III этап начинается
с 6-7-летнего возраста и связан
с началом обучения в школе.
Его характерной чертой, особенностью
становятся поиски эмоциональных
контактов среди ровесников. Отношения становятся более стабильными. Они
оттесняют на второй план отношение к
родителям. Нередко случается, что семья
активно противится этому, стремится любыми
путями нарушить дружеские связи, и это
отрицательно сказывается на развитии
эмоциональных отношений ребенка. Хотя
отношения младших школьников с друзьями
кажутся менее интимными, чем их отношения
с родителями, дети ведут себя в дружеских
отношениях значительно самостоятельнее.
Напряженный интерес к другу, стремление
понять его и заботиться о нем (тогда как
в отношениях с родителями дети чаще всего
выступают как объект заботы) способствуют
осознанию собственной личности и одновременно
формированию отзывчивости, общей альтруистической
установки, навыков общения. Именно в 8-9
лет начинают созревать необходимые предпосылки
интимности.
IV этап. Своей вершины
стремление к эмоциональным контактам
достигает в юношеском возрасте.
В ранней юности наиболее значимой
сферой личного общения становится
групповая или парная дружба.
И это не случайно. Вы знаете,
что главное психологическое приобретение ранней
юности - это открытие своего внутреннего
мира. Обретая способность погружаться
в себя, в свои переживания, подросток
открывает целый мир новых эмоций, ощущение
собственного тела. Но вместе с осознанием
своей уникальности, неповторимости, не
похожести на других приходит чувство
одиночества, ощущение внутренней пустоты,
которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда - рост потребности в общении и
одновременно повышение его избирательности,
стремление найти того, с кем не только
можно поговорить, но вместе помолчать,
услышав свой внутренний голос. Рост потребности
в интимном общении неизбежно психологизирует
понятие дружбы.
Уже у пятиклассников
наряду с развитием групповых
товарищеских отношений начинается
обособление более интимных группировок (из 2-3 человек),
связанных общими тайнами, сокровенными
разговорами и т.д. Ребята стараются не
только что-то делать вместе, но постоянно
беседуют друг с другом, прекращая разговор,
если подходит посторонний. Таким образом,
дружба и товарищеские отношения - это
не одно и то же. В чем разница между ними?
Товарищество представляет собой чувство
солидарности с членами коллектива, к
которому принадлежишь. Оно не обязательно
предполагает личную симпатию к каждому
из них в отдельности. Товарищей (по классу,
по отряду в лагере, например) не выбирают,
товарищами делает людей совместная деятельность.
Дружба основана на индивидуальном выборе
и личной симпатии к другому человеку.
Как правило, у человека близких друзей
гораздо меньше, чем товарищей, приятелей.
Понятие дружбы связывается с доверием
между людьми, их душевной близостью, пониманием,
признанием. Дружеские отношения очень
интимны, эмоциональны, другу можно открыться.
Друг это человек, к которому "я могу
войти, не надевая никакого мундира, не
исповедуя никакого Корана и не отрекаясь
ни от чего, что принадлежит моей внутренней
родине, - писал Сент-Экзюпери. - Рядом с
тобой мне нет надобности не каяться, ни
оправдываться, ни доказывать ... И я благодарен
тебе за то, что ты принимаешь меня со всем,
что есть во мне".
Как и все прочие
человеческие отношения, дружба
регулируется определенной системой
знаний, правил.
Неписанные правила
дружбы.
1) Обмен
Делиться новостями
о своих успехах
Выказывать эмоциональную
поддержку
Добровольно помогать в
случае нужды
Стараться, чтобы другу
было приятно в твоем обществе
Возвращать долги и
оказанные услуги +
2) Интимность
Уверенность в друге
и доверие к нему
3) Отношение к третьим
лицам
Защищать друга в
его отсутствие
Быть терпимым к остальным
его друзьям +
Не критиковать друга публично ++
Скрывать доверенные
тайны ++
Не ревновать и не
критиковать прочие личные отношения
друга ++
4) Координация
Не быть назойливым, не
поучать +
Уважать внутренний мир
и автономию друга ++
Самыми важными
представляются шесть правил, не отмеченных крестиками, так как
они отвечают всем четырем критериям:
единодушно признаются важными для дружбы;
отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся
и высоко оцениваемые отношения от низко
оцениваемых; несоблюдение этих правил
считается вероятной и уважительной причиной
прекращения дружбы.
Правила, отмеченные
одним крестиком, отвечают трем
критериям, но не позволяют
отличить близких друзей от
менее интимных. Иными словами,
они важны для обычных уровней
дружбы, но при особенно тесных
отношениях могут быть нарушены: близкие друзья
не считаются одолжениями, прощают нетерпимость
к общим знакомым и даже некоторую назойливость.
Правила, отмеченные
двумя крестиками, отвечают двум
критериям: они считаются важными
и их нарушение может способствовать
прекращению дружбы, однако оценка глубины
дружеских отношений от них не зависит.
Эти правила - избегать публичной критики,
хранить доверенную тайну, не ревновать
к третьим лицам и уважать личный мир другого
неспецифичны для дружбы, они действуют
во многих других личных отношениях и
ситуациях. Обычно в качестве друзей предпочитаются
сверстники своего пола. Мальчики дружат
с мальчиками, девочки с девочками. Привилегированное
положение и особая эмоциональность юношеской
дружбы в известной мере обусловлены неразвитостью
других каналов межличностной коммуникации.
С появлением любви значение и эмоциональный
канал дружбы несколько снижаются. Друг
становится, прежде всего, хорошим товарищем.
Итак, в развитии
эмоциональных отношений есть
свои стадии. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный.
5.2. Выбор партнера. Возникновение
симпатии
Важную роль в
выборе партнера играют представления
о том, каким должен быть
любимый человек, они как бы
служат эталоном выбора и критерием
его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.
Согласно первой, идеальный
образ любимого предшествует
выбору реального объекта, побуждая
личность искать того, кто бы
максимально соответствовал этому
образу. Большинство людей действительно
имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого,
с которым они сравнивают своих избранников.
Исследователь К. Штарке сравнил представления
молодых людей с тем, каким должен быть
любимый человек, с их оценкой своего реального
избранника по четырем пунктам: "заботиться
о сексуальной гармонии", "разделять
достижения и трудности", "обладать
спортивными интересами", "придерживаться
принципа равного распределения семейных
обязанностей". Совпадение идеала и
действительности, особенно по первым
двум пунктам, оказалось очень высоким.
Однако совпадение
идеала и действительности наблюдается
далеко не всегда. Идеальный образ
любимого, особенно у молодых,
неопытных людей, большей частью
весьма расплывчат и содержит
много нереальных завышенных
или неосуществимых требований,
тогда как некоторые очень важные качества сплошь
и рядом не осознаются, их значение проясняется
лишь в практическом опыте брака. Кроме
этого, не следует смешивать идеал с эталоном.
Эталон - это принципиально неизменная
единица измерения, не зависящая от свойств
объектов, с которыми она соотносится.
Идеал же - живой, развивающийся образец.
Люди, жестко придерживающиеся эталона,
часто оказываются неудачниками в любви,
потому что они слепы к реальным качествам
избранников. Формула "если я тебя придумала,
стань таким, как я хочу!" звучит в песне
(Эдита Пьеха) гораздо лучше, чем в жизни:
кому хочется жить по чужой, пусть даже
красивой "придумке"? Поэтому далеко
не все люди выбирают любимых "по образцу"
или сравнивают их с каким-то абстрактным
эталоном.
Вторая гипотеза
возникновение симпатии связывает с бессознательной
идеализацией предмета любви, которому
приписываются желательные черты, независимо
от того, каков он на самом деле. Об идеализации
мы с вами уже говорили и видели, что это
не всегда неверное представление о любимом
Третья гипотеза, в
противовес первой, утверждает, что
не идеальные образы определяют
выбор любимого, а, наоборот, свойства
реального, уже выбранного субъекта
обуславливают содержание идеала
по пословице: "Та и красавица,
которую сердце полюбит". (или "не по хорошу мил, а по милу хорош").
Видимо, и здесь есть доля истины. И неслучайно
высокое совпадение черт идеальных и реальных
возлюбленных одни авторы интерпретируют
в духе первой, а другие - в духе третьей
гипотезы. По всей вероятности, все три
гипотезы имеют под собой определенные
основания. Но каково их соотношение? Ответа
на этот вопрос пока нет.
Здесь так же
встает и другой вопрос: какие
факторы определяют появление
симпатии к другому, если человек
не руководствуется никаким идеалом?
Таких факторов несколько, это:
- свойства объекта симпатии,
- свойства субъекта симпатии.
- соотношение свойств между субъектом и объектом,
- особенности взаимодействия людей,
Рассмотрим их по
порядку.
1. На первых этапах
общения заметнее всего будет
воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик
человека, не требующих для своего опознания
сколько-нибудь длительного времени, таких
как социально-демографическая принадлежность,
социальный статус и т.д. Главной из таких
характеристик является внешность, степень
физической привлекательности. Большинство
исследований свидетельствует о том, что
именно красивые люди возбуждают симпатию
окружающих.
Но следует отметить,
что единого эталона красоты
нет, представления о красоте
человека многообразны, тем более
для людей разных культур. Единственной характеристикой
тела, связывающейся с физической привлекательностью
во всех известных культурах является
развитие мускулатуры и рост у мужчин.
Столь же жестким правилом является требование
того, чтобы мужчина был выше и физически
сильнее женщины.
Но оказывается,
что более высокий уровень
физической привлекательности не
обеспечивает стабильного успеха
в долговременных отношениях. Например,
в исследовании Н.Г. Шевцовой
было показано, что физическая
привлекательность супругов не
влияет на взаимоотношения в семье и стабильность
брака. Интересен и такой факт. Известно,
что популярность женщин среди мужчин
больше связана с красотой, чем популярность
мужчин среди женщин (юноши почти всегда
говорят, что жена должна быть красивой,
девушки выбирают мужей, меньше ориентируясь
на их красоту - "мужчине не обязательно
быть красивым" или более просторечный
вариант "мужчине достаточно быть чуть
привлекательней обезьяны"). Но удовлетворенность
общением, необходимая для продолжения
контакта, коррелирует с физической привлекательностью
партнера для женщин на уровне 0,60, а для
мужчин - только на 0,39. То есть реально
женщины больше ориентируются на внешние
данные партнера, чем мужчины.
Наряду с тенденцией
выбора наиболее красивых существует
и иная: предпочтение партнеров того же, что
и у себя самого, уровня физической привлекательности.
Правда, эта тенденция выражена гораздо
слабее, чем склонность к выбору наиболее
красивых. Можно предположить, что в основе
предпочтения красивых или некрасивых
лежит не столько стремление выбрать себе
"равного" или самого красивого партнера,
сколько прогноз его реакций на себя. Как
показал Т. Хастон, в случае уверенности
испытуемого в отношении к себе со стороны
партнера он выбирает наиболее красивого
из всех возможных, при отсутствии такой
уверенности - ориентируется на средний
или даже низкий уровень физической привлекательности.
Помимо внешности
на влечение к другому человеку
влияют социальные характеристики
человека, такие как статус, образование,
профессия и т.д. В большинстве случаев симпатия положительно
коррелирует с достоинствами объекта.
Но у этого правила есть серьезные ограничения:
"слишком" большая выраженность у
человека положительных характеристик
снижает симпатию к нему.
Такие данные, в
частности, получил Э. Арансон. Он провел следующий эксперимент.
Четырем группам испытуемых предъявлялась
магнитофонная запись интервью с одним
и тем же человеком. Испытуемым первой
группы интервьюируемый представлялся
человеком весьма компетентным 82 % его
ответов были правильными, он хорошо учился
в школе и т.д. Для второй группы испытуемых
то же самое сопровождалось другим текстом
- интервьюируемый представлял человека
невысокой компетентности, отвечая правильно
на 30 % вопросов, средне учился в школе,
работал не на престижной работе. Третья
и четвертая группы получали информацию,
идентичную первой и второй за тем исключением,
что в конце беседы опрашиваемый проливал
на себя чашечку кофе и восклицал при этом:
"О, боже, я облил новый костюм". Это
должно было снизить его компетентность
в глазах наблюдателей. Испытуемые каждой
группы должны были оценить насколько
им понравился человек, беседу с которым
они выслушали. Оказалось, что большую
симпатию интервьюируемый вызвал в третьей
группе испытуемых, меньшую в четвертой.
Таким образом, пролитый высококомпетентным
субъектом кофе повышал симпатию к нему,
в случае низкокомпетентного субъекта
пролитый кофе уменьшал и так невысокую
симпатию к нему. Этот парадоксальный
факт имеет ряд объяснений. Во-первых,
слишком высокая компетентность человека
может способствовать снижению самооценки
его партнера, повышению тревожности и,
следовательно, приводит к стремлению
избегать общения с ним. Во-вторых, предельная
выраженность у человека положительных
свойств может ассоциироваться с рядом
негативных личностных характеристик.
На симпатию к
другому человеку влияют и
некоторые особенности вербального
и невербального поведения объекта.
Так, большей популярностью пользуются
люди, предпочитающие смотреть в
глаза собеседнику. Резко повышает
привлекательность человека улыбка. Немалую роль
играет тембр голоса, конституциональный
тип и т.д.
Значимой детерминантой
симпатии является склонность
человека к самораскрытию. Откровенность,
открытость человека повышают
симпатию к нему, если только
не повышают уровня, принятого в данной культуре. Излишняя
душевная обнаженность перед незнакомым
человеком вызывает антипатию.