Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:22, курсовая работа
Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Но самая страшная травма, которая является как физической, так и психологической – это сексуальное насилие.
Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Что такое психологическая травма? 5
2 Сексуальное насилие, как психологическая травма 6
3 Инцест 10
3.1 Факторы, детерминирующие инцест (насилие) 14
3.2 Фазы процесса насилия при инцесте 16
3.3 Формы сексуального насилия 18
3.4 Признаки сексуального насилия 20
4 Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств 23
5 Насилие и этапы личностного развития 31
6 Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Самая страшная форма сексуального насилия — инцест, или кровосмешение. Кровосмешение — это половой акт между лицами, которые вследствие родственных или семейных связей не должны были этого совершать. Инцест может происходить между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой, матерью и дочерью, а также между отцом и сыном. Естественно, возникает вопрос: почему это происходит? Каковы психологические корни этого страшного явления? Английские исследователи А. Пик и Дж. Линдсей в книге «Сексуальные злоупотребления в семье» считают, что сексуальные злоупотребления представляют собой проявления нарушенного функционирования семьи. На первый план выходит роль матери в становлении сексуальных отношений между нею и отцом. Мать теряет власть настолько, что не в состоянии воспрепятствовать инцесту. Климат в таких семьях характеризуется отсутствием подлинной привязанности членов семьи друг к другу и взаимного доверия. Это семьи без теплых эмоциональных связей, без любви. Члены семьи, как правило, редко выражают поддержку тактильно (касаются друг друга), и любое касание всегда имеет сексуальный подтекст (то есть дотрагиваются, когда испытывают влечение), а не дружеский. Отец часто склонен к насилию и алкоголизации. Другие члены семьи становятся созависимыми от сложившейся ситуации.
В такой семье слабые коммуникативные связи, часто дети и другие члены семьи догадываются о насилии, но ждут, что все прекратится само собой. Матери жертв сексуального насилия по своим характеристикам личности разделяются на два типа:
1. Доминирующая. Совершенно
самостоятельная женщина, большое
значение придает карьере, работе.
Нередко обладает более
2. Пассивная. Она характеризуется
низкой самооценкой, низким уровнем
социальных потребностей, значительными
проблемами в сексуальных
Как водится в алкогольных и дисфункциональных семьях, в них много секретов, запретов и страхов. Скрывается друг от друга многое: кто, сколько заработал, с кем проводил свободное время и так далее. Неосознанный страх распада семьи, изменений в семейной структуре приводит к негибкости, ригидности в распределении семейных ролей, норм и правил. Проблемы в семье не решаются, вследствие этого накапливается напряжение. Дети триангулируются, «включаются в треугольник», как правило, служат медиатором в отношениях взрослых и поэтому становятся и жертвами и созависимыми от ситуации в семье. Им отведена роль утешителей или ответственных за сохранение семьи. Поэтому они привыкли беспрекословно подчиняться взрослым. Но обслуживание потребностей взрослых далеко не всегда ограничивается их эмоциональными запросами. Напряжение в семье достигает апогея, когда возникает угроза распада семьи и вот тут происходит инцест. [8]
Когда ребенок переходит сексуальный барьер, жизнь для него меняется. Во-первых, напряжение в семье спадает, все начинают чувствовать себя лучше, семья не распадается, и, главное девочка начинает получать подарки, она пользуется защитой отца и ее статус в семейной иерархии становится привилегированным.
В семье, где происходит сексуальное насилие, может быть несколько детей, и если раскрытие длительное время не происходит, все дети могут быть жертвами последовательно или одновременно. Часто дети не осознают, что их братья и сестры тоже жертвы, так как создается интимный вакуум или их переживания сосредотачиваются на себе. В том случае, если только один ребенок из нескольких подвергается насилию, другие дети замечают особое отношение к нему, но не могут понять причин. Методы воздействия на жертву в целях сохранения тайны обеспечивают насильнику безопасность, а жертве не позволяют защитить себя. Особенности таких механизмов, препятствующих раскрытию, важны при анализе и диагностике случаев насилия над ребенком.
Основными из них являются:
1. Изоляция. Насильник способствует
изоляции, лишает жертву всякой
социальной поддержки, и это приводит
к тому, что возможности позаботиться
о себе самостоятельно в
2. Угроза, приводящая к
отчаянию. Ради сохранения тайны
дети подвергаются давлению и
угрозам физической расправы, а
также моральной угрозе стать
причиной несчастий в семье. Пытаясь
заставить молчать, взрослые запугивают
детей разными способами, в том
числе и связывая чувством
вины: «Если ты кому-нибудь скажешь,
то меня посадят в тюрьму»,
«Мать узнает — будет мучиться»
3. Демонстрация силы.
4. Обман или подкуп. Когда
насильник — близкий человек,
которому ребенок доверял и
которого любит, тогда жертва
легко внушаема и поэтому
5. Усиление обычных, тривиальных требований, когда уступка становится обычной привычкой. [10]
Почему дети не рассказывают о насилии? На это есть важные причины.
Во-первых, дети не всегда могут рассказать о происходящем по целому ряду причин: либо в силу своего возраста они еще не понимают смысла сексуальных действий; либо они не владеют достаточным словарем, чтобы описать это; либо им могут не разрешать это делать. Кроме того, они могли попытаться рассказать, но их проигнорировали или не поверили, а иногда и упрекали за «фантазии». Их часто мучает вопрос: как будут их воспринимать окружающие, товарищи, учителя, если все раскроется? Страх быть отвергнутым, смешанный с чувством стыда и вины, мешает ребенку раскрыться, в то же время и жить с этим очень сложно.
Ребенок вытесняет, отказывается от воспоминаний, поскольку они слишком мучительны и потому что лишь так он сможет жить нормально. Таков механизм диссоциации травматического опыта, и это тоже одна из причин, по которой дети не рассказывают о насилии. [6]
Существует несколько факторов:
1. Сексуальное насилие
над ребенком возможно потому,
что у взрослого члена семьи
гораздо больше власти, чем у
ребенка. И эта власть используется
для получения необходимых
2. Сексуальная
3. Естественная
4. Сексуальные побуждения
могут растормаживаться под
5. Внешние обстоятельства
также могут способствовать
6. Необходимость преодолеть
сопротивление ребенка, вовлечь
его во взаимодействие
7. Невмешательство матери,
пассивная позиция по
Процесс насилия имеет свое развитие, можно выделить несколько фаз:
1. Первая фаза — вступительная.
На этом этапе взрослый должен
создать условия, чтобы он мог
находиться с ребенком один
или в уединенном месте. Сначала
это может быть делом случая,
затем насильник стремится
2. Вторая фаза — непосредственно
сексуальный акт. На этом этапе
взрослый начинает
3. Третья фаза — контроль
за сохранением секрета. Насильник
должен оказать на ребенка
такое давление, чтобы тот ни
при каких обстоятельствах не
раскрыл тайны происходящего. В
подавляющем большинстве
4. Четвертая фаза — раскрытие. На этом этапе становится известно о происходящем или имевшем место насилии. Различают случайные и намеренные раскрытия. В первом случае факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда — раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь.
Задача психолога на этом этапе — информировать ребенка о том, что происходило, так как в большинстве случаев в силу психологических механизмов у жертв сексуального насилия в семье формируется искаженное представление о смысле, ценности и нормах сексуальных отношений. Кроме того, крайне важно оказание психологической поддержки жертве, поскольку раскрытие чрезвычайно травматично для нее, так как о происходящем узнают другие люди (родственники, друзья, соседи и т. п.). [4]
В сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяет сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие.
Сексуально-порочное обращение с ребенком — это проявленная по отношению к ребенку любая активность сексуального плана, которая выходит за рамки норм общения с ним.
Английские исследователи Swann и Ralson считают актами сексуального использования и насилия над ребенком следующие действия, которые нередко описываются жертвами, как начало сексуального насилия:
• ласки, ощупывание, целование и в том числе тайное касание интимных частей тела ребенка (например, во время купания);
• рассматривание половых органов ребенка;
• демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;
• наблюдение за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;
•смущение, притеснение ребенка взглядами, высказываниями, сексуальными фразами;
• мастурбация в присутствии ребенка.
К контактным формам сексуального насилия и использования относят следующие действия:
• трение пениса о тело ребенка;
• принуждение ребенка мастурбировать в присутствии взрослого;
• принуждение ребенка манипулировать гениталиями взрослого;
Информация о работе Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие