Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 

ВТОРОЙ БРАК

В связи  с высокой частотой разводов при  супружеской терапии нередко приходится сталкиваться с партнерами, для одного из которых (или обоих) настоящий брак является вторым. При этом возникают специфические проблемы, которые пока плохо разработаны в специальной литературе. Наиболее часто наблюдаются два типа повторных браков:

1) женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине; 2) женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми. Особые проблемы могут возникать при повторных браках вдовцов или вдов.

1. Брак  разведенного мужчины со свободной и значительно более молодой женщиной. Любовная связь этих партнеров когда-то явилась основной причиной распада прежней семьи. Переживания в первоначально внебрачной связи настолько отличаются от привычной семейной жизни, полной обязанностей, что у мужчины вновь появляются энтузиазм и энергия. Он покидает семью, чтобы начать новую жизнь. Молодой женщине импонируют опытность мужчины, его знания и общественное положение, его уверенность в поступках, она восхищается им и одновременно находит в нем отцовские черты. Несколько другим представляется случай, когда давно разведенный мужчина ищет свободную женщину для создания новой семьи.

Отношения между ними вначале часто  формируются на комбинации «родительского» и «детского» партнера, которые (согласно рассмотренным уже профилям брака) вполне совместимы. Дальнейшее развитие брака зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая женщина развивается и созревает социально, она оставляет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. В результат она перестает с уважением относиться к поступкам своего более старшего мужа, которые раньше ей импонировали и начинает с повышенной критичностью оценивать его привычки и меньшую гибкость в поведении. Не исключено однако, что мужчина в начальный период второго брак, сумеет хорошо приспособиться к повышенной гибкости по ведения и сохранит ее в дальнейшем.

Определенные  проблемы могут быть связаны с  необходимостью материальной поддержки  детей от первого брака, что снижает  уровень жизни новой семьи, встречами  мужа; со своими детьми от первого брака, а также с некоторым неблагополучием в сексуальной сфере. Если разница в возрасте супругов значительна, возможно и временное уменьшение половой активности, которая постепенно возвращается к прежнему уровню; снижение сексуальной производительности и интенсивности часто не удовлетворяет сексуально реактивную молодую жену.

2. Второй  брак с разведенной женщиной  имеющей детей. В большинстве  случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были неудовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, но, с другой стороны, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака, ее новый муж становится отчимом. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье. У приемного отца возникают проблемы в общении с ними, с их дисциплинированном, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу. Он может восприниматься детьми как незванный гость, отнимающий у них часть материнской любви. Они могут протестовать против любых его попыток сблизиться. Жена может чувствовать себя особенно уязвленной, когда муж критикует поведение «ее» детей. Кроме того, необходимо уважать права родного отца, что повышает неуверенность приемного (в какой мере он может претендовать на роль действительного отца в семье). Иногда приемный отец снимает с себя ответственность за детей, теряет авторитет, чувствует себя отстраненным от семьи. Проблемы воспитания «ее детей» он оставляет жене, а когда она делает это, по его мнению, неправильно, критикует ее или подавляет свои порывы, протест, что приводит к возникновению напряженности, появлению отрицательных эмоций. Напряженность иногда ослабевает или снимается с рождением собственного ребенка, но в ряде случаев она может усилиться, когда возникают проблемы в отношениях между «ее» и «их» детьми.

Преимущества второго брака  по сравнению с первым заключаются в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о той горечи, с которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им представляет второй брак, и они стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, партнеры более подготовлены, мотивированы к супружеской терапии и сотрудничеству в ее рамках.

Интересным вопросом, требующим  дальнейших подробных исследований, является следующий вопрос: как часто и при каких условиях второй брак бывает лучше, таким же или хуже, чем первый. У невротиков, лиц с патологическими чертами характера или с выраженным фрустрационным комплексом (еще с детских лет) во втором (и других) браке наблюдается тот же неудачный выбор партнера, отмечаются те же ошибки, которые привели к распаду первого брака.

Жена, которая развелась с мужем по причине его пристрастия к алкоголю, вновь выходит замуж за алкоголика. Муж, разведясь с женой-истеричкой, опять женится на истеричке. Муж (или жена) переносит типичное для него (или для нее) неадаптивное поведение из первого брака во второй, и отношения, которые привели к дисгармонии в первой семье, повторяются. Муж постоянно раздражает вторую жену (как и первую) невниманием, отсутствием интереса к домашним делам, задержками в пивной, придирчивостью, деспотичностью, вспыльчивостью или ревностью. Жена же своей истеричностью, постоянными замечаниями, причитаниями или театральными жалобами может (как и в первом браке) вызвать у мужа нежелание приходить домой. Кроме того, партнеры, как правило, игнорируют собственную роль в возникновении конфликта, целиком сваливая вину на другого, как это было в прежнем браке. Исправление сложившейся ситуации требует применения систематической групповой психотерапии.

Нормальные, адаптивные личности, по-видимому, чаще делают правильные выводы из предыдущей неудачи, выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более разумно и тактично.

Мужчина, имевший в первом браке излишне эмоциональную жену, постоянно требовавшую проявлений внимания к себе, доказательств любви и восхищения ею, для второго брака выбирает скромную, тихую женщину. Мужчина, имевший в первом браке слишком заботливую жену, от чрезмерней опеки которой он чувствовал себя несмышленым ребенком, во второй раз выбирает женщину, с которой у него устанавливаются симметричные товарищеские отношения, или даже несамостоятельную женщину, рассчитывающую на его защиту и заботу, что позволит ему поддерживать в себе ощущение зрелости и чувство ответственности. Женщина, бывшая замужем за алкоголиком, желает найти для второго брака спокойного и непьющего человека, к которому она проявит исключительную приветливость и терпимость, если только он будет дорожить семьей, домом.

В этих случаях к ситуациям, требующим  вмешательства супружеской терапии, относятся уже не те, что встречались  в первом браке, а новые, связанные  с особенностями поведения нового партнера.

Иногда во втором браке возникает  проблема, связанная с отличием в поведении нового партнера (в сравнении с предыдущим). Чувства и мотивация могут быть амбивалентны. Вот, например, что сказала одна из наших пациенток: «Мой второй муж — хороший человек, тихий и нежный, такой, какого я хотела. Первый ее муж был грубым и деспотичным, но это был мужик».

В браке вдовца с вдовой, у которых  первый брак был спокойным и вполне благополучным, иногда возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым. Живой партнер никак не может помешать идеализации умершего. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызвать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака. У многих невротиков иногда проскальзывают воспоминания о травмирующих психику поступках мачехи (или отчима).

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В  СЕМЬЕ

ПЛАН:

1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость.

2. Основные правила  воспитания детей /или условия  родительской гармонии/.

3. Типология семейного воспитания.

4. Родительское отношение

5. Типичные ошибки  родителей в воспитании детей.

6. Роль отца и матери  в воспитании ребенка.

7. Воспитание детей  в неполной семье.

 

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Домокош Варга. Дела семейные.-М.:Педагогика, 1986.
  2. Афанасьева Т.М. Семья.-М.:Просвещение, 1985.

          3. Спиваковская А.С. Как быть родителями /о психологии родительской любви/. М.:Педагогика, 1986.

4. Титаренко В.Я. Семья  и формирование личности. М.:Мысль. 1987.

5. Этика и психология  семейной жизни.-М.:Просвещение, 1987.

6. Социальная психология /Ред. А.В. Петровский.-М.:Просвещение  1987- гл.4

7. Ковалев С.В. Психология  современной семьи.-М.:Просвещение,1988,стр.208

 

 

1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость.

 

 Какова роль и  место семьи в воспитании детей? Далеко не праздный вопрос, ибо в жизни мы сталкиваемся с фактами, когда учителя, обсуждая результаты дурного воспитания, бросают упреки в адрес семьи, а родители, в свою очередь, обвиняют школу.

 Сегодня вряд ли  кто-нибудь станет оспаривать  огромную роль детских воспитательных учреждений и прежде всего школы в воспитании подрастающего поколения. Что же касается семьи, то ее роль ставилась под сомнение целым рядом преподавателей общественной мысли в прошлом /Платон, Гегель, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др./, да и сейчас еще существует такое мнение.

 Опираясь, например, на  факты дезорганизации семьи в  современном обществе, находящей  выражение в распаде брачных  связей, растущем количестве групповых  браков, возникновении так называемых "агрегатных семей", состоящих из разведенных и переженившихся между собой пар, в становящемся модным и популярным обмене женами, многие социологи оказались вынужденными поставить под сомнение возможности семейного воспитания. В условиях кризиса семьи, многие из зарубежных социологов стали предсказывать замену отцовства и материнства воспитанием детей платными "профессиональными" родителями и возникновение как типичного явления бездетно существующей семьи.

 Воспитательные функции  семьи ставятся под сомнение  и некоторыми отечественными учеными. Так, например, академик С.Г. Струмилин считал, что семейное воспитание будет полностью заменено общественным. В будущем "каждый советский человек, уже выходя из родильного дома, получит направление в детские ясли, из них - в детский сад с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь".

 Каковы же аргументы  сторонников отмирания семейного  воспитания и замены его общественным? Существует мнение, что в будущем семья исчезнет, как экономическая ячейка, а содержание и воспитание детей возьмет на себя общество в целом. Согласно другой точке зрения, рождение ребенка- это жертва, которую приносит женщина в ущерб своим многочисленным потребностям и интересам - профессиональным и культурным, и чтобы облегчить ей /и семье в целом/ принесение этой жертвы, следует ее освободить от воспитания детей, полностью возложив эту функцию на плечи общества. Типичной аргументацией является также мнение, что далеко не все родители достаточно глубоко понимают задачи и методы нравственного воспитания детей. Не все родители и не каждая мать обладает для этого соответствующими способностями, и имеет для этого достаточно свободного времени. Кроме названых, противники семейного воспитания апеллируют и к другим аргументам. Указывается, например, что оно носит стихийный, кустарный характер (поскольку каждая семья в вопросах воспитания руководствуется собственной педагогикой), трудно поддается организующему, плановому началу, что воспитание в семье, накладывая на родителей бремя забот о детях, лишает их возможности развития своей индивидуальности. Ссылаются также на то, что в семье, быту чаще всего проявляются пережитки прошлого, различные предрассудки (мещанские, националистические) которые уродуют впечатлительные детские души.

 С некоторыми из  этих аргументов нельзя не  согласиться. Вряд ли кто будет  отрицать негативное влияние  пережитков в быту на подрастающее  поколение, или то, что сегодня  семейное воспитание носит недостаточно  управляемый характер. Но, со многими аргументами согласиться трудно. Говоря о роли семьи в воспитании, мы должны исходить прежде всего из реального положения вещей, из того, что подавляющая часть детей дошкольного возраста воспитывается только семьей. Доминирующее влияние семьи при этом приходится на периоды наибольшей восприимчивости ребенка к различным видам воздействий, т.н. "сензитивные" периоды.

 Это связано, Во-первых, с тем, что в детстве, благодаря  чрезвычайной гибкости нервной  системы наиболее интенсивно  идет процесс освоения знаний, формирование интеллекта, а также норм общения и простейших видов деятельности. Детство - это период формирования эмоциональной сферы человека, навыков, привычек, вкусов. Именно в этот период во многом определяются индивидуальные особенности, черты характера, моральные установки. Овладевая в детстве языком, ребенок усваивает общественно - исторический опыт.

 Существенно, во-вторых, и то обстоятельство, что в  раннем возрасте вследствие недостаточности  знаний ребенок НЕПОСРЕДСТВЕННО  воспринимает воздействия внешней среды, получая первичный, а следовательно, наиболее прочный социальный опыт. Навыки, умения, привычки и даже некоторые черты характера, сформировавшиеся в раннем детстве, обладают особой устойчивостью и с трудом поддаются последующим преобразованиям. То есть детство чрезвычайно ответственный период в развитии личности. От него зависит мера конфликтности, противоречивости развития ребенка в будущем, эффективность или трудность воспитания.

В случае положительного опыта, приобретенного в семье, дальнейший процесс социализации протекает, как правило, нормально. Такой ребенок легко входит в школьный коллектив, осваивая новые для него социальные нормы и роли поведения. Он редко становится "трудным". Если же первичный и социальный и нравственный опыт ребенка носит негативный характер, то возникает проблема воспитания, связанная для общества (а также для самой семьи ребенка) со многими издержками. При этом заложенные отрицательные черты могут быть настолько устойчивыми, что вся система социального воспитания оказывается не в силах их преодолеть. Иными словами, особая роль семьи в раннем детстве тесно связана со значением этого периода в становлении и развитии человеческой личности.

 Но дело не только  в этом. Чрезвычайно важно то, что семейное воспитание (разумеется в рамках нравственно здоровой семьи) является наиболее адекватной формой воспитания в раннем детстве. В чем это находит свое отражение? Известно, что одним из механизмов социально-психологического становления и развития личности является межличностное общение. Различные формы общения ребенка с другими людьми являются ведущим фактором его развития. Потребность в общении, как вы знаете из курса возрастной и педагогической психологии, появляются у ребенка к 2-2,5 месяцам. Вы также должны знать, что без достаточного удовлетворения этой потребности, ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Считается, что наиболее тяжелые последствия имеет недостаток общения со взрослыми в период от 2 до 7-8 месяцев жизни, который является очень важным для развития речи ребенка. Обращает на себя внимание отмеченная многими психологами, педагогами и детскими врачами любопытная деталь: нормальное социальное и психическое развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается, кроме того, в постоянном и личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на протяжении какого-то времени нарушает естественное протекание формирования многих качеств личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в детстве из-за ранней госпитализации, смерти родителей, развода, обнаруживает отставание таких детей в психическом развитии, стойкие нарушения в эмоциональной сфере личности.

Информация о работе Психология семейных отношений