Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Существует нетравмирующая  формулировка общения с ребенком. Это так называемое "Я-высказывание". Основной принцип его построения высказывание обращено на собственные чувства и эмоции говорящего, а не критику другого. Дело в том, что любая критика воспринимается человеком через призму психологических защит связанных с сохранением самооценки. Если общение не сопряжено для ребенка с угрозой его самооценки, то он способен к конструктивному взаимодействию.

 Так речь родителя  по поводу очень позднего прихода  подростка домой может быть  такой: "Ты знаешь, я очень сильно переживала, буквально места себе не находила. Все уже передумала, где ты, что с тобой. Я так сильно переживала. Конечно я понимаю что тебе хочется погулять подольше, да и погода такая хорошая. Давай завтра, когда мы оба успокоимся, сядем, поговорим на эту тему. Хорошо?"

 Умение родителей  общаться без постоянного осуждения  личности ребенка помогает вера  во все то хорошее и сильное,  что есть в каждом, даже самом  неблагополучном ребенке. Истинная  любовь поможет родителям отказаться  от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенства, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка.

 Оценка не личности  ребенка, а его действий и  поступков важно осуществлять, пытаясь  постоянно менять их авторство.  Действительно, если вы назвали своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей трудно ожидать, что он согласится с вами, и уж навряд ли это вряд ли заставит его заменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном принятии личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, чтобы сам ребенок оценил свое поведение и сделал правильные выводы.

 Контроль за негативными  оценками ребенка необходим еще  и потому, что весьма часто  за родительским осуждением стоит  недовольство собственным поведением, раздражение или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможности проникновения в мир глубоко личных переживаний детей, появление ростков "соучастия сердца". Печаль, а не гнев, сочувствие а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих родителей.

Второе условие воспитания, правило родительской гармонии

 

Независимость ребенка

 

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Вместе с тем, эта связь внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления от этой связи, то родители стараются как можно дольше ее удержать. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем сложности независимости начинают появляться очень рано, фактически с самого рождения ребенка. Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Многие трудности взаимодействия между детьми и родителями возникают из-за ошибок выбора оптимальной психологической дистанции.

 Решение этой задачи (предоставление ребенку той или  иной меры самостоятельности)  регулируется прежде всего возрастом  ребенка, особенностями его возрастного  развития. Вместе с тем, многое  зависит и от личности родителей, стиля их отношения к ребенку. Как же найти нужную дистанцию?

 Необходимо иметь  в виду, что устанавливаемая дистанция  связана прежде всего с мотивационными  структурами родителей (мотивами  воспитания).

 Дистанция, которая  стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания в системе различных мотивов поведения родителей. Рассмотрим некоторые типичные примеры "вставленности" деятельности воспитания в различные жизненные мотивы человека.

 

Воспитание и потребность  в эмоциональном контакте

 У человека, как  существа общественного, имеется  своеобразная форма ориентировки - направленность на психический  облик другого человека. Потребность  "ориентировок" в эмоциональном  настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается "вставленной" именно в удовлетворение потребности эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, и единственным субъектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое свободное время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанности ребенка за пределами семейного круга.

 

Воспитание и потребность  смысла жизни

 Большие проблемы  возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни.

 Наиболее распространенная  форма удовлетворения потребности  смысла жизни - это забота о  ребенке. Мать или бабушка могут  считать, что смыслом жизни  является уход за физическим  состоянием и воспитанием ребенка (ощущения, что они нужны ребенку). Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл". Чаще всего такие родители находятся в позиции "опекунов".

 

Воспитание и потребность  в достижении

 У некоторых родителей  воспитание ребенка побуждается  так называемыми мотивом достижения. Цель воспитания состоит в  том, чтобы ребенок добился  того, что не удалось родителям  из-за отсутствия условий или  способностей. Подобное родительское  поведение неосознано для самих родителей приобретает некоторые элементы эгоизма: "Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни".

 Ребенок лишается  необходимой независимости, искажается  восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимая во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связаны с запрограммированными целями. Ребенок ставится перед выбором.

1) Он может пойти  на поводу у родителей, но  он пойдет по ложному пути, не соответствующем его личности и способностям, который часто заканчивается фиаско.

2) Но ребенок может  и восстать против чуждых ему  требований, вызывая тем самым  разочарование родителей из-за  несбывшихся надежд. В результате  возникают конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

 

 

Воспитание как реализация определенной системы

 Организация воспитанию  в семье по определенной системе  можно считать вариантом реализации  потребности в достижении. Встречаются  семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на самого него, а сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно эрудированные, компетентные родители, которые уделяют своим детям много внимания и забот. Возникает своего рода мода - система Никитиных, "плавать раньше, чем ходить" и др. Несомненно,что у каждой такой системы есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет о том, что родители часто забывают о самом ребенке, его индивидуальности, неповторимости. Для них девиз: ребенок - для воспитания, а не воспитание для ребенка.

 

 Воспитание, как формирование  определенных качеств

 Проблема независимости  обостряется и в тех случаях,  когда воспитание подчиняется  мотиву формирования определенного для родителей качества. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно стать добрыми, эрудированными или смелыми.

 В тех случаях,  когда ценности родителей начинают  вступать в противоречие либо  с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится мальчик. Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограмированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие физических упражнений, скептическое отношение к играм в куклы и даже шутливое прозвище "Сорванец" (оно мужского рода). Все что может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, т.е. может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок им не нужен, подчеркивая свое неприятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического здоровья ребенка стиль отношения к нему.

 Как видно из  приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция определяются теми мотивами, которые побуждают воспитание.

 Оказалось, что  если осознанным мотивом воспитания  является потребность смысла  жизни, воспитание проводится на короткой дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, дистанция может быть любой (это определяется особенностями самой системы воспитания). Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит, как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных черт и качеств. Подобно этому, регулирующее воспитание, сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

 Какие же мотивы  воспитания следует считать правильными?

 МОТИВОМ ВОСПИТАНИЯ  РЕБЕНКА ДОЛЖНА БЫТЬ СЧАСТЛИВАЯ, ПОЛНОЦЕННАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ, ПОЛЕЗНАЯ  ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ ЭТОГО РЕБЕНКА.

 Главное - следовать  самому себе, быть естественным. Встает вопрос о самовоспитании родителей. Прежде чем воспитывать детей, воспитай себя! Следует знать, что успешность воспитания не зависит от какого-то определенного набора личностных черт. Но успешнее справляются с воспитанием люди, которых определяет некая гармоничность душевного мира, его открытость, способность к изменению, способность к анализу. Тому, кто неустанно работает над собой, выявляя и развивая присущие ему качества, легче научить такой работе и своего ребенка. Гармоничные люди непременно вовлечены в какое-то дело, деятельность, цель которой вне их самих. Своим присутствием, без назиданий и требований, своей наполненностью жизнью, общей с ребенком, такой родитель выполняет основное правило гигиены души - создает у ребенка ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А такая атмосфера наилучший фундамент правильного гармонического воспитания.

 Гармонической личности  соответствует и творческое, гармоническое  воспитание. Я.Корчак писал: "Воспитатель,  который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут".

 Но почему же  не всем удается стать хорошими  родителями?

То, какой я родитель, зависит не только от гармоничности моей собственной личности, моего сознания, моей воли. Многое зависит и от опыта семейной жизни, характера супружеских отношений в семье.

 

3. Типология семейного  воспитания.

 

        Следует рассматривать родительскую  любовь, как результат всех семейных отношений, как следствие супружеских чувств. Наблюдения за воспитанием детей в разных семьях, над поведением родителей позволили психологом составить некоторую типологию родительской любви, дать описания различных типов воспитания. Следует заметить, что единой типологии нет. Проводят их по разным основаниям.

1) Одно из направлений  в описании типологии семейного  воспитания изучение воспитательных  родительских установок и позиций.  В самом общем виде сформулированы  ОПТИМАЛЬНАЯ И НЕОПТИМАЛЬНАЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ.

 Оптимальная родительская  позиция отвечает требованиям  адекватности, гибкости, прогностичности.

 Адекватность родительской  позиции может быть определена  как умение родителей видеть  и понимать индивидуальность  своего ребенка, замечать происходящие в нем изменения.

 Гибкость родительской  позиции рассматривается как  способность перестройки способов  воздействия на ребенка по  ходу его взросления и в  связи с различными изменениями  условий жизни семьи.

 Прогностичность родительской  позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичности родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.

 В дисгармоничных  семьях, там, где воспитание ребенка  приобрело проблемный характер, отчетливо выявляется изменение  родительских позиций по одному  или по всем трем выделенным  показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

2) Существует попытка  описать воспитание в семье  через те роли, которые выполняет  ребенок. Роль определяется как  некий набор шаблонов поведения  по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи.

 В гармоничной семье  дать описание роли трудно, потому  что все отношения с ребенком  гибки и изменчивы. Но в тех  случаях, когда родительские позиции являются дисгармоничными, детские роли довольно четко выявляются.

 Наиболее типичны  4 роли: "козел отпущения", "любимчик", "беби" и "примиритель".

Информация о работе Психология семейных отношений