Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа
За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.
Само по себе взаимодействие есть суть взаимодействие между ценностями. Иначе говоря, любой контакт есть отражение реальных или декларируемых ценностей. Даже самые простые по сути взаимодействия, как, например, если я говорю другому - «Иди сюда», я тем самым показываю реальный или декларируемый интерес для меня этого другого. Если я говорю: - «Я считаю, что картошка вкусна», я показываю другому ценность для меня этой самой картошки. Любое взаимодействие между людьми или группами есть суть взаимодействие ценностей этих людей или этих групп.
Однако, вступая во взаимодействие, индивидуумы вовлекают в него не все свои ценности, начало любого контакта характеризуется, как правило, тем, что в него вовлекаются только ценности низкого порядка, то есть легко подверженные изменению. Взаимодействие на уровне ценностей низкого порядка будет характеризовать большую психологическую дистанцию, так как в него не вовлечены наиболее важные для индивидуумов ценности. Со временем или под влиянием определенных обстоятельств во взаимодействие могут вовлекаться ценности более высоких порядков, что может провоцировать как рост взаимопонимания, в случае совпадения этих ценностей, так и, напротив, конфликтность.
62
Фактически можно утверждать, что наименьшая психологическая дистанция определяется тем, ценности каких порядков совпадают у двух индивидуумов. Иначе говоря, возможная наименьшая психологическая близость коренным образом зависит от совпадения ценностей, которые оба индивидуума не могут или не готовы изменить.
В самом деле, если двое сталкиваются с ценностью, от которой ни один из них не сможет отказаться, то данная ценность не будет вовлечена во взаимодействие, потому что она будет вызывать постоянный конфликт такого взаимодействия. Вместе с тем, такая схема, хотя и представляется в сущности верной, не описывает всей сложности взаимодействия индивидуумов, так как возможны варианты, когда разные ценности одного и того же порядка могут как совпадать, так и не совпадать у двух индивидуумов. Кроме того, одна и та же ценность может занимать различное место в иерархии двоих. Так, например, один может быть убежден, что определенный уровень материального благосостояния крайне важен для его партнера, а другой - что он только желателен, но в крайнем случае можно общаться и без этого.
Такая картина создает довольно
сложное представление о
Представление о динамических ценностях также раскрывает возможность измерения психологической дистанции в данном конкретном взаимодействии. Для этого необходимо выявить уровень тех ценностей, который вовлечен в данное взаимодействие у двух или большего количества индивидуумов. Такое выявление может быть реализовано как при помощи наблюдения, так и с использованием тестовых методик. Данное представление о психологической дистанции также отвечает на вопрос о дистанции типичных взаимодействий, однако любая типизация является лишь общей схемой и из нее возможно практически неограниченное количество исключений, поэтому в случае необходимости определения психологической дистанции данного конкретного взаимодействия
63
необходимо использовать соотвествующие методики диагностики. Вместе с тем, шкала типичных взаимодействий представляется следующей:
Брачные отношения - в эти отношения, как правило, вовлечены ценности самых высоких порядков, поэтому психологическая дистанция представляется наибольшей.
Дружба - в дружеские отношения вовлечены все-таки ценности меньших порядков, отношения эти более лабильные, так как вовлеченные в эти отношения индивидуумы используют ценности, от которых они все- таки могут под влиянием тех или иных обстоятельств полностью отказаться или изменить их в большей или меньшей степени.
Профессиональные
Приятельство (хорошее знакомство) - характеризуется небольшой психологической дистанцией, так как ценности, вовлеченные в это взаимодействие, достаточно лабильны и индивидуумы могут их изменять достаточно легко.
Вражда - наиболее парадоксальным выводом с точки зрения предлагаемого подхода будет представление о том, что вражда - это всегда очень близкая психологическая дистанция, так как вражда возможна лишь там, где затронуты запреты, отказаться от которых или изменить которые индивидуум не в силах. Для образования вражды между двумя или более людьми должно создаться такое взаимодействие, когда происходит несовпадение ценностей самых высоких порядков.
Такой взгляд на вещи лежит в плоскости представлений Конрада Лоренца, изложенных им в работе «Агрессия», в соответствии с которыми любовь есть производная ненависти. Так и вражда есть производная близости. С тем, однако, исключением, что вражда возникает тогда, когда потребность в близости есть, а возможность ее реализации отсутствует.
Любовь. Наверное, ни одно слово в мире не имеет такое количество значений, как слово «Любовь». Мы, разумеется, не ставим здесь задачу дать окончательное определение. Но в том контексте, о котором
64
идет речь, любовь понимается как
форма позитивных взаимоотношений,
характеризующихся ощущением
В результате можно говорить о том,
что для перехода на более близкую
или более дальнюю
Таким образом, психологическая дистанция есть мера вовлеченности ценностей тех или иных порядков в процесс взаимодействия индивидуумов.
2.4. Совместимость партнеров
Рассматривая вопрос о совместимости партнеров, необходимо отметить, что в психологии выделяют несколько групп теорий, объясняющих это явление и предлагающих основные законы совместимости. Подробнее эти теории изложены в Приложении 5.
К индивидуалистическим теориям относится психоаналитическая теория родительского влияния, в соответствии с которой происходит идентификация с родителем своего пола и в дальнейшем через поиски супруга, похожего на родителя противоположного пола.
65
Теория комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга [3, 4].
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их [3, 4].
Теория «стимул-ценность-роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры» [3, 4].
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Теории фильтров придерживается и немецкий ученый Р. Зидлер [3, 4].
Все рассмотренные теории описывают те или иные стороны выбора партнера, однако ни одна из них не описывает стратегии идеального действия, иначе говоря, ни одна из вышеперечисленных теорий не отвечает на вопрос: как должен поступать индивидуум при выборе своего партнера, так, чтобы этот выбор был оптимальным? А между тем, ответ на данный
66
вопрос представляется более чем актуальным, фактически его ищет каждый человек, когда сталкивается с проблемой выбора партнера.
Наиболее близки нам взгляды Б. Мурстейна, А. Керкгофа, К. Дэвиса и Р. Уинча, где авторы рассматривают анализ сходства ценностей партнеров, однако, заметим, никто из них не указывает, какие ценности должны совпадать, или должны ли совпадать все ценности вообще или какая то их часть.
Между тем, рассматривая вопрос совместимости партнеров с точки зрения изложенной в первой части запретной теории ценностей, обращают на себя внимание следующие факторы. Во-первых, в том случае, если ценности высшего порядка противоречат друг другу у обоих партнеров, то никакого нормального контакта создаться не может. Очевидно, что противоречие запретов, от которых ни один из партнеров не может отказаться никоим образом, сразу же приведет к жесткому ценностному конфликту между ними, так как каждый из них будет настаивать на своем и не согласится на компромисс. Например, если один из партнеров категорически хочет детей, а другой категорически не хочет, причем ценность детей у каждого находится на самом высоком уровне, то есть человек не согласен изменить эту ценность под воздействием каких бы то ни было обстоятельств, то контакт между ними будет невозможен. Точнее говоря, раньше или позже они все равно будут вынуждены расстаться потому, что один из них будет настаивать на детях, а другой, столь же категорично, будет противиться появлению детей. Таким образом, одним из условий совместимости партнеров является отсутствие противоречий в их ценностях высших порядков.
Возможен, однако, и другой вариант,
а именно наличие в системе
ценностей одного из партнеров ценности
высокого порядка, в соответствии с
которой наличие партнера является
важнейшей ценностью в
67
представляется неверным, думается, что в редчайших случаях такое все же возможно.