Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

"Козел отпущения" - возникает в семье, когда супружеские  проблемы родителей, взаимное  недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

"Любимчик" возникает  тогда, когда родители не испытывают  друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любви к нему.

"Беби" - описывает  степень близости родителя и  ребенка. "Беби" как бы отдален  от родителей, он как бы вытесняется  из семейной общности, ему раз  и навсегда предписано быть  в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг другу.

"Примиритель" - ребенок  рано включившийся в сложности  семейной жизни. Он занимает  важнейшее место в семье, регулируя  и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаясь к родителям.

3) Некоторые авторы  пытаются положить в основу  описания типов воспитания степень  выраженности эмоционального отношения  родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.

 Воспитание по типу  любви и принятия.

 Обобщенная формула  родительского воспитания выражается  утверждением: "Ребенок - центр  моих интересов". В поведении  родителей отмечается нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.

 Воспитание по типу  неприятия, отвержения ребенка

 Обобщенная формула  родительского отношения формулируется  так: "Ненавижу этого ребенка,  не буду о нем заботиться, беспокоиться". В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.

4) Во многих исследованиях  психологи, пытаясь описать типы  воспитания, пришли к выводу, что  более точной будет оценка  воспитания не в одном, а в нескольких аспектах (Диана Борминд). Поведение воспитателя представляется в системе координат одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая - поведенческий. Комбинации крайних значений дают 4 типа воспитания:

  1. Теплое разрешающее отношение к ребенку в сочетании предоставлении ему самостоятельности и инициативы.
  2. Холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетается с предоставлением ему достаточной свободы.
  3. Теплое ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка.
  4. Холодное ограничивающее воспитание, при котором эмоциональная холодность и ограниченность родительских чувств сочетаются с подавлением ребенка, его критикой, постоянными придирками, а иногда и преследованием любого самостоятельного поступка. ТО ЕСТЬ ЭТО 
  5. Авторитетный – высокий уровень контроля, теплые отношения.

Образ действий родителей отличается твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка.

  1. Авторитарный – высокий уровень контроля, холодные отношения.

Образ действия родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье.

  1. Либеральный – низкий уровень контроля, теплые отношения.

Образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними.

  1. Индифферентный – низкий уровень контроля, холодные отношения.

Образ действий родителей характеризуется  отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным  детям 

 

 

 

5) В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не из двухчленной, а трехчленной модели факторов воспитания. Выделены три аспекта родительских отношений: симпатия - антипатия, уважение пренебрежение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов позволяет описать восемь типов родительского отношения:

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).

 Формула семейного  воспитания: " Хочу, чтобы ребенок  был счастлив и буду помогать  ему в этом".

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция).

 Формула родительского  отношения: "Смотрите, какой у  меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня нет так много  времени для общения с ним".

3. Действенная жалость  (симпатия, близость, но отсутствие  уважения).

 Формула: "Хотя мой  ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю".

4. Любовь по типу  снисходительного отношения (симпатия, неуважение, большая межличностная  дистанция).

 Формула: "Нельзя  винить моего ребенка в том,  что он недостаточно умен и физически развит".

5. Отвержение (антипатия,  неуважение, большая межличностная  дистанция).

 Формула родительского  отношения: "Этот ребенок вызывает  у меня неприятные чувства  и нежелание иметь с ним  дело".

6. Презрение (антипатия,  неуважение, малая межличностная дистанция).

 Формула: "Я беспредельно  страдаю от того, что мой ребенок  так неразвит, неумен, упрям, неприятен  другим детям".

7. Преследование (антипатия,  уважение, близость).

 Формула: "Мой ребенок  негодяй и я докажу ему это".

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция).

 Формула: "Я не  хочу иметь дело с этим негодяем".

 Необходимо иметь  в виду, что эффективность воспитания  зависит не только от воспитательной  позиции родителей, от отношений  в семье.

Результат воспитания зависит и от самого ребенка, от типа его нервной системы, присущих ему к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по типу воспитания семьях вырастают совершенно непохожие по своим личностным качествам дети. Покажем сочетание типов воспитания и особенностей ребенка только на одном примере. Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственна повышенная эмоциональная чувствительность, склонность к уединению, фантазированию, мечтательности, Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии только одной этой способности могут привести разные стили воспитания. Например, при излишне требовательном воспитании, стремлении насильно приучить ребенка к общительности, при обилии придирок, указании на его слабости, родители только усилят черты пассивности, заострят привычку к замене реальности фантазиями, усложнят межличностные контакты ребенка. Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать инициативу при глубоком эмоциональном контакте, внимании к внутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка обязательно появятся черты активности, большей решительности. Он сможет развитым воображением, эмоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного общения. Из этого простого примера нетрудно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка.

 

4. Родительское отношение.

 В последнее время  в теории и практике образования  наметилась тенденция к более  тесному сотрудничеству школы  и семьи в вопросах воспитания  и обучения ребенка. При этом отмечается особая роль родительского отношения к ребенку в проблеме становления и развития его личности.

 Родительское отношение  - сложное переплетение, комплекс  всех отношений в семье. По  мнению многих исследователей, ребенок  не только "получает" родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и друг к другу.

 Наблюдение за воспитанием  детей в разных семьях, над  поведением родителей по отношению  к детям, позволили психологам  выделить некоторую типологию родительской любви, дать описание различных типов родительского отношения.

 Один из наиболее  изученных аспектов родительского-детских  отношений - родительские позиции  или установки. А. С. Спиваковская  под термином "родительские установки" понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

 Аналогичное определение  родительского отношения дают  А. Я. Варга и В. В. Столин: это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 Мы считаем наиболее  полным и точным последнее  определение родительского отношения,  поэтому в дальнейшем будем употреблять данное понятие в этом смысле.

 В клинически - ориентированной  литературе описана обширная  феноменология родительского отношения,  а также его следствий - формирование  индивидуальных характерологических  особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

Наиболее точной классификацией родительского отношения, по нашему мнению, является классификация А.Я.Варги  и В.В.Столина, которые в ходе многолетней  консультационной работы дали описание наиболее обобщенных типов родительского отношения:

1. "Принятие - отвержение".

 Отражает эмоциональное  отношение к ребенку.

 Содержание одного  полюса шкалы: родителю нравится  ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность  ребенка, симпатизирует ему, одобряет  его интересы и планы.

 На другом полюсе  шкалы: родитель воспринимает  своего ребенка плохим, неприспособленным,  неудачливым; ему кажется, что  ребенок не добьется успеха  в жизни из - за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого  ума; по большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; он не доверяет ребенку и не уважает его.

 

2. "Кооперация".

 Отражает социально  желаемый образ родительского  отношения.

 Содержательно этот  тип раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь; высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

 

3. "Симбиоз".

 Отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком.

 При высоких баллах  по этой шкале можно судить  о том, что роди тель стремится  к симбиотическим отношениям  с ребенком: старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино; постоянно ощущая тревогу за ребенка, родитель ограждает его от трудностей и неприятностей жизни, считает его маленьким и беззащитным.

 

4. "Авторитарная гиперсоциализация".

 Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

 При высоких баллах  по этой шкале в родительском  отношении четко прослеживается  авторитаризм: родитель требует  от ребенка безоговорочного послушания  и дисциплины, старается навязать  ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

 

5. "Маленький неудачник".

 Отражает особенности  восприятия и понимания ребенка  родителем.

 При высоких показателях  по этой шкале в родительском  отношении имеется стремление  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность;  родитель видит ребенка младшим  по сравнению с реальным возрастом,  интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность; в связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 Несомненно, приведенные  типы родительского отношения  гротескно заострены. Многие исследователи  отмечают, что нельзя одним типом  отношений описать поведение  родителей от рождения ребенка  до его взросления. В процессе воспитания, под действием тех или иных причин отношение родителей меняется, приобретая те или иные черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов.

 

5. Типичные ошибки  родителей в воспитании детей.

Ошибки родителей в  воспитании детей условно можно разделить на две группы.

1. Неправильные действия  отцов и матерей, связанные  с отрицательным влиянием на  детей всего уклада жизни семьи,  их личного примера.

2. Неправильные представления  и поступки родителей, связанные  с конкретным воздействием на ребенка.

Информация о работе Психология семейных отношений