Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:10, курсовая работа
Известно, что погибшие нервные клетки не способны к самовосстановлению, но необычайная функциональная пластичность нервной ткани ребенка способствует компенсации дефекта. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа по формированию произвольного внимания имеет большое значение для развития детей с ДЦП (Мастюкова, Левченко, Ипполитова, Мамайчук, Данилова и др.).
Внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, но сравнительно с другими психическими явлениями и процессами феноменология внимания располагает рядом специфических черт:
Отсутствие четких границ;
Смутность явления;
Разновидность входящих явлений, из-за которых до настоящего времени нет четкого определения понятия внимания.
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания у детей с ДЦП
§ 1.1. Развитие теорий внимания в зарубежной и отечественной литературе 5
§ 1.2. Особенности развития внимания у детей с церебральным параличом 12
§ 1.3. Психолого- педагогические подходы к исследованию внимания у детей с отклонениями в развитии 16
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности произвольного внимания у детей с ДЦП.
§ 2.1. Методы и методика экспериментального исследования уровня сформированности произвольного внимания у детей с ДЦП среднего школьного возраста32
§ 2.2. Процедура проведения экспериментального исследования________33
§ 2.3. Анализ полученных результатов______________________________35
Глава III. Пути формирования произвольного внимания у детей с ДЦП
§ 3.1. Теоретические предпосылки формирования произвольного внимания у детей с церебральным параличом __43
§ 3.2. Основные направления формирования произвольного внимания __ _______45
§ 3.3. Коррекционно- развивающие упражнения по формированию произвольного внимания у учащихся с ДЦП __48
Заключение __51
Список литературы _53
В 1983 году Л.О. Бадалян предложил другое название детских церебральных параличей – «дизонтогенетические постуральные синкенезии». Автор при этом отмечает, что поражение нервной системы при ДЦП представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития.
За период со дня выступления В. Литтля опубликована масса исследований по проблеме ДЦП. В основном это были работы по вопросам неврологического, ортопедического, восстановительного лечения детей с ДЦП. Однако еще в трудах начала века подчеркивалось снижение интеллекта и недоразвитие речи у многих детей с ДЦП. Например, Я. Брейтман (1902) первым описал паталого-анатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и речь.
В 1960- х годах появилось много работ, посвященных изучению познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом (Botta N., Botta P., 1958; Эйдинова и Правдина - Винарская, 1959; Henderson, 1961; Кириченко, 1962; Абрамович - Лехтман, 1962; Хейссерман, 1964; Ипполитова, 1967;, Данилова, 1969; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976; Симонова, 1981, Калижнюк, 1987 и др.).
В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, полученное в результате поражения мозга, перенесенное в пренатальный период или в период новорожденности; как одна из форм резидуальной нервно- психической патологии центральной нервной системы сложного генезиса. Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга. Это обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств (К.А.Семенова, Е.Н. Мастюкова, Л.О. Бадалян и др.) […]. В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП наблюдается не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (К.А.Семенова, Е.Н. Мастюкова, Калижнюк, Ковалев и др.).
Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие фило - и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система – двигательная. Выраженная двигательная патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей данной категории.
Как отмечает И.Ю. Левченко, для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения […].
Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Е.С.Калижнюк, Л.А.Данилова, Е.М.Мастюкова, И.Ю.Левченко, Е.И.Кириченко и др.).
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения познавательных процессов и, прежде всего, произвольного внимания. При ДЦП нарушено формирование не только познавательных процессов, но и эмоционально- волевой сферы и личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей.
К ним относятся:
Это обусловлено следующими причинами:
Также при ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Как было уже отмечено, для психического развития детей с ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. А.Р.Маллер отмечает, что внимание детей с ДЦП слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели […].
Б.П.Пузанов, В.А. Папшин отмечали, что нарушение всего хода моторного развития оказывает неблагоприятное воздействие на формирование нервно- психических функций. Особое значение при этом имеет недостаточное развитие произвольных движений, направленных на достижение определенной цели. Именно им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека в широком смысле, а в частности процессов внимания […].
Как известно, основными характеристиками внимания являются:
- устойчивость, концентрация;
- объем;
- переключаемость.
Устойчивость внимания обеспечивает длительность концентрации внимания на объекте и выражается в определенной степени сосредоточения субъекта на объекте. Она является необходимым условием продуктивной работы. Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности. Оно дает возможность мышлению не «соскальзывать» на посторонние связи, несуществующие характеристики, незначимые эмоциональные образы.
Объем внимания – это совокупность воспринимаемых раздражителей, на которую направлено внимание в данный момент. Объем внимания в большей степени зависит от количественного соотношения фигуры и фона, т. е. объектов, которые надо выделить вниманием, и объектов, от которых надо отвлечься.
Объем внимания определяет эффективность любого вида обучения, поскольку мыслительный акт предполагает одновременно объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания.
Переход от одной деятельности к другой может осуществляться различными путями, но он всегда сопровождается изменением направленности внимания. При полном переключении внимания происходит как бы глобальная отмена предыдущей деятельности, при частичном имеет место включение некоторых компонентов предыдущей деятельности в новую.
Переключаемость – это динамическая характеристика внимания.
Физиологически переключение внимания сопряжено как с выработкой, так и с ломкой стереотипа, а также с его укрупнением, когда несколько стереотипов последовательно объединяются, образуя единое целое. Механизмы переключения и отвлечения внимания различны. При переключении происходит активная перестройка психической деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить иные способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляется собственно регуляторные функции внимания – возможность произвольно прекратить или замедлить предшествующую деятельность.
Исходя из вышеизложенного и учитывая основные характеристики внимания, И.Ю.Левченко выделяет следующие виды нарушений внимания при ДЦП […]:
Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточное устойчивое внимание затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания.
Уменьшение объема внимания – это количественное сужение совокупностей раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Т.е. бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещение и особенно в малознакомых местах.
По мнению Ж.Пиаже, узость поля внимания ребенка связана с трудностью, а подчас и с невозможностью осуществить мыслительный синтез. Именно это мы и наблюдаем у большинства детей с отклонениями в развитии. Нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста видит и замечает многое, но и он не способен организовать свое наблюдение.
Нарушение переключаемости внимания – это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Дети с ДЦП испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности проявляется «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. Также у них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например, рисовать и рассказывать стихотворение.
Таким образом, учитывая основные характеристики внимания и психические особенности детей с ДЦП можно сделать вывод о том, что произвольное внимание у детей с церебральным параличом в той или иной степени нарушено.
Далее рассмотрим основные исследования процесса внимания в специальной и психолого-педагогической литературе.
§ 1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИССЛЕДОВАНИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
В РАЗВИТИИ.
Как было отмечено выше, сравнительно с другими психическими явлениями и процессами феноменология внимания располагает рядом специфических черт.
Первая из них – отсутствие четких границ области явлений внимания. Внимание, на первый взгляд, нигде и никогда не выступает изолированно от других феноменов, а переплетается и сливается с ними в единое целое.
Вторая особенность заключается в смутности. То есть субъективные явления внимания как бы уходят на периферию сознания, объективные проявления нередко замаскированы элементами целенаправленного поведения, которому оно служит.
Как отмечает Дж. Зубин: «У
здорового бодрствующего
Третья особенность феноменологии внимания заключается в разнородности входящих в нее явлений, что является серьезным препятствием на пути его экспериментального изучения. Д. Берлайн считает, что эти феномены различны, поскольку возникают независимо друг от друга и подчиняются разным факторам и закономерностям.
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание.
Как отмечает Ю.Б. Дормашев, многие интересные, и продуктивные направления психологических исследований начинались с анализа обыденных и привычных ситуаций, не вызывающих, как правило, никаких вопросов у человека, который действует в них.
Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера, Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания многих авторов, в частности В. Вундта. Считается, что ему принадлежат права основателя психологии внимания. Примечательно, что одно из самых ранних исследований В.Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения.
Благодаря работам В. Вундта и его учеников (Э. Титченер, Т. Рибо) исследования проблемы внимания длительное время занимали центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
Трудности, с которыми сталкивалась психология внимания, объяснялись отсутствием адекватных методов его исследования. Способность внимания лежит в основе научного наблюдения вообще и метода самонаблюдения, в частности. Может быть, поэтому исследование внимания в психологии сознания оказалось в целом безуспешным. Как показало дальнейшее развитие экспериментальной психологии, изучение внимания тормозила и не столько бедность чисто методических средств, сколько узость и односторонность концепций, лежащих в основе его исследований.
Информация о работе Пути формирования произвольного внимания у детей с ДЦП