенка на различных этапах его не остается одинаковым. Вершина, пик этого влияния приходится на первые годы жизни ребенка. Это не значит, что авторитет семьи утрачивается или же резко снижается с поступлением ребенка в школу, с его нахождением в саду или яслях. Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми, а стало быть и их влияния. Более того, семья - единственное воспитательное учреждение, нравственное воздействие которого человек испытывает всю жизнь. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими воспитательными институтами.
Какие же функции выполняют дети в семье?
4. Социализация.
Эти 4 функции можно назвать положительными, но есть еще и отрицательные:
1. Приватизация (от приватный
- частный) жизни супругов в
результате обремененности
2. Катализаторы осознания
жизненных условий, т.е. наличи
Функции родителей:
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Что же это такое - хорошие родители?
Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические знания необходимы. Но их одних мало. Я.И. Корчак подчеркивал, что "ни одна книга и ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения".
При оценке любой
деятельности обычно исходят
из некоторого идеала, нормы. В
воспитательной деятельности
1 – Любовь к ребенку
2 – Независимость ребенка
На первый взгляд,
эти условия просты и хорошо
известны каждому из нас.
Любовь к ребенку
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей - особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика этих чувств определяется тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, основа поддержания его телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при УВЕРЕННОСТИ РЕБЕНКА В РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ возможно правильное формирование его психического мира, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви.
Многие родители
считают, что и в коем случае
нельзя показывать детям
Как же внушить
ребенку уверенность в
Это единственно правильный путь. Глубокий постоянный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, при воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущения переживании контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения
контакта - ваша искренняя
Когда мы говорим
о взаимопонимании,
Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики?
Главное в установлении
диалога - это совместное устремление
к общим целям, совместное
Весьма поучительны
примеры диалогического
Достичь этого в повседневной семейной жизни весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция "над" ребенком Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций
означает признание активной ро
"Родители могут
стать властелинами души
Требование равенства
позиций в диалоге опирается
на тот факт, что дети оказывают
несомненное воспитательное
Контакт с ребенком следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между родителями и детьми в любом возрасте.
Помимо диалога
для внушения родительской