Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Но самая страшная травма, которая является как физической, так и психологической – это сексуальное насилие.
Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Что такое психологическая травма? 5
2 Сексуальное насилие, как психологическая травма 6
3 Инцест 10
3.1 Факторы, детерминирующие инцест (насилие) 14
3.2 Фазы процесса насилия при инцесте 16
3.3 Формы сексуального насилия 18
3.4 Признаки сексуального насилия 20
4 Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств 23
5 Насилие и этапы личностного развития 31
6 Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Сексуальное насилие как психологическая травма.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

  1. Что такое психологическая травма?                                                              5
  2. Сексуальное насилие, как психологическая травма                                    6
  3. Инцест                                                                                                             10

          3.1 Факторы, детерминирующие инцест (насилие)                                    14

          3.2 Фазы процесса насилия при инцесте                                                     16

          3.3 Формы сексуального насилия                                                                18

          3.4 Признаки сексуального насилия                                                            20

  1. Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств                                                                                                    23
  2. Насилие и этапы личностного развития                                                     31
  3. Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие       38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                    46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внутренний мир ребенка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний. И вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма! Черная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, физическая травма несет с собой и физические потери, которые, на фоне пережитой угрозы для жизни, часто сопровождаются и психологической травмой.

Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Но самая страшная травма, которая является как физической, так и психологической – это сексуальное насилие.

Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищенности и целостности собственного тела, так и чувство уверенности в себе и в близких людях.

Восприятие ребенком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлеченности в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления драматических ситуаций. К счастью, для большинства, особенно для тех, кто не являлся прямым участником трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. И эти дети затем возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться. Но если эти события вызывают посттравматический стресс и при этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности. Всё это, вместе взятое, приводит к сбоям организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

И самые страшные последствия несет сексуальное насилия над ребенком. Это не только ущерб, нанесенный растущему ребенку, но и это последствие влияет на будущее этого ребенка. Обычно ребенку приходится справляться с чувством бессилия, ужасом и болью в одиночестве, и в молчании. А все это происходит по тому, что все мы боимся рассказать о столь страшной трагедии в наше жизни, услышать слова призрения, отвращения или еще самое наихудшее нам просто не поверят. И приходится «нести» эти страшные воспоминания всю жизнь и сталкиваться с рядом проблем, во взрослой жизни, не иметь возможность их преодолеть. Так как сам самостоятельно себе не поможешь справиться столь серьезной травмой. И помочь нам может лишь психолог, но из-за своих страхов мы не можем, к нему, обратится.

Одной из актуальных проблем в наше время является «сексуальное насилие и инцест». Эту проблематику и важность понимания этой проблемы я и попробую изложить в курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое психологическая травма?

 

Психологическая травма - реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие. Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой кризис, болезнь.

А знает ли человек о своих ранах? Далеко не всегда, знание своих ран - это путь к исцелению. Негативные переживания или неконструктивные способы поведения, которые служат причиной обращения к психологу, обычно, не связываются с травмой, особенно если она случилась давно. А самые неосознаваемые, глубоко сидящие и потому особенно сильно и незаметно влияющие на жизнь человека психологические травмы, - это детские психологические травмы.

 У детей и подростков можно выделить два вида травмы:

  1. Травма, полученная на основе непосредственного, личного опыта во время теракта, плена, потери близкого человека и так далее – это травма детей – очевидцев травмирующего события.
  2. Травма социального уровня.

Психологическая травма вводит в состояния дистресса, например, возникшем в ответ на внезапное лишение матери, ребенок, в отличие от взрослого, не способен самостоятельно поддерживать и успокаивать себя, он, как правило, просто засыпает, «отключается». Это приводят к задержке психического развития ребенка и переходу в состояние апатии с повышенной требовательностью, капризностью, а затем к отстраненности и пассивности. Однако в большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер. Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего, матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия, защищенности, эмоционального резонанса. [1]

    1. Сексуальное насилие, как психологическая травма.

 

Сексуальное насилие как психологическая травма это вид преступления против личности. Этот вопрос существует давно в США, но до последнего времени она не была темой для широкого обсуждения в нашей стране. Между тем, в состоянии нашего общества в настоящее время можно отметить две тенденции, повышающие необходимость изучения последствий сексуального насилия. С одной стороны, как и всегда, бывает в периоды дестабилизации, ухудшается криминогенная обстановка, более частыми становятся проявления девиантного поведения. С другой стороны, с развитием общества нарастает потребность каждого человека в личной свободе и безопасности, что заставляет острее реагировать на преступления против личности.

Психологическое изучение ситуаций сексуального насилия, отношений и поведения преступника и жертвы принималось в нашей стране в рамках виктимологического подхода, рассматривающего зависимость преступления от характеристик и поведения жертвы. Но эта теория вызывает множество справедливых нареканий. Существует еще несколько теорий, пытающихся дать объяснение сексуальному насилию. Наиболее распространенная среди них - феминистская. Она рассматривает как результат глубоко укоренившихся традиций. Таким образом, изнасилование - жестокая форма проявления власти и контроля мужчины над женщиной, где секс играет роль оружия. Другая теория - теория социального научения - предполагает, что девиантному сексуальному поведению мужчины научаются большей частью через имитацию моделей, представленных в семье, в культуре, в субкультуре и в средствах массовой информации. Следующая теория - эволюционная - указывает на желаемость наступательного копулятивного поведения мужчин в ходе эволюции.

  Несмотря на значительное  и все время увеличивающееся  количество работ в этой области, изнасилования является относительно новой в психологии и самостоятельно начала разрабатываться только в 60-е годы нашего столетия в связи с общественным признанием проблемы «абьюза» — использования родителем ребенка в качестве сексуального объекта.

  Как отмечает английский  психоаналитик, специалист по проблеме  насилия,  St.Palmer, до этого времени  существование феноменов инцеста  и изнасилования фактически отрицалось, и сопротивление ведущимся исследованиям  было огромно. [20]

Кроме того, по свидетельству C.Cahill, отсроченные последствия насилия, пережитого в детстве, лишь в последнее время становятся объектом эмпирических исследований в психологии. Большая часть публикаций по этой тематике представляет собой описание психотерапевтических клинических случаев, отсутствует корреляционный анализ, недостаточно статистических данных. Традиционно основное внимание уделяется инцестуозному паттерну «отец-дочь», который описан и исследован наиболее полно. Сравнительно мало работ касается иных форм сексуального насилия, в частности,  плохо изучены последствия сексуального насилия для мальчиков, а также другие виды насилия, такие как физическое и эмоциональное. [14]

  Разноречивость исследовательских  данных, в том числе и статистических, обусловлена также и отсутствием  универсального представления о  том, что считать насилием. Исследования, базирующиеся на различных критериях, дают чрезвычайно широкий разброс  результатов относительно распространенности  сексуального насилия в семье. В последние годы эти цифры  колеблются от 6 до 62% у женщин  и от 3 до 31% у мужчин в Европе. [20]

  Существуют также данные о том, что «группой риска» в отношении семейного насилия являются усыновленные или взятые на воспитание дети. Как указывает McNamara,  к моменту достижения школьного возраста, который в Европе равняется шести годам, трое из четырех таких детей приобретают травматический сексуальный опыт. [19]

  В нашей стране  показатели такого рода еще  более противоречивы и неоднозначны. Лишь в последние 5-6 лет мы стали  более информированными о проблеме сексуального насилия в отношении несовершеннолетних. По утверждению известного российского сексолога И.С.Кона, криминальная статистика не заслуживает доверия, так как приуменьшает реальные цифры до 5-7%. При использовании анонимных опросов эти цифры возрастают до 15-17%. Опросы подростков, живущих в крупных российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Нижний Новгород), проводившиеся в 1993-95 гг., показали, что жертвами сексуального насилия стали 22% девочек и 2% мальчиков.

  Еще более угрожающие  цифры приводит Н.Б.Морозова (1997), сотрудник ГНЦ социальной и  судебной психиатрии им. В.П.Сербского. По ее данным, почти 86% девочек  на территории нашей страны  начинают половую жизнь с сексуального  насилия, каждая третья их них  становится проституткой под  непосредственным руководством  взрослых, в том числе и прямо  ответственных за ее воспитание [2].

  Таким образом, не  вызывает сомнения, что проблема  насилия в семье далека от  разрешения и требует новых  исследовательских программ, оригинальных  методологических подходов, пристального  внимания к специфике психотерапевтической  работы с клиентами, пережившими  подобный опыт.

Сложность изучения проблемы сексуального насилия состоит еще и в том, что потерпевшие подчас сами не желают сообщать о происшедшем, чтобы избежать огласки. Вторым фактором латентности является злоупотребление со стороны правоохранительных органов.

Существует два основных типа изнасилование: «жестокие» изнасилования - когда нападение было совершено незнакомым человеком внезапно для жертвы и «бытовые», «изнасилование знакомыми», когда преступлению предшествовало длительное общение насильника с потерпевшей.

Сексуальное насилие является экстремальным жизненным событием, вызывающим у подавляющего большинства пострадавших посттравматическую стрессовую реакцию. У жертв «жестокого», внезапного насилия незнакомцем превалирует скорее обвинение собственного поведения и понижение ситуативных аспектов самооценки, чем обвинение своего характера и себя вообще. Жертва «узаконенного», например, супружеского, насилия часто продолжает оставаться в неблагоприятной ситуации и после травмы, что изменяет стрессовую реакцию, делает ее менее острой, но более продолжительной. У таких пострадавших сильнее выражено самообвинение, и поиск причин происшедшего ведется не во внешнем мире, а внутри себя.

Людям, перенесшим травматическое событие, требуется подтверждение своей значимости извне. Однако потребность в посторонней помощи немного по-разному ориентирована у жертв жестокого насилия и пострадавших от насилия знакомым. Первым требуется скорее конкретная, ситуативная помощь, связанная с научением справляться с травмирующим воспоминанием. Вторые ищут возможности более общих, диспозиционных личностных изменений.

Сексуальное насилие является комплексной проблемой, поэтому для психологов в этой области необходимо сотрудничество с различными социальными, медицинскими, правовыми структурами. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие