Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

Впоследствии при анализе  результатов данного теста именно эта шкала будет использована для того, чтобы выявить силу воздействия, и для каждого человека она  будет разная. Далее используется внешняя классификация ценностей, и все вопросы распределяются по жизненным сферам. В результате внешняя классификация ценностей по сферам даст содержание самих вопросов, а внутренняя классификация по уровням будет источником шкалы оценки этих вопросов.

 

Вместе с тем надо осознавать, что каждый встреченный  человеком в жизни феномен, так  или иначе, находит свое ценностное отражение, поэтому при построении такого теста надо четко осознавать, какие ценности необходимо выявить. Вероятнее всего вопросы должны быть построены в форме проблемных ситуаций.

 

Например:

 

- Если вы подвергнетесь  пыткам с требованием отказаться  от убеждения, что земля круглая,  сделаете ли вы это? 

 

- Если вас попросят  отказаться от убеждения, что  земля круглая, сделаете ли вы это?

 

- Если ваш партнер  устроит вам скандал с целью,  чтобы добиться от вас признания,  что земля круглая, добьется  ли он своей цели? И так далее. 

 

Таким видится общий  алгоритм построения теста по диагностике  ценностей. Он показывает, что таких тестов должно быть достаточно много, и что в каждом случае необходимо строить свой собственный тест, если никто до нас не пытался исследовать те же самые ценности. Вместе с тем, возможно и построение системы тестовых вопросов, исследующих наиболее распространенные ценности, на основе их внешней классификации. В любом случае, возможность построения тестов по выявлению и диагностике личностных ценностей требует дополнительного

 

56

 

исследования. Для получения  достоверных данных такой тест, как  и любой другой, надо использовать несколько раз, кроме того, разрабатываемые тестовые методики должны подчиняться всем правилам построения и использования такого рода методов исследования.

 

Таким образом, существует две методики выявления и диагностики  ценностей, а именно: методика целенаправленных воздействий и регистрации их последствий и тестовая методика.

2.2. Конфликты ценностей  и неврозы 

 

В этом параграфе мы рассмотрим ценностные конфликты и их возможное  влияние на психическое здоровье личности. На наличие ценностных конфликтов указывали многие исследователи, однако, в основном, значение и виды таких конфликтов обозначены в работе Н. Гартмана - Ценности [9]. Рассматривая виды ценностных конфликтов, Н. Гартман [9] указывает, что истинными конфликтами являются конфликты между ценностями одного уровня иерархии, однако, по его мнению, встречаются и псевдоценностные конфликты, когда ситуация требует реализации только одной ценности из возможных многих.

 

В соответствии с Н. Гартманом [9], ценностные конфликты представляют собой наличие противоречащих друг другу ценностей одного уровня иерархии. Сам исследователь, рассматривая роль и значение ценностных конфликтов, указывал, что они являются мощнейшим источником развития личности. Однако ни механизм возникновения, ни иные следствия наличия конфликта ценностей автором затронуты не были. Указывают на значение ценностных конфликтов и психологи, однако почти все они, за исключением, быть может, В. Франкла [74], не придавали им должного значения.

 

Наше понимание этого явления  в целом будет вестись в  соответствии с изложенной Н. Гартманом [9] концепцией. Прежде всего, мы будем  понимать под ценностными конфликтами  наличие противоречивых ценностей  одного уровня иерархии. Появление  ценностных конфликтов может быть обусловлено двумя не противоречащими факторами. Первый из них - это наличие двух возможных удовлетворительных реакций на один и тот же раздражитель и формирование двух разных запретов в качестве возможных ответов на такой раздражитель. Например, личность может иметь две возможных ценности честности. С одной стороны, его удовлетворяет, когда он всегда

 

57

 

говорит правду, с другой - его может  удовлетворять и замалчивание как  ответ на какой-либо вопрос о его  жизни.

 

Вторым фактором возникновения ценностного конфликта может быть обозначенный Н. Гартманом [9] псевдоценностный конфликт, когда ситуация позволяет реализовать ценности из различных сфер. Так, например, человеку требуется оценить другого человека. В процесс такой оценки могут быть вовлечены различные ценности. В зависимости от выбранной сферы, он может оценивать личность с точки зрения профессиональной сферы, а может, с точки зрения ее личностных качеств, и тогда мы будем наблюдать ценностный конфликт, когда с точки зрения профессиональных качеств личность оценивается одним способом, а с точки зрения личностных качеств - другим. В этом случае в процесс оценки человека будут вовлечены различные ценности оценивающего. Или с точки зрения одних позиций человек может любить собственную мать, а с точки зрения других - ненавидеть.

 

Механизм ценностного выбора в  ситуации ценностного конфликта, вероятно, сводится к тонкому осознанию  уровня иерархии вовлеченных в ситуацию ценностей, так как ни одна ценность, за исключением ценностей самых  высоких уровней иерархии, не остается постоянно на одном уровне, и сила запрета находится в некотором колебании. Кроме того, так как существует тонкое различие между силами запрета разных ценностей, то механизм выбора в ситуации конфликта есть, по сути, решение вопроса о сравнении сил запрета вовлеченных ценностей в данном месте в данное время, и выбор осуществляется в зависимости от того, какой запрет в данной ситуации сильнее. Отсюда и различные ответы на одинаковые раздражители, когда, казалось бы, ожидается типичная реакция на типичные раздражители. Причина этого может быть в том, что произошло тонкое смещение относительной силы ценностей. Таким же образом осуществляется выбор и в случае ценностных конфликтов второго типа, только происходит бессознательное определение наибольшей важности возможных сфер.

 

Следует отметить также следующее. Ценностные конфликты первого и  второго типа не противоречат друг другу. Поэтому подчас выбор осуществляется сперва между возможными сферами, то есть решается, какая сфера имеет  большую ценность, а затем, какая ценность в данной сфере из близких по уровню имеет более сильный запрет в данном месте в данное время. Такой выбор может осуществляться в любой последовательности. Однако необходимо иметь в виду: ценность, которая

 

58

 

не была выбрана, все равно продолжает действовать и требует определенной энергии для нейтрализации своего действия. Иначе говоря, человек должен объяснить сам себе, почему он выбрал то или иное. Необязательно объяснить вербально, но каким-то образом скомпенсировать стремление к действию иной противоположной ценности, пусть и бессознательно.

 

В. Франкл [74] называет одной из причин образования неврозов наличие ценностных конфликтов. Вместе с тем, влияние  ценностных конфликтов на развитие невроза  и на механизм его образования автором не показан. В своем учебнике по психиатрии В. П. Самохвалов указывает о неврозах следующее: «Эта группа расстройств связана преимущественно с психологическими причинами и внешними факторами…»[62, с.189]. Таким образом, неврозы непосредственно связаны с психологическими факторами, однако, не будучи психиатрами, мы не будем настаивать на том, что только неврозы, заметим лишь, что о неврозах пишет и В. Франкл. Далее В. П. Самохвалов кратко рассматривает все существующие теории неврозов. В том числе он указывает на физиологическую теорию невроза, он пишет: «Физиологические объяснения невроза связаны со школой И.П. Павлова, согласно ей невроз является результатом столкновения противоречивых стимулов, которые создают ситуацию неопределенности рефлекторного ответа; клиника, таким образом, есть результат конфликта между побуждениями» [62, с.189]. Такое объяснение невроза очень близко к ситуации ценностного конфликта. Ценностный конфликт создает невротическую ситуацию в двух направлениях. Первое направление - это невозможность выбора решения. Второе - затраты на подавление альтернативы. Рассмотрим их подробнее.

 

Наличие противоречивых ценностей  приводит к усложнению выбора в принятии решения. Во-первых, человеку сложно сделать  выбор потому, что он не может понять, что для него приоритетно, наиболее важно. Это, в свою очередь, является причиной для роста сомнений и, как следствие, внутренней психической дестабилизации личности. С другой стороны, это же приводит к нарушениям адаптации во внешней среде, так как решения, в которых сомневаются, не могут быть реализованы с должной четкостью и уверенностью, ибо человек всегда находится под грузом возможного неправильного выбора и сомнений. Все эти факторы способствуют формированию неуверенности человека в себе и, как следствие, нарушению его функционирования, как внутреннего, так и внешнего.

 

59

 

В свою очередь, компенсация действия противоречащих ценностей приводит к нарушению внутреннего энергетического  баланса личности. Так как требуются  значительные затраты энергии для подавления действия противоречащей, не выбранной в данной ситуации ценности, или нескольких ценностей. И чем ближе в иерархии ценностей эти ценности к реализуемой, тем больше требуется энергии для их подавления.

 

Кроме того, в тех случаях, когда происходят изменения иерархии ценностей в процессе реализации решения, решение может быть не реализовано до конца, так как принимается другое решение, в соответствии с той ценностью, которая стала приоритетной, и такая ситуация может происходить не раз, особенно в ситуациях, требующих долговременного разрешения. В результате будет нарушаться сама структура действия как такового, сама ситуация может стать неразрешимой никаким образом, как вследствие упущенного времени, так и вследствие невозможности провести окончательное решение, из-за постоянного изменения положения ценностей в ценностной иерархии.

 

Все эти факторы говорят о  том, что ценностные конфликты могут  приводить к более или менее  серьезным нарушениям психики и  поведения, которые, в свою очередь, вероятно, могут определяться как те или иные психические заболевания, например, как неврозы или, возможно, депрессии.

 

Еще одним фактором, создающим невротическую  ситуацию в психике, является невозможность  реализовать ту или иную ценность. Когда эта ценность является ценностью достаточно высокого порядка, то, продолжая действовать в человеческой психике, она отвлекает большое количество энергии на ее нейтрализацию. Казалось бы, такой ценности образоваться не может, ведь мы писали, что ценность образуется как потребность ответа на действующий раздражитель, однако это все-таки возможно.

 

Видятся два пути образования ценности, которая в дальнейшем реализовываться  не может. Первый путь - это ситуация изменения условий окружающей среды. Так, например, ценностью человека было зарабатывать большие деньги, однако ситуация изменилась, и он уже не может зарабатывать так много, как раньше, а ценность осталась, и она продолжает действовать. Это приводит к состоянию фрустрации и неудовлетворенности. Вторым путем является наличие внутренних раздражителей, которые заставляют человека сформировать ценность, которую невозможно или очень сложно реализовать во внешнем мире.

 

60

 

Так, например, мужчина может иметь  потребность общаться с женщинами  только с конкретными определенными внешними данными, это может стать ценностью, причем запретом высокого порядка, однако реализовать такую ценность в реальном мире может быть весьма сложно. Создается ситуация неудовлетворенности. Ценность действует, а реализовать ее нельзя, в результате требуется истратить некоторое количество энергии на ее нейтрализацию. В результате, невозможность реализации ценностей является одним из факторов невротизации психики, и представляет собой классический внутренний конфликт, суть которого - противоречие между желаемым и действительным.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что конфликты ценностей в  целом отягощают психику и  при формировании ценностей весьма желательно избегать их образования  и формировать систему ценностей  без конфликтов. Разумеется, исключить конфликты второго вида полностью невозможно, но сформировать систему ценностей человека таким образом, чтобы она была лишена противоречивых ценностей, представляется реальным и делать это весьма и весьма желательно.

2.3. Психологическая дистанция

 

Определение:

 

Подробное обсуждение проблем психологической  дистанции изложено, в частности, в работе А. В. Журавлева и Е. В. Шороховой «Психология совместной жизнедеятельности малых групп  и организаций» [18]. Большая выдержка из этой работы с описанием основных имеющихся концепций приводится нами в Приложении №6. Авторы, в частности, отмечают:

 

«В психологии общения для описания психологического пространства между  общающимися сторонами в числе  других используется понятие «дистанция - функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры... Но нередко это препятствия смысловые или духовные».

 

Таким образом, независимо от используемой в литературе терминологии (социальная, психологическая, «симпатическая» и т.п. дистанция), можно выделить три основных подхода.

 

Первый подход характерен для изучения межличностных отношений, он не рассматривает  принадлежность к социальным группам.

 

61

 

Дистанция между людьми определяется, в основном, их симпатиями и взаимопониманием.

 

Второй подход характерен для исследований межгрупповых отношений. Дистанция  определяется объективными социальными, экономическими, национальными и  другими различиями.

 

Третий подход: в психологии общения  под дистанцией нередко понимается физическое расстояние, которое индивид стремится сохранить между собой и другим человеком.

 

Ни один из трех подходов к рассмотрению психологической дистанции не объясняет  сущность такой дистанции. Из исследований не ясно, что же является реальным показателем близости, введение же таких факторов, как вовлеченность одного в дела или жизнь другого, требует своих пояснений, так как не очень ясно, что такое сама эта вовлеченность. В рамках подхода к динамическим ценностям выявляется сущность психологической дистанции. Мы считаем, что психологическая дистанция есть суть показатель уровня ценностей, вовлеченных во взаимодействие между партнерами.

Информация о работе Психология семьи как система