Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

В том случае, если данная ценность приоритета ценностей партнера над собственными совпадает у двоих (что представляется, однако, практически невозможным) контакт едва ли будет иметь место быть, так как оба они начнут уступать друг другу, ибо эта ценность потребует своей немедленной реализации, и в результате эти люди едва ли смогут взаимодействовать вообще.

 

Однако, совпадение ценностей не только высоких ,но и низких порядков (то есть тех, которые индивидуум может быть готов легко изменить) представляется избыточной и не ведущей к полноценному партнерству. Связано это с тем, что встретив полностью совпадающую систему ценностей, человек не сможет взять от своего партнера ничего нового, этот контакт не будет способствовать взаимному психологическому развитию партнеров, в силу того, что любое развитие есть суть конфликт, а при наличии полного совпадения всех ценностей, такой конфликт заведомо исключается, так как непонятно, что с чем будет вступать в конфликт, если ценности всех порядков совершенно одинаковые и разделяются обоими партнерами.

 

Таким образом, одним из условий  хорошей совместимости партнеров  является условие несовпадения ценностей  низших порядков. Впрочем, в силу индивидуальной специфичности развития каждого  человека, а также вследствие гендерных  различий полного совпадения систем ценностей двух людей существовать не может. Можно предполагать, что одной из причин распространенности и поиска гомосексуальных связей является поиск совершенно идентичной системы ценностей у своего партнера, что в случае с противоположным полом практически невозможно.

 

Однако, создается вопрос, какие  конкретно ценности в системах ценностей  современных людей, как правило, являются ценностями наиболее высоких  порядков? Рассматривая классификацию  ценностей мы осветили этот вопрос только в общем виде, по многим соображениям конкретно удобнее это сделать здесь. Самый общий ответ на этот вопрос заключается в том, что ценностями наиболее высоких порядков являются ценности, прошедшие наибольшее количество подкреплений. Ибо чем больше раз ценность показывала свою эффективность, тем сложнее от нее отказаться (или ее изменить) в дальнейшем. Однако какие конкретно это ценности?

 

68

 

Прежде всего, это ценности бытовые, бытовые стереотипы поведения усваиваются  нами в детстве, как правило, передаваясь  путем небиологического наследования (через передачу опыта) от родителей и закрепляясь в повторении десятки и сотни тысяч раз. Изменить бытовые стереотипы поведения как правило очень сложно, и мало, кто согласен вести себя в быту не так, как он привык в детстве, а как-то иначе. Именно поэтому при выборе партнера очень важно совпадение бытовых ценностей, то есть стереотипов поведения в быту. И именно поэтому же большая часть всех конфликтов происходит между супругами именно на бытовой почве. И чем сильнее отклонение в этих ценностях, тем больших конфликтов следует ожидать.

 

Вторым моментом является совпадение сексуальных потребностей и стереотипов. Являясь биологической потребностью, секс по условию занимает высокое  положение в ценностной иерархии большинства людей. Большинства, не значит всех, известны случаи, когда секс как ценность находился на очень низких иерархических позициях. Однако, как правило, это не так и секс занимает высокое место в иерархии ценностей индивидуумов. Проблема сексуальной совместимости важна еще и тем, что в отличие от многих других ценностей, сексуальные ценности очень часто жестко вытесняются и несовпадение сексуальных ценностей, может прикрываться конфликтом иных ценностей. Так, будет проявляться вытесненный ценностный конфликт. Как правило, у каждого индивидуума существуют свои собственные количественные и качественные сексуальные ценности, способность к лабильности (способность к изменению) таких ценностей в силу биологической их природы очень часто крайне низка, человек бы рад изменить свои сексуальные ценности, да не может, ибо тело требует свое. Поэтому крайне желательно совпадение сексуальных ценностей. Однако, совпадения этих ценностей достаточно для хорошего контакта только в том случае, если эти ценности являются высшими у обоих партнеров.

 

Вместе с тем, с одной стороны, значение сексуальных ценностей  в процессе жизни меняется и, с  другой стороны, в системе ценностей  любого человека существуют и иные ценности высоких порядков. Поэтому  построить прочный долговременный союз на совпадении только сексуальных ценностей представляется мало реальным, хотя можно предположить, что такие пары все-таки существуют, но по названным причинам это видится скорее как большое исключение, нежели как правило.

 

69

 

Все иные ценности, кроме бытовых  и сексуальных, могут занимать высокое  положение в иерархии исключительно  индивидуально. Так, например, у кого-то любовь к родине может стоять на первом месте и от этой любви он не сможет отказаться ни при каких  обстоятельствах, у кого-то любовь к употреблению спиртных напитков, которая в случае алкоголизма переходит на уровень биологической потребности и потому человеку крайне сложно ее изменить, у кого-то ценностью высокого порядка является социальное или материальное положение партнеров, и так далее, примеров можно привести очень и очень много. В результате всякий раз требуется проводить диагностику системы ценностей предполагаемого партнера.

 

Вместе с тем, одной из ключевых проблем является незнание индивидуумами  собственной системы ценностей и осознание расположения этих ценностей в индивидуальной иерархии. В результате это приводит к тому, что человек просто не осознает, какой конкретно партнер ему нужен и почему. Именно поэтому процессу поиска должна предшествовать стадия всестороннего изучения собственных ценностей. В результате алгоритм выбора партнера (будь то друга или будущего супруга) представляется следующим.

Изучение собственных ценностей  на основании наблюдения за собственным  поведением. Например, для того, чтобы мне узнать, насколько для меня важно то, как я мою посуду, мне надо посмотреть, насколько спокойно я отношусь к тому, как моют посуду по-другому. Не вызывает ли у меня это раздражения, негативных эмоций, попытки указать, как надо это делать. Результатом данной стадии должно быть осознание своих собственных ценностей высокого порядка, отказ от которых невозможен.

Изучение системы ценностей  предполагаемого партнера путем  наблюдения и создания ситуаций, в  которых проявляются ценности, наиболее важные для самого человека. Продолжая пример, надо создать ситуацию, когда будущий партнер будет вынужден помыть посуду. Результатом этого этапа будет выявление высших ценностей предполагаемого партнера.

Изучение сексуальных ценностей  предполагаемого партнера. Необходимо определить сексуальную совместимость. Данная стадия является частью второй стадии. Именно поэтому до вступления в брак крайне желательно пожить некоторое время вместе - если все остальные ценности возможно, хотя и очень сложно, выявить иным способом, то определить реальные сексуальные ценности своего будущего партнера, иначе как пожив вместе, практически невозможно.

 

70

Сравнение собственных высших ценностей  и высших ценностей предполагаемого  партнера. В том случае, если высшие ценности не противоречат друг другу, данный союз может нести за собой долгое партнерство. Если же основные высшие ценности не совпадают и отсутствует сексуальная совместимость, скорее всего данный контакт обречен на провал и лучше всего разойтись с этим человеком и поискать человека с более сходными ценностями.

 

Основной проблемой реализации такого алгоритма является наличие  конфликтов ценностей внутри систем ценностей каждого из партнеров. В том случае, если ценности средних  порядков у каждого партнера вступают в конфликт, создается ситуация, при которой индивидуум требует от партнера того, что не требует. Поэтому одной из наиболее важных составляющих успешного партнерства является разрешение собственных внутренних конфликтов каждым из партнеров, что порой очень непросто.

 

Однако, в результате можно утверждать, что отсутствие противоречий ценностей  высшего порядка и сексуальных  ценностей, а также несходства ценностей  низших порядков является необходимым  условием для создания долговременного  прочного союза, и ведет к успешным партнерским отношениям, а несходство ценностей высоких порядков, ведет к перманентным ценностным конфликтам, где глубина и сила конфликтов прямо пропорциональны разнице между ценностями высоких порядков у двух партнеров.

2.5. Ценности и образование 

 

Анализ литературы по педагогике и образованию, с точки зрения теории ценностей и ценностного процесса, порождает чувство недоумения. С одной стороны, имеется огромное число работ, посвященных формированию ценностных ориентаций любого рода у кого угодно, но именно ценностных ориентаций, а не ценностей, что видится достаточно странным. С другой стороны, просмотрев самые известные учебники по педагогике, мы не обнаружили там прямого указания на наличие такой задачи образования и воспитания, как формирование ценностей. Пожалуй, только в учебнике В. А. Сластенина [65] приводятся косвенные указания на то, что одной из задач процесса образования и воспитания является задача формирования ценностей. Автор указывает, что процесс формирования ценностей относится ко всей образовательной и

 

71

 

воспитательной деятельности и  не принадлежит какому-либо конкретному  ее элементу. В большинстве иных учебников по педагогике присутствуют лишь отрывочные упоминания о формировании ценностей. Мы не можем, разумеется, утверждать, что нигде более в педагогической литературе эта задача педагогики не обозначается как одна из главнейших. Библиография по данному вопросу слишком обширна, и просмотреть ее всю не представляется возможным, и надеемся, что такие источники все-таки присутствуют.

 

Так, ссылаясь на академика Никандрова, В. В. Краевский пишет: «В свете основной цели образования как основы демократического развития страны встает вполне конкретная задача - формировать демократические  ценностные ориентации человека, то есть, по сути - учить демократии» [26]. В источниках по педагогической психологии, например, в учебниках Р. С. Немова [46] и И. А. Зимней [20], также указывается, что одной из задач педагогического процесса является интериоризация ценностей. Р. С. Немов пишет: «С первых лет жизни ребенок встречается с многочисленными правилами поведения, указывающими на то, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, что морально и что аморально. Система поощрений и наказаний, применяемых родителями и другими взрослыми, позволяет ребенку осознать и усвоить нормы и правила поведения. в течение детских и юношеских лет ребенок приобретает способность судить о том, что хорошо и что плохо, у него вырабатываются собственные моральные суждения, складывается соответствующаая система ценностей. Она и составляет третий компонент личности» [46, с.134]. А И. А. Зимняя утверждает: «С позиции аксиологии, этики учение рассматривается как процесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей» [20, с.44].

 

Таким образом, современная педагогическая психология признает, что одной из задач педагогики является формирование системы ценностей. С точки зрения изложенного в первой части механизма  формирования ценностей, образование  и воспитание имеет двоякую задачу такого формирования. С одной стороны, образование сталкивает ребенка с огромным количеством новых раздражителей, с которыми без образования он возможно бы никогда и столкнулся, и таким образом оно способствует расширению его системы ценностей, так как к каждому новому раздражителю он должен выработать свое ценностное отношение и

 

72

 

сформировать по отношению к  нему какую-либо ценность, пусть для  начала и невысокого порядка.

 

Например, столкнувшись с законами Ньютона, он формирует свое отношение  к ним, насколько эти законы представляются для него важными или не важными, хотя у большинства детей этот раздражитель останется ценностью самого низкого порядка.

 

Однако у некоторых из них  он может перерасти в серьезное  увлечение физикой, и со временем по отношению к этим законам сформируется ценность достаточно высокого порядка, то есть более или менее сильный запрет.

 

С другой стороны, воспитание напрямую направлено на формирование запретов, указывая ребенку, что можно, что  нельзя, хотя говорить о том, что оно обязательно способствует интереоризации социальных ценностей, представляется не совсем верным. Оно, конечно, преследует эту цель (в том случае, если эти ценности разделяются воспитывающим), но она будет достигнута лишь в том случае, если данные социальные ценности будут приняты воспитуемым. Если же по тем или иным причинам они будут им отвергнуты, то тогда интириоризации не произойдет, и, скорее всего, будут сформированы декларируемые ценности, а возможно и жесткие ценностные конфликты. Например, при попытке сформировать моральную ценность доброго отношения к людям, которая, безусловно, является одной из социальных ценностей, может случиться следующее. Во-первых, если ребенок находится в среде, где это действительно принято, он может воспринять эту ценность и со временем она займет высокое место в его иерархии ценностей и он действительно постарается относится к людям по-доброму и отзывчиво. Во-вторых, в том случае, если в его окружении не принято доброе отношение к людям, возможно, что ребенок будет только декларировать, что он относится к людям добро и отзывчиво, а на самом деле будет поступать так, как принято в его социальном окружении. Но и в том и в другом случае воспитание будет выступать как фактор формирования ценностей ребенка.

Информация о работе Психология семьи как система