Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция
Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.
Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Существует нетравмирующая
формулировка общения с ребенко
Так речь родителя
по поводу очень позднего
Умение родителей
общаться без постоянного
Оценка не личности
ребенка, а его действий и
поступков важно осуществлять, пытаясь
постоянно менять их авторство.
Контроль за негативными
оценками ребенка необходим
Второе условие воспитания, правило родительской гармонии
Независимость ребенка
Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Вместе с тем, эта связь внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления от этой связи, то родители стараются как можно дольше ее удержать. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем сложности независимости начинают появляться очень рано, фактически с самого рождения ребенка. Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Многие трудности взаимодействия между детьми и родителями возникают из-за ошибок выбора оптимальной психологической дистанции.
Решение этой задачи
(предоставление ребенку той
Необходимо иметь
в виду, что устанавливаемая дистанция
связана прежде всего с
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания в системе различных мотивов поведения родителей. Рассмотрим некоторые типичные примеры "вставленности" деятельности воспитания в различные жизненные мотивы человека.
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
У человека, как
существа общественного,
Воспитание и потребность смысла жизни
Большие проблемы
возникают в общении с
Наиболее распространенная
форма удовлетворения
Воспитание и потребность в достижении
У некоторых родителей
воспитание ребенка
Ребенок лишается
необходимой независимости,
1) Он может пойти на поводу у родителей, но он пойдет по ложному пути, не соответствующем его личности и способностям, который часто заканчивается фиаско.
2) Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд. В результате возникают конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Воспитание как реализация определенной системы
Организация воспитанию
в семье по определенной
Воспитание, как формирование определенных качеств
Проблема независимости
обостряется и в тех случаях,
когда воспитание подчиняется
мотиву формирования
В тех случаях,
когда ценности родителей
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция определяются теми мотивами, которые побуждают воспитание.
Оказалось, что
если осознанным мотивом
Какие же мотивы
воспитания следует считать
МОТИВОМ ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА ДОЛЖНА БЫТЬ
Главное - следовать самому себе, быть естественным. Встает вопрос о самовоспитании родителей. Прежде чем воспитывать детей, воспитай себя! Следует знать, что успешность воспитания не зависит от какого-то определенного набора личностных черт. Но успешнее справляются с воспитанием люди, которых определяет некая гармоничность душевного мира, его открытость, способность к изменению, способность к анализу. Тому, кто неустанно работает над собой, выявляя и развивая присущие ему качества, легче научить такой работе и своего ребенка. Гармоничные люди непременно вовлечены в какое-то дело, деятельность, цель которой вне их самих. Своим присутствием, без назиданий и требований, своей наполненностью жизнью, общей с ребенком, такой родитель выполняет основное правило гигиены души - создает у ребенка ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А такая атмосфера наилучший фундамент правильного гармонического воспитания.
Гармонической личности
соответствует и творческое, гармоническое
воспитание. Я.Корчак писал: "Воспитатель,
который не сковывает, а освобо
Но почему же
не всем удается стать
То, какой я родитель, зависит не только от гармоничности моей собственной личности, моего сознания, моей воли. Многое зависит и от опыта семейной жизни, характера супружеских отношений в семье.
3. Типология семейного воспитания.
Следует рассматривать
1) Одно из направлений
в описании типологии
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, прогностичности.
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в нем изменения.
Гибкость родительской
позиции рассматривается как
способность перестройки
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичности родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.
В дисгармоничных
семьях, там, где воспитание ребенка
приобрело проблемный характер,
отчетливо выявляется
2) Существует попытка
описать воспитание в семье
через те роли, которые выполняет
ребенок. Роль определяется
В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции являются дисгармоничными, детские роли довольно четко выявляются.
Наиболее типичны 4 роли: "козел отпущения", "любимчик", "беби" и "примиритель".