Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция
Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.
Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Как-то научные
сотрудники попросили группу
родителей перечислить ошибки, встречающиеся
в семейном воспитании. Отцы и
матери отметили более 50 ошибок.
Наиболее серьезными и часто
встречающимися являются
-Отсутствие единых требований и четкой линии воспитания ребенка.
-Слепая, неразумная любовь к ребенку.
-Единственный ребенок является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи.
-У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у ребен ка оно должно быть чистым, беззаботным.
-Нетребовательность родителей к ребенку.
-Родители основное
внимание сосредоточили на
-Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания.
-Ребенок избалован
хорошими материальными
-Противоречивость
-Чрезмерная строгость /грубая родительская власть, применение физических наказаний, авторитаризм /по отношению к ребенку и другие ошибки.
С помощью каких
механизмов закрепляется
Таких механизмов много, но главные из них - реакция подражания и реакция протеста - это нормальные человеческие реакции, но очень важно, на что они направлены, с каким знаком - положительным или отрицательным они идут.
Если ребенок или
подросток подражает
Помимо подражания, есть еще одна важная человеческая реакция, которая может быть направлена и на зло и на добро. Это реакция ПРОТЕСТА. Протест бывает активный и пассивный. Ребенка в семье обижают, он переживает это, перестает разговаривать в присутствии.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
В современном нам российском
обществе существуют серьезные
проблемы с воспитанием
В обыденном мнении
все очень просто: у женщин, после
многих веков морального
Испокон веков муж
считался умнее жены, а это
значит, что весь мир жил и,
как ни странно, живет и
Однако, для полноценного развития ребенка любого пола необходимо не только материнское, но и отцовское воздействия на ребенка. Точка зрения Иммануила Канта остается общественно значимой и до сих пор. Материнское отношение означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты... таким образом отношение матери к ребенку является по сути - биологическим, а отца - социальным. Последнее отношение заставляет ребенка стремиться к самосовершенствованию, чтобы заслужить похвалу папы. В зависимости от того как был воспитан сам отец, какие у него запросы и требования к себе, а следовательно и к другим, и будет направлено стремление ребенка: либо он оставит надежду добиться одобрения своим действиям (если требования слишком завышены), либо приложит все силы и в конце концов добьется положительного результата.
Кроме того, важнейшим
моментом является
Немаловажным является и способ поведения в семье и в социуме родителя, поскольку именно через него ребенок усваивает социально одобряемые гендерные роли и исполняет их в своей взрослой жизни и в новой семье.
7. Воспитание детей в неполной семье
К сожалению, большое число разводов ведет к росту числа неполных семей, причем большинство из них состоят их матери и ребенка. В Красноярском крае около половины женщин работающих в образовании являются матерями-одиночками.
Воспитание детей в неполной семье сопряжено с некоторыми проблемами. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, неполная семья сталкивается с материальными проблемами. Растущие расходы на обеспечение детей не покрываются алиментами. Распределение доходов в таких семьях неоптимальное. Сама по себе эта проблема не оказывает, в большинстве случаев, негативного влияние на воспитание детей, однако косвенное влияние присутствует. Для увеличения дохода одинокий родитель вынужден искать дополнительные источники существования. Это, несомненно, приводит к отсутствию у него свободного времени и времени на воспитание ребенка.
Это и является основной проблемой воспитания детей в таких семьях. Для ее решения необходимо очень точно и строго планировать воспитательную работу. То, что в полной семье осуществляется мимоходом, походя, в такой семье должно служить объектом пристального внимания.
Еще одной существенной проблемой является искажение родительского отношения у родителей-одиночек. Резкое увеличение симбиотичности, стремление огородить свое чадо от всех неприятностей жизни, видение его маленьким и неприспособленным, замыкание на ребенка всей эмоциональной жизни родителя, или же наоборот - эмоциональное его отвержение - достаточно типичная картина. Она еще более усугубляется, если этот ребенок единственный. К сожалению, простых и общих рецептов здесь не существует. Работа с такими проявлениями должна вестись профессиональными психологами и семейными психотерапевтами.
Последней, но от этого не менее важной проблемой следует признать саму неполноту такой семьи. Отсутствие одного из родителей приводит к невозможности полноценного развития личности ребенка, нарушению его гендерной роли. (Рассмотрите подробно еще раз вопрос о влиянии отца и матери на развитие ребенка). Если нет перспективы второго брака (хотя и он не панацея, так как приносит целый ряд проблем), то следует сделать так, что бы рядом с ребенком был так называемый "сурогатный родитель". Этот термин означает человека, такого же пола как и отсутствующий родитель, занимающегося воспитанием ребенка. Это может быть его дедушка, дядя или любой другой человек. Он будет тем лицом, которое станет образцом для формирования гендерной роли ребенка.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
2. Брак:
а) регистрация брака;
б) условия заключения брака;
в) препятствия к регистрации брака.
3. Супруги:
а) Личные правоотношения между супругами;
б) Имущественные правоотношения.
4. Развод.
5. Родители и дети:
а) личные правоотношения между родителями и детьми;
б) лишение родительских прав и их восстановление;
в) имущественные правоотношения.
1
Безусловно, что современный человек должен знать свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.
Кроме того, людям
профессионально работающим с
детьми, приходиться иметь дело
с их семьями. Знание ими
основ правовых
Семейное право
-- это совокупность правовых
В настоящее время
на территории России
2
Брак - это юридически
оформленный свободный и
2 а.
Юридическое оформление
брака состоит в его
Верующие люди считают
для себя необходимым
2 б.
Заключение брака
происходит по истечении
Соблюдение условий заключения брака необходимо для того, чтобы брак приобрел правовую силу. Условием регистрации брака является взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Взаимное согласие лиц, вступающих в брак предопределено самой сущностью брака, являющегося добровольным и свободным союзом мужчины и женщины.
Брачный возраст приурочен к наступлению совершеннолетия -18 годам. К этому времени люди достигают физической, интеллектуальной и психической зрелости. Закон определяет минимальный брачный возраст, но не устанавливает предельного брачного возраста. Брачный возраст может быть снижен органами местного самоуправления, но не более, чем на два года и только в исключительных случаях: беременность несовершеннолетней, рождение его ребенка, призыв на военную службу и другие. Препятствия к регистрации брака предусмотрены ст. 14).
2 в.
Не допускается
регистрация брака между