Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Но самая страшная травма, которая является как физической, так и психологической – это сексуальное насилие.
Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Что такое психологическая травма? 5
2 Сексуальное насилие, как психологическая травма 6
3 Инцест 10
3.1 Факторы, детерминирующие инцест (насилие) 14
3.2 Фазы процесса насилия при инцесте 16
3.3 Формы сексуального насилия 18
3.4 Признаки сексуального насилия 20
4 Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств 23
5 Насилие и этапы личностного развития 31
6 Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Сексуальное насилие как психологическая травма.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

• ощупывание или манипулирование гениталиями ребенка;

• подражание половому сношению с помощью пальца;

• вагинальное половое сношение с ребенком;

• половое сношение с ребенком через анальное отверстие;

• половое сношение через рот ребенка.

На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет». [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Признаки сексуального насилия.

 

Сексуальное насилие над детьми или подростками — это такие сексуальные действия с ребенком, которые осуществляются с целью сексуального удовлетворения взрослого против желания ребенка и в условиях, когда он не в состоянии понять их по уровню своего развития, отказаться от них и защитить себя вследствие неравенства душевных и физических сил. В случае сексуального насилия можно обнаружить и физические признаки произошедшего, и изменения в поведении ребенка.

Телесные симптомы обычно связаны с тем, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другое насилие. Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

• порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

• гематомы (синяки) в области половых органов;

• кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

•гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

• боль в животе;

• повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

• болезни, передающиеся половым путем;

• беременность.

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синдрома.

1) Изменения в выражении сексуальности ребенка:

• чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

•соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

•сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

•необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого, проституция.

2) Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

• замкнутость, изоляция, уход в себя;

• депрессивность, грустное настроение;

• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

• частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

• истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

•трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

• отчуждение от братьев и сестер;

• терроризирование младших и детей своего возраста;

• жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

•амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

3) Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

• резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

• прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;

• принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

4) Изменения самосознания ребенка:

• падение самооценки;

• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

5) Появление невротических и психосоматических симптомов:

• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

•боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра);

• головная боль, боли в области желудка и сердца. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств.

 

 В настоящее время  представители различных теоретических  ориентаций сходятся в признании  патогенного влияния физического  и психологического насилия, в  качестве которых указываются  и сексуальные домогательства, и  телесные наказания, и неадекватные  родительские установки, манипуляторство  и симбиоз, на личность и психику  ребенка. Однако проблематика насилия, несмотря на всю ее важность  и актуальность, до сих пор  не имеет единой теоретической  и исследовательской парадигмы, в то время, как и психотерапевтическая практика, и ряд экспериментальных данных отечественных и зарубежных авторов ясно указывают на общность генеза личностных расстройств различной специфики и последствий посттравматического стрессового расстройства вследствие пережитого насилия. [19]

Результатами пережитого в детстве сексуального насилия являются нарушения Я-концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункцию.  Особое внимание в настоящее время уделяется феномену нарушения физических и эмоциональных границ как последствию насилия, пережитого в детстве, в результате которого травматический опыт хронифицируется. Вторжение влечет за собой нарушение отношений с собственным телом, которое включает не только изменение позитивного отношения к нему, но и искажение телесной экспрессии, стиля движений. И все же главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи считают «утрату базового доверия к себе и миру». [15]

  Следует отметить, что  до сегодняшнего дня одной  из основных дискуссионных и  далеких от разрешения проблем  в этой области остается проблема идентификации знаков сексуальной или иной травматизации, или, иными словами, диагностика наличия фактов насилия в анамнезе.

  Действительно, в литературе  существуют указания на то, что  некоторые жертвы инцеста частично  или полностью амнезируют травмирующее  событие. Особенно вероятно, что  это произойдет, если факт насилия  имел место в довербальном  периоде жизни ребенка и относился  к категории раннего опыта, о котором «невозможно рассказать словами». В этом случае сексуальная травма, будучи «переживаемой» и находя выражение в различных симптомах, не является «знаемым», то есть осознаваемым событием.

  С этим положением  спорит английский психоаналитик, много лет занимающийся проблемами  психотерапии жертв инцеста Peter Dale, утверждающий, что, в соответствии  с его обширным клиническим  опытом, подавляющее большинство  пострадавших от сексуального  насилия в детстве всегда имеют  осознанные воспоминания о травмирующем  событии. Лишь небольшая часть  из них обладают частичным  знанием об инцесте, но в этих  случаях присутствуют так называемые «возвратные воспоминания» о факте насилия, неподконтрольные сознанию. С точки зрения P.Dale,  проблема заключается не в отсутствии осознанных воспоминаний, а в тех трудностях, с которыми клиент сталкивается, пытаясь рассказать терапевту об инцесте. «Чувство стыда, страх встречи с собственным гневом, виной, ожидание от терапевта отвращения, недоверия, отвержения препятствуют этому…» — пишет P.Dale ([20], с. 458).

  Кроме того, по данным  ряда авторов, многие жертвы сексуального  насилия вообще не связывают  свои психологические проблемы  с фактом инцеста.

  Каковы же пути  для решения этой проблемы?  Дальнейшее изучение специфики поведения и характерных особенностей ведения беседы тех консультантов, чьи клиенты рассказывали о фактах насилия, позволили Josephson и Fong-Beyette сформулировать основные правила, помогающие специалисту идентифицировать наличие сексуальной травматизации в детстве. Авторы рекомендуют:

  • напрямую спросить о наличии фактов насилия в детстве;
  • использовать специализированный структурированный опросник, реконструирующий ранний сексуальный опыт;
  • упомянуть, что симптомы, проявляемые клиентом, у других клиентов спровоцированы инцестуозным опытом;
  • сформулировать в процессе беседы четкое определение инцеста;
  • спросить клиента о самом приятном и о самом неприятном опыте детства;
  • настойчиво исследовать историю жизни клиента на предмет наличия в ней фактов насилия. [18]

  Используя эти методы нужно помнить о том, что существует «синдроме ложной памяти», обнаруженном британским психоаналитиком J.Freyd. Имеется в виду феномен возникновения у взрослого человека в процессе психодинамической психотерапии воспоминаний о совершенном над ним в детстве сексуальном насилии, в котором виновен один из родителей. При этом относятся только те случаи, когда воспоминания возникают впервые в жизни и родители, да и вся социальная и психологическая ситуация развития ребенка, полностью отрицают возможность насилия. [22]

  Сексуальное насилие воздействия на ребенка, порождает множество проблем.  Поскольку не существует ни единой теоретической парадигмы, ни единой исследовательской линии изучения насилия, различие точек зрения зачастую обусловлено разницей в терминологии и описываемой феноменологии, тогда как за пределами внимания остаются базовые, синдромообразующие факторы. [16]

  Большой интерес в  настоящее время вызывает у  исследователей  вопрос о месте насилия в этиологии личностных расстройств различного генеза.

  Дискуссия на эту  тему развивается в двух направлениях. С одной стороны, все больше  появляется эмпирически верифицированных  данных о ведущей роли насилия, перенесенного в детстве, в формировании  тех или иных душевных болезней. С другой стороны, все более  ясным становится то, что сама  природа эбьюза многолика, и вряд  ли изучение сексуального и физического насилия в психологии и психотерапии, даст полную картину нарушений.

  Выделение категории  психологического, или эмоционального  насилия дало чрезвычайно много  для прояснения, уточнения и классификации  различных форм детского эбьюза.

  Достаточно присмотреться  повнимательнее к любой ситуации, в которой фигурирует насилие, чтобы стало очевидным, что опыт  жертвы в каждом из этих  случаев оказывается многомерным, мультимодальным. Можно сказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу», и агрессор (насильник) оказывает сочетанное, множественное воздействие.

  Так, для детей, страдающих  от инцеста, неизбежным является  сопутствующее ему разрушение  семейной любви и доверия, манипуляторское  отношение, а зачастую и запугивания  со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое  насилие, тогда как дети и взрослые - жертвы изнасилования, например, часто  переживают и физическое насилие (избиение) и эмоциональное (угрозы  убить, или покалечить).

  Возвращаясь к вопросу  о месте насилия в этиологии  личностных расстройств, отметим, что, несмотря на то, что исследователи  в последние годы почти единодушны  в признании травматического  опыта подобного рода важнейшим  этиологическим фактором в развитии, в частности, пограничного личностного  расстройства, дискуссии исследователей  в этой области также не  прекращаются.

 Пережитое в детском возрасте насилие специфическим образом связано с формированием определенного круга личностных расстройств. Так как что лишь сексуальное насилие, пережитое ребенком, специфическим образом связано с формированием личностной структуры . [14]

Информация о работе Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие