Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Особое значение семьи в том и состоит, что она создает оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка с взрослыми. Семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка с взрослыми:

1) постоянство общения  с одними и теми же людьми,

2) длительность такого общения.

 Семейное воспитание  основывается на родительской  любви к детям и их ответном  чувстве к родителям. Оно более  эмоционально по своему характеру,  чем любое другое воспитание. Семья, являясь первичной социальной  ячейкой общества, объединяет людей  разного возраста, пола, не редко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их. Именно семья наилучшим образом способствует постепенному приобщению ребенка к социальной жизни.

"Значение семьи,  пишет И.С. Кон, как первичной  ячейки общества и важнейшего  фактора социализации ребенка  трудно преувеличить. Разговоры  об "отмирании" семьи, которые  идут среди некоторых зарубежных  социологов, не учитывают трех  важнейших обстоятельств, какими являются:

  1. родительская ласка и забота, обеспечивающие эмоциональное тепло, в котором нуждается ребенок;
  2. семья, функционирующая как первичная социальная разновозрастная группа, в которой ребенок приобщается к сложному миру взрослых;
  3. родительские чувства и забота о детях, обогащение ребенка как личности, дающие ему ощущение надежности и прочности мира."

 Таким образом,  значение семейного воспитания  заключается в том, что общение  в семье осуществляется в условиях  особого, невоспроизводимого в  каких-либо иных обстоятельствах, эмоционально-психологического микроклимата, основанного на любви, сердечности, сопереживания, которые бывают между родителями и детьми. Особую роль в умственном и нравственном развитии ребенка играет его общение с матерью, ее любовь и забота. Существует мнение, что более быстрое физическое развитие, психическое развитие африканских детей, по сравнению с европейскими, в первые два года жизни детей, объясняется их особой близости к матери, которая повсюду носит ребенка в заплечном мешке, не расставаясь с ним даже ночью. И, наоборот, наблюдаемое отставание в развитии этих детей от европейских после двух лет связывают с резким нарушением материнских контактов с ребенком.

 Родительская любовь - важнейший и незаменимый компонент  удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка, она дает ему непосредственное ощущение радости жизни, уверенности в себе. Поэтому было бы иллюзией надеяться на то, что в системе общественного воспитания возможно создание эквивалентного родительского отношения, материнской любви к ребенку. Специальные исследования подтверждают, что дети, выросшие в детских домах труднее включаются в коллектив, меньше реагируют на его требования. У них сильнее выражена агрессивность, самозащитная реакция и значительно слабее чувство симпатии, внимания и заботы по отношению к товарищам /В.Титаренко/.

 Подчеркивая значимость  семьи в становлении личности, следует обратить внимание еще  на одну особенность. В свое  время К.Д.Ушинский писал, что  для всестороннего развития детей  их нужно знать всесторонне. Огромные воспитательные возможности семьи связаны именно с тем, что родители как никто другой знают своего ребенка, его способности, темперамент, интересы и т.д. Известные исследователи семьи А.Г.Харчев и М.С.Мацковский считают, что "дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов".

 Конечно, влияние  семьи на развитие ребенка  на различных этапах его не  остается одинаковым. Вершина, пик этого влияния приходится на первые годы жизни ребенка. Это не значит, что авторитет семьи утрачивается или же резко снижается с поступлением ребенка в школу, с его нахождением в саду или яслях. Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми, а стало быть и их влияния. Более того, семья - единственное воспитательное учреждение, нравственное воздействие которого человек испытывает всю жизнь. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими воспитательными институтами.

 Какие же функции  выполняют дети в семье?

  1. Дети придают гармонию супружеской жизни, семья становится прочной, радостной, полноценной.
  2. Самореализация личности родителей, их отцовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя.
  3. Эгозащитная функция, т.е. дети - опора в старости, отсутствие чувства одиночества.

4.    Социализация.

 Эти 4 функции можно  назвать положительными, но есть  еще и отрицательные:

1. Приватизация (от приватный  - частный) жизни супругов в  результате обремененности домашними  хлопотами, полного или частичного  выключения их из сферы общественной, культурной жизни, друзей.

2. Катализаторы осознания  жизненных условий, т.е. наличие детей в семье может обострять в сознании супругов неудовлетворенность условиями быта, материальными недостатками, напряженные семейные отношения.

 Функции родителей:

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки.
  2. Власть, распорядитель благ.
  3. Образец и пример для подражания.
  4. Друг и советчик.
  5. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.

 

  У хороших родителей  вырастают хорошие дети. Что же  это такое - хорошие родители?

      Многие  думают, что хорошими родителями  можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические знания необходимы. Но их одних мало. Я.И. Корчак подчеркивал, что "ни одна книга и ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения".

 При оценке любой  деятельности обычно исходят  из некоторого идеала, нормы. В  воспитательной деятельности такой  нормы не существует, ведь быть  родителями мы учимся всю жизнь.  В родительском труде возможны  и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, и победы, которые сменяются поражениями. Воспитание в семье - это наша повседневная жизнь и наши чувства и наше поведение и отношение к детям противоречивы, сложны, изменчивы. Невозможно расписать требования к воспитанию в семье, которые бы одновременно подходили бы абсолютно всем. Но вполне можно очертить направления поиска, которые помогут совершенствоваться в родительской роли. Можно сформулировать основные правила, которым необходимо следовать, воспитывая как одного, так и многих детей. Эти правила могут быть названы УСЛОВИЯМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГАРМОНИИ. И их всего два. Это

1 – Любовь к ребенку

2 – Независимость  ребенка

 На первый взгляд, эти условия просты и хорошо  известны каждому из нас. Однако, глубокое понимание, а главное  - постоянная реализация этих  условий совсем не просты. Рассмотрим эти требования подробнее.

 

 Любовь к ребенку

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Чувства, окрашивающие отношения ребенка  и родителей - особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика  этих чувств определяется тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, основа поддержания его телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей  является создание у ребенка уверенности  в том, что его любят и о  нем заботятся.

Никогда, ни при каких  условиях у ребенка не должно возникать  сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при УВЕРЕННОСТИ РЕБЕНКА В РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ возможно правильное формирование его психического мира, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви.

 Многие родители  считают, что и в коем случае  нельзя показывать детям любовь  к ним. Полагая, что когда  ребенок знает, что его любят,  это приводит к эгоизму, избалованности, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит не от времени, которое уделяют родители детям, ни от того, воспитывается ли ребенок дома или с раннего детства посещает ясли или детский сад. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая всеми заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

 Как же внушить  ребенку уверенность в родительской  любви? Ответ не сложен. Делайте  все, что считаете нужным и  возможным сделать для вашего  ребенка, но всегда поддерживайте  и сохраняйте контакт с ним.

 Это единственно  правильный путь. Глубокий постоянный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, при воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущения переживании контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

 Основа для сохранения  контакта - ваша искренняя заинтересованность  во всем, что происходит в жизни  ребенка, ваше искреннее любопытство  к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, ваше желание помочь, ваше желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам по себе, его нужно строить даже с младенцем.

 Когда мы говорим  о взаимопонимании, эмоциональном  контакте, между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий  ДИАЛОГ - взаимодействие ребенка  и взрослого друг с другом.

 Как строить воспитывающий  диалог? Каковы его психологические  характеристики?

 Главное в установлении  диалога - это совместное устремление  к общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Речь идет  не об обязательных совпадениях  взглядов и оценок (чаще всего  точка зрения взрослых и детей  различна т.к. различен их опыт). Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблемы. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, ее создателем и творцом. Имено тогда, когда ребенок участвует в жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

 Весьма поучительны  примеры диалогического воспитания, используемые такими выдающимися  педагогами, как Я. Корчак и  В.А. Сухомлинский. Психологические  аспекты этих психологических  систем специально изучались  Л.А. Петровской и А.С. Спиваковой. Оказалось, что наиболее существенная характеристика диалогического воспитания заключается в установлении РАВЕНСТВА ПОЗИЦИЙ ребенка и взрослого.

 Достичь этого в  повседневной семейной жизни  весьма трудно. Обычно стихийно  возникающая позиция взрослого  - это позиция "над" ребенком Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

 Равенство позиций  означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания (ребенок не объект, а субъект самовоспитания).

"Родители могут  стать властелинами души своего  ребенка лишь в той мере, в  какой им удается пробудить  в ребенке потребность собственных  достижений, собственного совершенствования." (В.А.Сухомлинский)

 Требование равенства  позиций в диалоге опирается  на тот факт, что дети оказывают  несомненное воспитательное воздействие  и на самих родителей (родители  изменяются в своих психологических  качествах, их внутренний душевный  мир при воспитании ребенка заметно трансформируется). Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно видеть мир глазами своих детей.

 Контакт с ребенком  следует строить, основываясь  на постоянном, неустанном желании  познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между родителями и детьми в любом возрасте.

 Помимо диалога  для внушения родительской любви  необходимо выполнять еще одно  очень важное правило. На психологическом  языке эта сторона общения  между родителями и детьми  называется ПРИНЯТИЕМ РЕБЕНКА.  Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на собственных родителей. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам (чаще негативным), которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. ("Вот бестолковый!" Да зачем я только тебя на свет родила?" "Любой дурак на твоем месте уже бы понял как поступать!" "Что у тебя в голове?" "Смотри, какая красавица нашлась! и т.д.). Необходимо выработать для себя правило: не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Информация о работе Психология семейных отношений