Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Но самая страшная травма, которая является как физической, так и психологической – это сексуальное насилие.
Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Что такое психологическая травма? 5
2 Сексуальное насилие, как психологическая травма 6
3 Инцест 10
3.1 Факторы, детерминирующие инцест (насилие) 14
3.2 Фазы процесса насилия при инцесте 16
3.3 Формы сексуального насилия 18
3.4 Признаки сексуального насилия 20
4 Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств 23
5 Насилие и этапы личностного развития 31
6 Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Сексуальное насилие как психологическая травма.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

  В случае, когда ребенок  совращен взрослым, вовлечен в  инцестуозные отношения с одним  из родителей или регулярно  подвергается в семье жестоким  телесным наказаниям, ситуация оказывается  иной. Во-первых, амбивалентно само  отношение ребенка к происходящему, которое может быть воспринято  и как игра, и как наказание, и как проявление любви. Во-вторых, чаще всего в таких семьях  существует запрет на разглашение  уродливой семейной тайны.

  Дети из таких семей  редко попадают в поле внимания  помогающих специалистов, и чаще  всего, спустя много лет, под давлением  психосоматических, межличностных  и сексуальных проблем, появившихся  уже во взрослом возрасте.

  В этом случае мы  имеем дело с отставленными  последствиями насилия, пробивающимися  сквозь колоссальные напластования  психологических защит, актуализированных  в детском возрасте, чтобы выжить  там, где выжить невозможно, буквально «на руинах» семейного доверия и любви.

  Жертвы хронического  насилия, пережитого в детстве, часто  не связывают собственные насущные  проблемы с ранним опытом, тем  самым провоцируя психотерапевта  работать в ином направлении.

  Сочетание неадекватного  родительского отношения и эксвизитных  форм насилия, как мы уже говорили, способствует формированию виктимной  личностной структуры. В этом  случае гуманистическая психотерапия, ориентированная на «здесь - и – теперь» и намеренно не затрагивающая глубинных пластов личности, оказывается неэффективной.

  Напротив, психодинамический  подход позволяет жертве хронического  насилия, носителю и заложнику  семейных мифов и тайн, начать  трудный путь сквозь тернии болезненных воспоминаний к признанию очевидного и раздаче долгов фигурам прошлого. В этом случае уникальным оказывается опыт про-говаривания запретного. На терапевтическом сеансе «оживают» действительно тяжелые для клиента эпизоды личной истории. Кроме того, внимание аналитика к отношениям переноса делает возможным для клиента увидеть, понять, почувствовать, каким образом прошлый опыт искажает настоящее, вторгаясь в межличностные отношения и интрапсихические переживания жертвы насилия. [5]

  Перспективы развития плодотворного, эффективного терапевтического подхода к работе с жертвами насилия кроются в интеграции двух направлений, которая были сказаны выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Люди несут в себе многочисленные и болезненные переживания прошлого. Не исцеленные раны могут препятствовать нормальному развитию личности человека, что будет проявляться в разных сферах жизни, так как создают для травмированного человека ложное представление о мире, о своем месте в нем. Чувства, которые сопровождают травмы и их последствия, могут быть самыми разными: обида, тревога, страх, которые начинают проявляться позднее как чувство неуверенности в себе, неадекватности, неполноценности, стыд и неконструктивное чувство вины, изоляция, потерянности,  чувство бессмысленности жизни, мира в целом.

Осознание травмы является необходимым, но крайне болезненным переживанием, к которому необходимо осторожно подвести человека. Зачастую то, что сам человек считает особенностями характера, является проявлением защит от болезненных переживаний. Это осознание требует пересмотра и переоценки многого в собственной жизни. Человеческий организм был бы не в состоянии просуществовать сколько-нибудь долго без присущей им врожденной способности к излечению своих ран и заболеваний. Из-за страха мы сознательно и бессознательно препятствуем излечению, блокируем его. Мы не в состоянии избавиться от страха одним лишь обдуманным и намеренным волевым актом; все, что мы можем сделать, — это подавить страх таким образом, чтобы не испытывать страха перед страхом. Однако это может привести к  подавлению всей жизненно важной деятельности тела, включая процессы естественного и спонтанного излечения.

Многие виды психотерапии, прямо или косвенно, как раз и занимаются тем, чтобы человек развивал в себе всю возможную полноту собственной жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

И если нам, взрослому человеку, столь тяжело пережить психологическую травму и тем более изнасилование, что можно говорить о ребенке, когда он становиться одиноким и слабым в этом мире. Когда ему некому довериться и приходится просто подавлять, вытеснять из своей психики этот ужасный след, грязный отпечаток в своей жизни.

Цифры, приводимые об изнасилование детей и совершение инцеста очень велики. А о скольких еще неизвестно, особенно о совершение инцеста, так как  ребенок не расскажет о столь страшном потрясении, а родители, как правило, этого не замечают.

 Страшно жить и осознавать, скольким детям пришлось пережить  это унижение, этот зверский поступок. И сколько еще детей пострадают?

Это нельзя оставлять так, нужно с эти бороться, помогать, детям переживать, справляться с психологической травмой. А еще лучше стараться не допустить этого.

Я призываю каждого родителя к тому, чтоб вы были внимательны к своему ребенку, прислушивайтесь к ним. Не думайте, что у них такое богатое воображения, и они придумывают небылицы.

Мы можем много не замечать в нашей жизни, а от этого страдают самые беззащитные создания, и этим самым мы ломаем им всю предстоящую жизнь.

А еще бы я предложила бы усилить психологические службы в средних образовательных учреждениях и чтоб с детьми работали не только группой, но и индивидуально с каждым. И создать не просто службу доверия, о психологический центр для детей и подростков, подвергших сексуальному насилию и инцесту.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беберашвили З., Южавахшивили Д., Михашвили Н., Саржеваладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл; ЧеРо, 2005.
  2. Воловик В.М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных / под ред. М.М. Кабанова, К. Вайзе. М., Медицина, 1980.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. М., Педагогика, 1984.
  4. Гиндин Г. К, Духова О. Б. Социально-психологическая помощь детям-жертвам, сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.
  5. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., РИПКРО, 1997.
  6. Догадина М. А., Пережогин Л. О. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. М.: Сам себе адвокат, 2000.
  7. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М., ГЭОТАР Медицина, 1998.
  8. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия, в 2-х т. М., Медицина, 1994.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.
  10. Руководство по предотвращению насилия над детьми / под. ред. Н.К.Асановой. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. 
  11. Семья в психологической консультации / под ред. В.В.Столина. М., Педагогика, 1987.
  12. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К вопросу об исследовании диалогической природы самосознания (тезисы доклада). // I Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
  13. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Svr-Аргус, 1995.
  14. Cahill C., Llewelyn S. P., Pearson C. Treatment of sexual abuse which occured in childhood: A review.// British Journal of Cliniсal Psychology, 1991.
  15. Cahill C., Llewelyn S. P., Pearson C. Long-term effects of sexual abuse which occured in childhood: A review.// British Journal of Cliniсal Psychology, 1991.   
  16. Giles Th.R. (ed.). Handbook of effective psychotherapy. N.Y, Plenium Press, 1993.
  17. Jehu D. Beyond sexual abuse: therapy with women who were victims in childhood., 1988, Chichester, Wiley.
  18. Josephson G.S., Fong-Beyette M.L. Factors assisting female clients’ disclosure of incest during counselling.// Journal of Counselling Development, 1987
  19. Levy F., Pines Fried J., Leventhal F. (eds). Dance and other expressive therapies: when words are not enough , N.Y., Routledge, 1995.
  20. Palmer St., McMahon G., (eds). Handbook of counselling. London, Routledge, 1997.
  21. Stevens A., Price Y. Evolutionary psychiatry. London, Sage Press, 1996.
  22. Toon K., Fraise J., McFetridge M., Alwin N. Memory or mirage? The FMS debate.// The Psychologist, 1996.

 

 

 

 


Информация о работе Психотерапевтические подходы в работе с пережившими насилие