Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция
Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.
Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
"Козел отпущения"
- возникает в семье, когда
"Любимчик" возникает
тогда, когда родители не
"Беби" - описывает
степень близости родителя и
ребенка. "Беби" как бы отдален
от родителей, он как бы
"Примиритель" - ребенок
рано включившийся в сложности
семейной жизни. Он занимает
важнейшее место в семье,
3) Некоторые авторы
пытаются положить в основу
описания типов воспитания
Воспитание по типу любви и принятия.
Обобщенная формула
родительского воспитания
Воспитание по типу неприятия, отвержения ребенка
Обобщенная формула
родительского отношения
4) Во многих исследованиях
психологи, пытаясь описать
Образ действий родителей отличается твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка.
Образ действия родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье.
Образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними.
Образ действий родителей характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям
5) В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не из двухчленной, а трехчленной модели факторов воспитания. Выделены три аспекта родительских отношений: симпатия - антипатия, уважение пренебрежение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов позволяет описать восемь типов родительского отношения:
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).
Формула семейного воспитания: " Хочу, чтобы ребенок был счастлив и буду помогать ему в этом".
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция).
Формула родительского отношения: "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня нет так много времени для общения с ним".
3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).
Формула: "Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю".
4. Любовь по типу
снисходительного отношения (
Формула: "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит".
5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция).
Формула родительского отношения: "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело".
6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция).
Формула: "Я беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, неприятен другим детям".
7. Преследование (антипатия, уважение, близость).
Формула: "Мой ребенок негодяй и я докажу ему это".
8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция).
Формула: "Я не
хочу иметь дело с этим
Необходимо иметь
в виду, что эффективность воспитания
зависит не только от
Результат воспитания зависит и от самого ребенка, от типа его нервной системы, присущих ему к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по типу воспитания семьях вырастают совершенно непохожие по своим личностным качествам дети. Покажем сочетание типов воспитания и особенностей ребенка только на одном примере. Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственна повышенная эмоциональная чувствительность, склонность к уединению, фантазированию, мечтательности, Теперь представим себе, к каким последствиям в развитии только одной этой способности могут привести разные стили воспитания. Например, при излишне требовательном воспитании, стремлении насильно приучить ребенка к общительности, при обилии придирок, указании на его слабости, родители только усилят черты пассивности, заострят привычку к замене реальности фантазиями, усложнят межличностные контакты ребенка. Если же воспитывать такого ребенка в более демократическом духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать инициативу при глубоком эмоциональном контакте, внимании к внутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка обязательно появятся черты активности, большей решительности. Он сможет развитым воображением, эмоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного общения. Из этого простого примера нетрудно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка.
4. Родительское отношение.
В последнее время
в теории и практике
Родительское отношение - сложное переплетение, комплекс всех отношений в семье. По мнению многих исследователей, ребенок не только "получает" родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и друг к другу.
Наблюдение за воспитанием
детей в разных семьях, над
поведением родителей по
Один из наиболее
изученных аспектов
Аналогичное определение
родительского отношения дают
А. Я. Варга и В. В. Столин:
это система разнообразных
Мы считаем наиболее
полным и точным последнее
определение родительского
В клинически - ориентированной
литературе описана обширная
феноменология родительского
Наиболее точной классификацией родительского отношения, по нашему мнению, является классификация А.Я.Варги и В.В.Столина, которые в ходе многолетней консультационной работы дали описание наиболее обобщенных типов родительского отношения:
1. "Принятие - отвержение".
Отражает эмоциональное отношение к ребенку.
Содержание одного
полюса шкалы: родителю
На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из - за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума; по большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. "Кооперация".
Отражает социально желаемый образ родительского отношения.
Содержательно этот
тип раскрывается так:
3. "Симбиоз".
Отражает межличностную
дистанцию в общении с
При высоких баллах
по этой шкале можно судить
о том, что роди тель
4. "Авторитарная
Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
При высоких баллах
по этой шкале в родительском
отношении четко
5. "Маленький неудачник".
Отражает особенности
восприятия и понимания
При высоких показателях
по этой шкале в родительском
отношении имеется стремление
инфантилизировать ребенка,
Несомненно, приведенные
типы родительского отношения
гротескно заострены. Многие
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
Ошибки родителей в воспитании детей условно можно разделить на две группы.
1. Неправильные действия
отцов и матерей, связанные
с отрицательным влиянием на
детей всего уклада жизни
2. Неправильные представления
и поступки родителей,