Пути формирования произвольного внимания у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Известно, что погибшие нервные клетки не способны к самовосстановлению, но необычайная функциональная пластичность нервной ткани ребенка способствует компенсации дефекта. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа по формированию произвольного внимания имеет большое значение для развития детей с ДЦП (Мастюкова, Левченко, Ипполитова, Мамайчук, Данилова и др.).
Внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, но сравнительно с другими психическими явлениями и процессами феноменология внимания располагает рядом специфических черт:
Отсутствие четких границ;
Смутность явления;
Разновидность входящих явлений, из-за которых до настоящего времени нет четкого определения понятия внимания.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания у детей с ДЦП
§ 1.1. Развитие теорий внимания в зарубежной и отечественной литературе 5
§ 1.2. Особенности развития внимания у детей с церебральным параличом 12
§ 1.3. Психолого- педагогические подходы к исследованию внимания у детей с отклонениями в развитии 16

Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности произвольного внимания у детей с ДЦП.
§ 2.1. Методы и методика экспериментального исследования уровня сформированности произвольного внимания у детей с ДЦП среднего школьного возраста32
§ 2.2. Процедура проведения экспериментального исследования________33
§ 2.3. Анализ полученных результатов______________________________35

Глава III. Пути формирования произвольного внимания у детей с ДЦП
§ 3.1. Теоретические предпосылки формирования произвольного внимания у детей с церебральным параличом __43
§ 3.2. Основные направления формирования произвольного внимания __ _______45
§ 3.3. Коррекционно- развивающие упражнения по формированию произвольного внимания у учащихся с ДЦП __48

Заключение __51

Список литературы _53

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности произвольного внимания детей с ДЦП.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Но в то же время  против этого подхода С.Л. Рубинштейн  категорически возражал, отмечая, что характеристика внимания как направленности на объект является лишь его феноменологической характеристикой […].

Под влиянием идей И.П. Павлова  об ориентировочном рефлексе и исследовательской деятельности, возникло новое направление изучения внимания, в рамках которого многие авторы рассматривают ориентировочный рефлекс как физиологическую основу непроизвольного внимания.

П.К. Анохин считает, что  ориентировочная реакция связывает  раздражители и без нее условный рефлекс не образуется […].

Д.А. Бирюков   пишет, что II фаза ориентировочной деятельности связана с обрастанием первичной реакции условными рефлексами, в результате чего приобретается практическая неугасимость реакции […].

Е.Н. Соколов выделяет ориентировочный рефлекс в узком смысле слова и рассматривает его как неспецифическую реакцию настройки анализаторов при действии нового раздражителя […].

А.И. Розов связывает  внимание с реакцией на опасность, но не отождествляет их, а рассматривает внимание как средство для обнаружения опасности. В конце концов, автор делает выводы о том, что процесс внимания состоит в «обследовании» внешнего мира, чем и объясняет подвижность внимания […].

В рамках данного направления  ряд авторов: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.А. Миллерян идут по пути сближения понятий внимания и ориентировочного рефлекса.

Так, в работе А.Н. Леонтьева  преобладает мысль о том, что  внимание – есть самостоятельная реакция на изменение в окружающей среде. Эта реакция, по мнению автора, может быть и длительной и кратковременной […].

Подобной точки зрения придерживается и А.В. Запорожец, который провел серию экспериментальных исследований ориентировочной деятельности. Основываясь на результатах, он пришел к выводу, что внимание – есть психическая деятельность, заключающаяся в ориентировке на окружающие предметы и явления и приводящая к наиболее полному их отражению в мозгу человека […].

Е.А. Миллерян также подчеркивает, что внимание – есть форма организации психической деятельности человека и животных, в основе которой лежит определенное соотношение основных процессов головного мозга в виде очагов доминанты. При этом внимание проявляется в ориентировочных рефлексах […].

Итак, анализируя вышеперечисленные  подходы к изучению проблемы внимания, можно сделать такой вывод, что  во-первых, внимание никогда не выступает отдельно от других психологических процессов, но всегда им сопутствует; во-вторых, внимание не имеет специфического продукта деятельности, его эффект сказывается только в улучшении той психологической деятельности, к которой оно присоединяется.

Но, по мнению П.Я. Гальперина, эти доводы не выдерживают серьезной критики. Он считает, что если два психических процесса происходят одновременно, это не значит, что один из них не должен обладать самостоятельной формой […]. Разделяя все виды умственной познавательной деятельности на две группы:

  1. процессы образования образов;
  2. процессы контроля за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили далеко от действительности,

П.Я. Гальперин заключает, что контроль – это отдельное  психическое действие. Именно благодаря этому и происходит совершенствование всякой деятельности.

Мысль о том, что внимание – есть контроль, впервые была высказана  Н.О. Ламетри еще в 1925 году. Основываясь на этом положении, в 1958 году П.Я. Гальперин выдвинул гипотезу о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов.

Учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. По П.Я. Гальперину, внимание – продукт развития внешней, предметной деятельности контроля во внутреннюю форму. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, в частности, ее планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты  внимания (например, рассеянность).

Из всего вышеизложенного  видно, что разные авторы к понятию  внимания подходят с различных позиций. Обобщая и сопоставляя эти подходы можно выделить в них основные черты внимания, и получается, что внимание – это такая организация психической деятельности, при которой определенные предметы, события, представления сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или вообще неосознаваемых.

Таким образом, под  вниманием мы понимаем направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, который определяется целью.

Рассмотренный обзор  научных источников позволяет нам  выделить основные функции внимания.

В жизни  и деятельности человека внимание выполняет множество  различных функций.

  1. Способствует отбору информации адекватно целям и задачам.
  2. Регуляция деятельности.
  3. Вниманием определяется точность восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  4. В системе  межличностных взаимодействий способствует лучшему взаимопониманию, предупреждению и разрешению межличностных конфликтов.
  5. Контроль над деятельностью и объектом.

 

Виды   внимания.

 

В литературе выделяют следующие  виды внимания:

  1. Предвнимание – неосознанный автоматизированный процесс обработки сенсорной информации нейронами – детекторами. Оно предшествует непроизвольному вниманию и является основой для формирования зрительных образов (Р. Наатен, 1998).
  2. Непроизвольное внимание – генетически исходное, которое навязывается индивидууму внешними объектами и событиями. Не зависит от сознательных целей и намерений, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Обусловлено новизной, значимостью.
  3. Произвольное внимание – направленное, сосредоточенное, в соответствии с сознательно поставленной целью, требует определенных волевых усилий, имеет активный характер, опосредовано социальными нормами поведения.

 Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного, и регулируется сознательно поставленными целями. Это контролируемый и осознаваемый процесс с ограниченной пропускной способностью и последующей переработкой информации.

Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и в будущее, регулируется психическими процессами, способствует активизации извлечения из долговременной памяти определенных образов, сведений. Способствует целенаправленному анализу объектов, ситуации и принятию решения. Облегчает процесс познания.

Таким образом, оно играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Причем задача должна быть понята и принята ребенком. Только в этом случае формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому- либо объекту или событию, требующих от ребенка некоторых волевых усилий.

  1. Постпроизвольное внимание -  избирательная активность, которая формируется на основе задачи в процессе деятельности и сосредоточения в соответствии с целями деятельности. Не требует волевых усилий.
  2. Модально- специфические виды внимания – зрительное, слуховое, тактильное. В зрительной системе  процесс селективного внимания (произвольного регулирования процесса обработки информации) включается через 60 мс, а в слуховой и сенсомоторной системах – через 20- 30 мс после предъявления стимула.

Высшие виды внимания (3 и 4) формируются в деятельности, поэтому вовлечение детей в активную деятельность способствует развитию непроизвольного и строящегося на его основе произвольного внимания.

 

 

Нейрофизиологический  механизм произвольного 

внимания.

В соответствии с концепцией М. Познера (1990), в головном мозге существуют системы внимания, которые анатомически изолированы от системы обработки информации […]. Системы внимания составляют разные анатомические зоны, образующие сетевую структуру. Оно имеет несколько подсистем, механизм которых реализуется следующими функциями:

    • ориентация на сенсорное событие,
    • обнаружение сигналов для их сознательной обработки,
    • поддержание бодрствующего состояния.

Разные виды внимания обеспечивает механизм разных отделов мозга.

Механизмом непроизвольного  внимания по Павлову И.П. выделяют ориентировочный рефлекс.

 Механизм произвольного  внимания – принцип доминантности А.А. Ухтомского. При этом под понятием «доминантность» понимают повышение возбудимости, возникающей в процессе направленного внимания, что создает условия для эффективного осуществления познавательного процесса.

Произвольное внимание связано с повышением общего уровня активации  и с локальной активацией определенных структур мозга.

В исследовании Дубровиной Н.В. показано, что механизмом произвольного внимания является формирование нейронных сетей; избирательное внимание связано с образованием локальных функциональных ансамблей […].

Избирательная активность областей коры, соответствующих выполняемому виду деятельности, обеспечивается неспецифическими ядрами таламуса, мозолистого тела.  Также в ситуации произвольного внимания тесно взаимодействуют корковые зоны передних отделов левого полушария.

Левое полушарие контролирует селективное (произвольное) внимание, а правое обеспечивает поддержание общего уровня настороженности […].

Исследования Н.В. Дубровинской, Р.И. Мачинской показали, что в норме уже к 9- 10 годам непроизвольное внимание принимает зрелую форму. Наряду с этим существенные изменения претерпевает механизм произвольного внимания, обеспечивающий избирательную модуляцию активности корковых форм  […].

Как отмечают Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева,  усиление роли лобных областей в регулятивном процессе способствует устранению избыточно вовлеченных структур мозга в реализацию различных видов деятельности. При этом возрастает избирательность и пластичность функциональной организации мозга. В результате имеет место избирательная активизация определенных областей коры, что обуславливает развитие произвольного внимания.

 

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что понятие «произвольность» включает в себя способность ребенка сознательно управлять своими действиями и психическими процессами, в частности вниманием. Развитие произвольности составляет одну из главных линий развития ребенка […].

Следовательно, под произвольным вниманием мы будем понимать направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, который определяется целью и сопровождается  волевым контролем.

Рассмотрев теоретические  предпосылки проблемы внимания нам необходимо остановиться и на вопросе об особенностях  внимания у детей с детским церебральным параличом.

 

 

 

§ 1.2.  ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.  

 

Проблема произвольного внимания у детей с детским церебральным параличом в настоящее время недостаточно разработана. Многие исследователи лишь косвенно касаются данного вопроса.

Для наилучшего понимания и раскрытия  вопроса об особенностях произвольного внимания у детей с церебральным параличом необходимо прежде ознакомиться с понятием «детский церебральный паралич» и с особенностями психического развития детей данной категории, так как процесс произвольного внимания неотъемлемо связан со всем психическим развитием ребенка. 

Как известно, детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы. По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34- 42 ребенка, страдающих церебральным параличом.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано врачом- хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он впервые доложил об  этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развивались параличи конечностей. В течение ста лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля.

Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. А в 1958 году на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден, и было дано определение: « Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым.

Информация о работе Пути формирования произвольного внимания у детей с ДЦП