Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Но самая страшная травма, которая является как физической, так и психологической – это сексуальное насилие.
Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Что такое психологическая травма? 5
2 Сексуальное насилие, как психологическая травма 6
3 Инцест 10
3.1 Факторы, детерминирующие инцест (насилие) 14
3.2 Фазы процесса насилия при инцесте 16
3.3 Формы сексуального насилия 18
3.4 Признаки сексуального насилия 20
4 Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств 23
5 Насилие и этапы личностного развития 31
6 Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Сексуальное насилие как психологическая травма.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

    1. Инцест.

 

Самая страшная форма сексуального насилия — инцест, или кровосмешение. Кровосмешение — это половой акт между лицами, которые вследствие родственных или семейных связей не должны были этого совершать. Инцест может происходить между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой, матерью и дочерью, а также между отцом и сыном. Естественно, возникает вопрос: почему это происходит? Каковы психологические корни этого страшного явления? Английские исследователи А. Пик и Дж. Линдсей в книге «Сексуальные злоупотребления в семье» считают, что сексуальные злоупотребления представляют собой проявления нарушенного функционирования семьи. На первый план выходит роль матери в становлении сексуальных отношений между нею и отцом. Мать теряет власть настолько, что не в состоянии воспрепятствовать инцесту. Климат в таких семьях характеризуется отсутствием подлинной привязанности членов семьи друг к другу и взаимного доверия. Это семьи без теплых эмоциональных связей, без любви. Члены семьи, как правило, редко выражают поддержку тактильно (касаются друг друга), и любое касание всегда имеет сексуальный подтекст (то есть дотрагиваются, когда испытывают влечение), а не дружеский. Отец часто склонен к насилию и алкоголизации. Другие члены семьи становятся созависимыми от сложившейся ситуации.

В такой семье слабые коммуникативные связи, часто дети и другие члены семьи догадываются о насилии, но ждут, что все прекратится само собой. Матери жертв сексуального насилия по своим характеристикам личности разделяются на два типа:

1. Доминирующая. Совершенно  самостоятельная женщина, большое  значение придает карьере, работе. Нередко обладает более высоким  интеллектуальным уровнем, чем партнер. Эмоционально холодна, и, как правило, партнер ее не устраивает, поэтому  она удовлетворяет свои потребности  на стороне. В этом случае велико  значение мотивации, в силу которой она сохраняет этот брак.

2. Пассивная. Она характеризуется  низкой самооценкой, низким уровнем  социальных потребностей, значительными  проблемами в сексуальных отношениях  с мужем. Ее самостоятельная роль  в семье ослаблена. Мать отсутствует  либо физически (вынуждена много  работать), либо психологически (всегда  во всем соглашаясь). Она уже  давно никто в этой семье, не  является значимым лицом, ни в каком качестве, с ней никто не считается. Часто она сама переживает депрессию, подавлена, чрезвычайно зависима от мужа или сексуального партнера.

Как водится в алкогольных и дисфункциональных семьях, в них много секретов, запретов и страхов. Скрывается друг от друга многое: кто, сколько заработал, с кем проводил свободное время и так далее. Неосознанный страх распада семьи, изменений в семейной структуре приводит к негибкости, ригидности в распределении семейных ролей, норм и правил. Проблемы в семье не решаются, вследствие этого накапливается напряжение. Дети триангулируются, «включаются в треугольник», как правило, служат медиатором в отношениях взрослых и поэтому становятся и жертвами и созависимыми от ситуации в семье. Им отведена роль утешителей или ответственных за сохранение семьи. Поэтому они привыкли беспрекословно подчиняться взрослым. Но обслуживание потребностей взрослых далеко не всегда ограничивается их эмоциональными запросами. Напряжение в семье достигает апогея, когда возникает угроза распада семьи и вот тут происходит инцест. [8]

Когда ребенок переходит сексуальный барьер, жизнь для него меняется. Во-первых, напряжение в семье спадает, все начинают чувствовать себя лучше, семья не распадается, и, главное девочка начинает получать подарки, она пользуется защитой отца и ее статус в семейной иерархии становится привилегированным.

В семье, где происходит сексуальное насилие, может быть несколько детей, и если раскрытие длительное время не происходит, все дети могут быть жертвами последовательно или одновременно. Часто дети не осознают, что их братья и сестры тоже жертвы, так как создается интимный вакуум или их переживания сосредотачиваются на себе. В том случае, если только один ребенок из нескольких подвергается насилию, другие дети замечают особое отношение к нему, но не могут понять причин. Методы воздействия на жертву в целях сохранения тайны обеспечивают насильнику безопасность, а жертве не позволяют защитить себя. Особенности таких механизмов, препятствующих раскрытию, важны при анализе и диагностике случаев насилия над ребенком.

Основными из них являются:

1. Изоляция. Насильник способствует  изоляции, лишает жертву всякой  социальной поддержки, и это приводит  к тому, что возможности позаботиться  о себе самостоятельно в значительной  мере утрачиваются. Если ребенок  не доверяет ни близким взрослым, ни детям, то он может просто  не знать, куда можно обратиться  за помощью.

2. Угроза, приводящая к  отчаянию. Ради сохранения тайны  дети подвергаются давлению и  угрозам физической расправы, а  также моральной угрозе стать  причиной несчастий в семье. Пытаясь  заставить молчать, взрослые запугивают  детей разными способами, в том  числе и связывая чувством  вины: «Если ты кому-нибудь скажешь, то меня посадят в тюрьму», «Мать узнает — будет мучиться».

3. Демонстрация силы.

4. Обман или подкуп. Когда  насильник — близкий человек, которому ребенок доверял и  которого любит, тогда жертва  легко внушаема и поэтому легко  становится объектом манипулирования. Насилуя дочь, отец объясняет  ей это тем, что любит ее. Иногда  это приводит к тому, что маленький  ребенок (3-6 лет) уже сомневается, было  ли это на самом деле, или  ей это всего лишь показалось, поскольку взрослые ведут себя, как раньше. Такому маленькому  ребенку не под силу отличить  хорошее от плохого, понять, где  — насилие, а где — любовь. А иногда угроза потерять любовь  отца может сочетаться со стремлением  достижения статуса любимчика  любой ценой.

5. Усиление обычных, тривиальных  требований, когда уступка становится  обычной привычкой. [10]

Почему дети не рассказывают о насилии? На это есть важные причины.

Во-первых, дети не всегда могут рассказать о происходящем по целому ряду причин: либо в силу своего возраста они еще не понимают смысла сексуальных действий; либо они не владеют достаточным словарем, чтобы описать это; либо им могут не разрешать это делать. Кроме того, они могли попытаться рассказать, но их проигнорировали или не поверили, а иногда и упрекали за «фантазии». Их часто мучает вопрос: как будут их воспринимать окружающие, товарищи, учителя, если все раскроется? Страх быть отвергнутым, смешанный с чувством стыда и вины, мешает ребенку раскрыться, в то же время и жить с этим очень сложно.

Ребенок вытесняет, отказывается от воспоминаний, поскольку они слишком мучительны и потому что лишь так он сможет жить нормально. Таков механизм диссоциации травматического опыта, и это тоже одна из причин, по  которой дети не рассказывают о насилии. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы, детерминирующие инцест (насилие).

 

Существует несколько факторов:

1. Сексуальное насилие  над ребенком возможно потому, что у взрослого члена семьи  гораздо больше власти, чем у  ребенка. И эта власть используется  для получения необходимых взрослому  чувств и ощущений.

2. Сексуальная неудовлетворенность  мужчины. Англичане говорят: «Кто-то  занимается онанизмом, кто-то пользуется  услугами проститутки, а кто-то  совращает свою дочь». Вероятность  инцеста по мере взросления  дочери возрастает.

3. Естественная привлекательность  дочери и отца, которая обусловлена  эмоциональной близостью. И здесь  структура эмоциональных отношений  может быть нарушена. При длительных  инцестных отношениях роль девочки  несколько теряет жертвенность. Как минимум за этим может  стоять взаимное согласие, как  максимум — провокация или  соблазнение. Однако, несмотря на  это, всегда в случае инцеста, как и в случае любого сексуального  насилия, ребенок расценивается  как жертва, вне зависимости от  реальных обстоятельств, так как  он не отвечает за последствия, случившегося, в отличие от взрослого, несущего всю полноту ответственности.

4. Сексуальные побуждения  могут растормаживаться под влиянием  алкоголя, наркотиков и т. д.

5. Внешние обстоятельства  также могут способствовать растормаживанию  сдерживающих механизмов: например, насильник часто находится наедине  с детьми и внешне это выглядит  совершенно естественно (родитель, опекун, воспитатель, тренер, священник  и пр.).

6. Необходимость преодолеть  сопротивление ребенка, вовлечь  его во взаимодействие сексуального  характера. Важно отметить, что инцест  редко начинается с полового  акта.

7. Невмешательство матери, пассивная позиция по отношению  к инцесту. Когда мать узнает  об инцесте, ее мир рушится, и  поэтому она старается вытеснить очевидные вещи, умудряется не замечать происходящего бессознательно. Дочь же расценивает подобное поведение матери как предательство с ее стороны и не прощает этого. Поэтому сначала мать теряет мужа, а затем и дочь. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Фазы процесса насилия (при инцесте).

 

Процесс насилия имеет свое развитие, можно выделить несколько фаз:

1. Первая фаза — вступительная. На этом этапе взрослый должен  создать условия, чтобы он мог  находиться с ребенком один  или в уединенном месте. Сначала  это может быть делом случая, затем насильник стремится повторить  ситуацию. Таким образом, ребенок  оказывается в опасности с  человеком, которому доверяют его  близкие или он сам.

2. Вторая фаза — непосредственно  сексуальный акт. На этом этапе  взрослый начинает растормаживать, расслаблять ребенка. Например, насильник  может раздеваться, оставаясь наедине  с ребенком, но не полностью. Постепенно  он подводит к тому, чтобы ребенок  воспринимал это естественно. Процесс  развивается по нарастающей: от  невинных прикосновений — к  ласкам интимного характера. Для  ребенка это должно быть развлечением, игрой, тогда это можно повторить  снова. В конце концов интимные  ласки переходят в половой  акт.

3. Третья фаза — контроль  за сохранением секрета. Насильник  должен оказать на ребенка  такое давление, чтобы тот ни  при каких обстоятельствах не  раскрыл тайны происходящего. В  подавляющем большинстве случаев  это удается. Дети могут быть  запуганы как угрозами физической  расправы, так и моральной угрозой  стать причиной бед и несчастий, вплоть до разрушения семьи. При  инцесте ситуация разворачивается  особенно трагично, т. к. весь ужас  в том, что жертва боится потерять  любовь человека, который ее насилует. Один из самых запрещенных  приемов — это угроза: «Тебя  не будет любить мама, папу  посадят в тюрьму и т. п.». Ребенок  оказывается перед выбором между  наказанием (утратой) и «наградой»  за секс. Обычно фаза секретности  длится долго, иногда до нескольких  лет.

4. Четвертая фаза — раскрытие. На этом этапе становится известно о происходящем или имевшем место насилии. Различают случайные и намеренные раскрытия. В первом случае факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда — раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь.

Задача психолога на этом этапе — информировать ребенка о том, что происходило, так как в большинстве случаев в силу психологических механизмов у жертв сексуального насилия в семье формируется искаженное представление о смысле, ценности и нормах сексуальных отношений. Кроме того, крайне важно оказание психологической поддержки жертве, поскольку раскрытие чрезвычайно травматично для нее, так как о происходящем узнают другие люди (родственники, друзья, соседи и т. п.). [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы сексуального насилия.

 

В сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяет сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие.

Сексуально-порочное обращение с ребенком — это проявленная по отношению к ребенку любая активность сексуального плана, которая выходит за рамки норм общения с ним.

Английские исследователи Swann и Ralson считают актами сексуального использования и насилия над ребенком следующие действия, которые нередко описываются жертвами, как начало сексуального насилия:

• ласки, ощупывание, целование и в том числе тайное касание интимных частей тела ребенка (например, во время купания);

• рассматривание половых органов ребенка;

• демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;

• наблюдение за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;

•смущение, притеснение ребенка взглядами, высказываниями, сексуальными фразами;

• мастурбация в присутствии ребенка.

К контактным формам сексуального насилия и использования относят следующие действия:

• трение пениса о тело ребенка;

• принуждение ребенка мастурбировать в присутствии взрослого;

• принуждение ребенка манипулировать гениталиями взрослого;

Информация о работе Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие