Психология семьи как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Файлы: 1 файл

Психология семьи как система.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

 

На что еще следует обратить внимание. Автор пишет о том, что  любое правонарушение является по содержанию антиобщественным действием. Что это  значит? Это означает, что это действие входит в конфликт с социальными ценностями данного общества, точнее с уголовным правом, которое, как мы покажем в дальнейшем, является одним из показателей таких ценностей. Из этого можно сделать вывод, что любое антиобщественное действие субъективно и в разных обществах оно будет восприниматься по-разному. Начиная от того, что не будет считаться антиобщественным, потому что не противоречит ценностям данного общества, заканчивая тем, что на него могут не обратить внимания, потому что особого урона обществу оно не наносит.

 

Например, съесть человека в новой  Зеландии не считалось антиобщественным поступком и не каралось, а даже поощрялось, а в Европе, в любой  стране преследовалось очень строго вплоть до смертной казни. Социальные ценности Европы и новой Зеландии были различны.

 

Таким образом, можно утверждать, что  ценностный компонент так или  иначе присутствует во всех преступных действиях, и что именно структура  системы ценностей личности является основной причиной возможности совершать  преступления. Не случайно с изменением социально-экономических условий в стране, повлекшим за собой

 

79

 

изменение ценностей людей, количество преступлений существенно возросло. Исчез запрет на совершение преступлений, преступные деяния превратились в допустимые и возможные.

 

Суициды:

 

Рассматривая проблему суицидов, мы будем руководствоваться работой  Старшенбаума «суицидология и кризисная  терапия». Аксиологический подход в  суицидологии хорошо известен, приведем некоторые (впрочем, далеко не все) суждения автора об этом: «Суицидальные реакции не всецело обусловлены тяжелой жизненной ситуацией. Развитие данных реакций, а нередко и самих психотравмирующих ситуаций, связано с наличием определенных неадаптивных установок, которые в неблагоприятных условиях могут приводить к возникновению межличностных конфликтов и суицидальному поведению. Подобные суицидогенные установки связаны с представлением о большей, чем собственная жизнь, значимости лично-семейных или социально-престижных ценностей и формируются под влиянием воспитания, психотравмирующих переживаний и различных микросоциальных воздействий. Указанные установки препятствуют принятию оптимального способа выхода из кризиса, а при повторной утрате или угрозе утраты доминирующей ценности вновь инициируют суицидальное поведение… Как правило, в одиночку кризисные проблемы решить не удается. Выход из кризиса требует микросоциальной и эмоциональной поддержки, а также коррекции суицидогенных установок. В ряде случаев кризисным пациентам необходим тренинг недостающих им навыков адаптации к сложившейся жизненной ситуации. Дифференцированный подход к суицидентам требует клинической квалификации формы суицидоопасной реакции. Таким образом, кризисные проблемы затрагивают ряд областей: психологию, педагогику и психиатрию. Поэтому ведущим методом помощи суицидентам должна быть психотерапия как дисциплина, располагающаяся на стыке этих областей…

 

Описан «суицидогенный комплекс», включающий: 1) сниженную толерантность  к эмоциональным нагрузкам; 2) своеобразие  когнитивной сферы (постоянное или проявляющееся во время кризиса; 3) неблагополучие коммуникативной сферы; 4) неадекватная возможностям личности самооценка (заниженная, лабильная или завышенная); 5) слабость личностной психологической защиты; 6) снижение и утрата

 

80

 

ценности жизни… Коррекция неадаптивных установок осуществляется прежде всего в отношении суицидогенной установки - представления о большей, чем собственная жизнь, значимости той или иной ценности. Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации антисуицидальных факторов. Необходимо отметить, что попытки прямой девальвации ценности, конкурирующей для пациента с ценностью его жизни, могут привести к нарастанию аффективной напряженности и психологического сопротивления психотерапевтическому вмешательству. У пациентов с акцентуацией характера, приводящего в условиях межличностного конфликта к развитию суицидоопасных реакций, необходимой оказывается выработка мотивации к перестройке коммуникационной сферы…» [68].

 

К этому почти нечего добавить, заметим лишь, что высказывания автора начисто опровергают концепцию пирамиды Маслоу, как видим, индивидуум жертвует жизнью довольно часто. Автор приводит статистические данные, согласно которым смерть от суицида является третьей причиной смертности в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Как видим, ценность жизни становится все менее популярной. Это же подтверждает нашу концепцию, согласно которой в структуре ценностных систем индивидуумов могут быть широко распространены запреты более высоких порядков, чем запрет лишать себя жизни. Распространение такого рода ценностей, вероятнее всего, связано с самой основой формирования ценностной системы человека западного общества, суть которой в материальном, но не духовном. А материальное, как известно, преходяще.

 

В результате, столкнувшись с серьезными духовными или физическими проблемами, система ценностей личности не справляется, она просто не может дать личности ответ, что делать в такой ситуации, поскольку сформирована без учета  непреходящих вечных идеалов, которые на западе принято называть Богом. Таким образом, единственное, что остается личности для решения задачи - это уходить из жизни, как единственный способ справиться с проблемой. Формируется ценность более важная, чем ценность выживания, и человек совершает суицидальный поступок.

 

81

2.7. Аддиктивное поведение 

 

Предложенное в первой части  представление о ценностях позволяет  также понять такой вид поведения, которым является аддиктивное поведение. В работе К. С. Лисецкого и Е. В. Литягиной «Психология независимости» в числе прочих работ подробно рассмотрен этот вид поведения. Авторы дают следующее определение аддиктивного поведения: «Аддиктивное поведение понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Основными видами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов»[23].

 

В этой части мы будем говорить, строго говоря, именно о зависимом  поведении, так как с точки  зрения теории ценностей безразличен  объект зависимости, будь то другие люди, живые или неживые объекты. Основные теории, объясняющие аддиктивное поведение, указаны нами в Приложении 5 и взяты целиком и полностью и из упомянутой выше работы. Тем не менее, все их можно разделить на следующие подходы:

Неудовлетворенность - сюда относится классический психоаналитический подход (З. Фрейд), теория развития Адлера, гуманистический психоанализ Фромма, теории Франкла, Роджерса, Маслоу и некоторые другие В соответствии с данным подходом аддиктивное поведение рассматривается как неудовлетворенность теми или иными сторонами жизни индивидуума (в зависимости от конкретной теории) и попыткой заменить данную сторону на объект зависимости, например, алкоголь, табак, или наркотики [23].

Игровые теории - транзактный анализ Эрика Берна и частично теория психосоциального развития Эриксона, предполагают, что аддикт играет те или иные роли, разыгрывающиеся вокруг объекта аддикции, где он находится в центре игры и имеет в ней решающее значение [23].

Кризисный подход - теории Р. Ассаджиоли в соответствии с этим подходом, индивидуум обращается к объекту аддикции в том случае, если не в состоянии разрешить тот или иной психологический кризис, с которыми периодически сталкивается каждый на разных стадиях жизненного цикла [23].

 

82

 

На значение ценностей в формировании и развитии аддиктивного поведения указывают многие авторы (А. Петровский, К. С. Лисецкий, К. Роджерс и др.), однако сущность и механизм влияния ценностей вскрыт ими, на наш взгляд, недостаточно [23]. Причина аддиктивного, да и любого девиантного поведения, по нашему мнению, состоит в формировании специфической структуры ценностной системы индивидуума. В соответствии с этой структурой, в системе ценностей человека формируются ценности высокого порядка, в центре которых стоит объект зависимости, от обладания которым нельзя отказаться даже под влиянием раздражителей достаточной силы.

 

Желание обладать данным объектом становится запретом большой силы, в результате образуется более или менее сильная  зависимость, сила которой тем больше, чем больше мощность запрета, вплоть до состояния, при котором желание обладать объектом больше, чем потребность жить, что может приводить к суицидам. Таким образом, аддиктивное поведение является потенциально суицидальным.

 

Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что аддикции и зависимости принципиально имеются у каждого индивидуума, почти любой человек привязан к тому или иному типу деятельности или объекту, что обусловлено динамикой формирования ценностной системы как таковой.

 

Основное отличие заключается  в самом объекте зависимости. На наш взгляд, необходимо отличать зависимость от психоактивных веществ от всех иных видов зависимости. Отличие состоит в том, что в случае воздействия психоактивных веществ ценностная доминанта, в основе которой лежит любая зависимость, подкрепляется биохимической зависимостью, иначе говоря, она переходит на физиологический уровень и становится более похожа на биологическую потребность, нежели на психическую зависимость. Во всех иных случаях подобного не происходит, поэтому лечение зависимостей от психоактивных веществ и представляет собой такую колоссальную сложность, на что и указывают медицинские источники по данной проблеме. В случае остальных зависимостей проблема лежит чисто в формировании соответствующих ценностей высоких порядков и последующих стереотипов поведения, отражающих данные ценности.

 

83

Часть 3.Социологические следствия  запретной теории Ценностей 

 

Краткое содержание третьей части:

 

В третьей части рассмотрены  вопросы определения, диагностики  и выявления социальных ценностей, ценности социальных систем, организаций и государств, проблема формальных и неформальных ценностей.

 

Рассмотрен вопрос образования  и развития социальных ценностей  с точки зрения запретной теории ценностей. Исследуются проблемы войны  с точки зрения подхода к ценностям как к динамическим запретам.

 

Завершает третью часть анализ проблемы пассионарности как аксиологического явления. Доказывается, что описанная  Л. В. Гумилевым пассионарность является типично ценностным феноменом, показаны причины и следствия возникновения пассионарности с точки зрения запретной теории ценностей.

3.1. Определение социальных ценностей.  Формальные и неформальные ценности. Ценности социальных систем, организаций  и государств 

 

Рассматривая проблему социальных ценностей, необходимо отметить, что анализ специальных исследований показывает, что существует два понимания термина «социальные ценности». Во-первых, социальные ценности определяют как личностные ценности, отвечающие за взаимодействие с социальной системой. Во-вторых, социальные ценности понимают как ценности социальной системы. В нашем исследовании мы будем придерживаться второго понимания, иначе говоря, предметом нашего исследования будут ценности социума, но по традиции мы будем называть их социальными ценностями.

 

Анализ аксиологической литературы производит странное впечатление - специальные  работы по теории социальных ценностей  отсутствуют. Упоминание о таких  ценностях разбросаны по исследованиям. Имеют место быть и эмпирические исследования ценностей конкретных социальных систем, но работ по формированию, определению и практическим следствиям нами обнаружено не было. Это представляется весьма странным, так как, с одной стороны, социальные ценности имеют свою ярко выраженную специфику, отличающую их от ценностей

 

84

 

личностных, с другой стороны, они  являются причиной определенных социальных процессов, которые без использования  концепции социальных ценностей  объяснить представляется затруднительным.

 

Анализ исследований показывает, что  большинство авторов определяет социальные ценности так же, как и личностные, хотя доказать это конкретными цитатами крайне сложно, так как упоминания о социальных ценностях хаотично встречаются в различных работах. Создается впечатление, что вопрос представляется решенным и исследовать тут нечего, разберемся. Исходя из обозначенного в первой части понимания личностных ценностей, мы будем определять социальные ценности как систему запретов различной силы, существующую в социуме. Однако данное определение не отвечает на вопрос, а что мы понимаем под социумом. Как будет показано в дальнейшем, появление системы ценностей характерно для любой группы людей, представляющей собой системную целостность, то есть для людей, объединенных друг с другом некоторыми связями, где общность людей имеет свойства (в данном случае ценности), отличные от свойств (ценностей), входящих в систему людей. Примерами таких общностей являются семья, организация, государство, этнос и многие другие.

 

В нашем исследовании речь пойдет в основном о государстве как  единице социума, так как государство является элементарной единицей социальной системы, для которой доступны основные социальные функции. Такое понимание подтверждается источниками по государству и праву, которые указывают: «Государство - организация (орудие, машина) непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним. Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков.

Информация о работе Психология семьи как система