Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция
Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.
Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
-агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и строге.
Любовные переживания молодых мужчин, как показывают психологические исследования, содержат больше "эротических" и особенно "людических" компонентов, тогда как у женщин ярче выражены "прагматические", "строгические" и "маниакальные " черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых.
III. Типология Т. Кемпера
интересна тем, что он, выделяя
варианты любви, использует
Нужный результат во втором случае достигается не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т. Кампер выделяет семь типов любовных отношений в паре:
1) романтическая любовь,
в которой оба члена пары
обладают и статусом, и, поскольку
каждый из них может "наказать
" другого, лишив его проявлений
своей любви, властью по
2) братская любовь, основывающаяся на взаимно высоком статусе и характеризующаяся низкой властью - отсутствием возможности к принуждению (пример Кити и Левин "Анна Каренина");
3) харизматическая любовь,
в которой один партнер
4) "измена" - один
партнер обладает и властью
и статусом, другой только властью.
Примером таких отношений,
5) влюбленность - один из партнеров и властью и статусом, другой не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или "безответная" любовь;
6) "поклонение" - один
партнер обладает статусом, не
обладая властью, другой не
обладает ни статусом, ни властью.
Такая ситуация возникает при
отсутствии реального взаимодей
7) любовь между родителями
и маленьким ребенком. Один партнер
здесь обладает высоким
Данная типология
3. Внутренняя структура любви
Любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях.
Одна из первых структур также принадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви:
- заботу,
- ответственность,
- уважение,
- знание.
Эту структуру критиковали
за отсутствие в ней факторов
удовольствия и радости
Но, если рассматривать идеализацию партнера как его неадекватное восприятие, ее нельзя считать особенностью, по крайней мере, стабильных любовных отношений. За длительное время общения люди хорошо знают друг друга, знают все достоинства и недостатки любимого, но далеко не всегда перестают любить. Дело в том, что идеализация партнера, особенно на первых этапах развития любви, действительно существует и даже играет положительную роль. Идеализация - это не неправильное, но другое восприятие, при котором влюбленный видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет, или, по крайней мере, может быть. Идеализация в этом смысле способствует оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека и повышая их уровень самопритязания. Все мы любим, когда нами искренне восхищаются, предполагают в нас благородные черты. В таком случае наше расположение гарантировано.
Кстати, мужчины более
склонны к идеализации своих
партнеров, чем женщины. Это
может быть связано с тем,
что традиционно мужчина в
любовных отношениях занимает
более активную позицию,
Рассмотрим еще
одну структуру любви - предложенную
Р. Хаттиссом. В качестве
- уважение,
- положительные чувства по отношению у партнеру,
- эротические чувства,
- потребность в положительном отношении со стороны партнера,
- чувство близости идеализация интимности,
- чувство враждебности.
Особого внимания заслуживает последний фактор. Присутствие негативных чувств при любовных переживаниях противоречит представлению людей о настоящей, романтической любви. На самом же деле это совершенно закономерно. Любовные отношения исключительно значимы для их участников, они предполагают тесный контакт между людьми и их взаимную зависимость (хотя бы на бытовом уровне). В таких близких отношениях складывается привычка к взаимном высоким оценкам. Это приводит к тому, что у партнеров снижается чувствительность к положительным оценкам, исходящим друг от друга, зато они становятся чрезвычайно чувствительными к малейшему проявлению неодобрения. Близкому человеку труднее, чем постороннему, вызвать положительные чувства в ответ на свои действия (раз любишь, так и должен делать!), в то же время у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера. Объект любви не может в этой ситуации не вызывать время от времени отрицательных чувств, например, раздражения.
Психокоррекционная
практика показывает, что многие
люди отказываются принять
4. Механизм возникновения любви
О психологических
механизмах любви мы знаем
немного. Согласно теории
Интересный эксперимент
был проведен канадскими
Интересно, когда
в качестве интервьюера
Более того, оказалось,
что склонность к "любовной"
интерпретации даже важнее, чем
наличие состояния возбуждения.
Итак, любовь возникает тогда, когда человек говорит себе, объясняя свое волнение: "Это любовь", - и тем самым формирует установку на серьезное, длительное чувство. Напротив, он может сказать себе: "Это просто увлечение", - формируя установку на нечто временное, недолговечное. Таким образом, определение своего чувства - не просто констатация факта, а своего рода самореализующийся прогноз.
5. Развитие любовных отношений
Молодые люди, любящие
друг друга, как правило,
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
Антон Семенович Макаренко говорил: "Любовь не может быть выращена из недр полового влечения. Силы "любовной" любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей".
Каковы этапы развития эмоциональных отношений? Они выделены польским психологом К. Обуховским.
I этап ограничивается
периодом от рождения до
II этап развития эмоциональных отношений начинается на третьем году жизни. Он характеризуется расширением круга лиц, способных удовлетворить потребность ребенка в эмоциональных отношениях. Ребенок устанавливает контакты со сверстниками. На этом этапе отклонения психического развития чаще всего вызываются двумя наиболее распространенными нарушениями правил педагогики семейного воспитания. Одно из них, характерное для современной однодетной семьи, - "заласкивание" ребенка. У "пресыщенного" лаской малыша не возникает потребность в эмоциональных отношениях, не формируются механизмы, позволяющие осуществлять контакт, его поиски. Так появляются холодность чувств, эгоцентризм.
На другом полюсе
родительское равнодушие. Для ребенка
страшна не столько
- Я целый день на работе, могу же хоть в свободную минуту навестить товарища.
- Я так устал, а тут еще ты. Иди, поиграй, небось на маленький.
- Дайте хоть газету почитать или радио послушать, с вами недолго превратиться в невежу.
Невнимание у таких
родителей становится нормой
поведения. И хотя они иногда
тоже считают, что любят своих
детей, тем не менее это