Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….
План курсовой работы.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 2. Психологические особенности произвольного
внимания детей среднего дошкольного
возраста…………………………………………………..…
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения
и методика экспериментального исследования………………………………………………
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение.
Пути совершенствования произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость
внимания в жизни человека, его
определяющая роль в отборе содержаний
сознательного опыта, запоминании
и научении очевидны. Трудно усомниться
также в необходимости
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: пути совершенствования произвольного внимания.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что усовершенствование методов и приёмов произвольного внимания детей дошкольного возраста будет эффективно влиять на формирование внимания, при условии его систематической тренировки, которая сможет повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
В работе были использованы такие методы исследования, как:
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольной памяти дошкольника.
Практическая значимость исследования заключается в разработке иных методов и приёмов, способствующих развитию произвольной памяти дошкольника.
I.1 Психолого-педагогические
основы произвольного внимания
детей среднего дошкольного
В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.
«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить».
Конечно, детское мышление
могло бы развиваться без влияния
социальной среды, - но в этом случае
оно развивалось бы медленно и
односторонне. Фактически же всякий ребенок
находится в постоянном взаимодействии
с окружающими его людьми, с
их вопросами и их ответами на собственные
вопросы ребенка. Ребенок не развивается
в пустоте, - его мысли вызывают
иногда одобрение, иногда смех; иногда
взрослые подтверждают и истолковывают
мысль ребенка, иногда показывают ее
ошибочность, задают ребенку вопрос,
«почему ты так думаешь?» Особенно
стимулирующее влияние имеют
отзвуки со стороны сверстников,
от которых ребенку особенно неприятно
слышать ироническое отношение
к его мысли. Мысль наша, развиваясь
в этих условиях, получает такую
форму, чтобы стать способной
быть усвоенной другими, - на этой именно
почве оформляется и
У детей среднего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Им становится все более доступно установление самых разнообразных связей, существующих между предметами и явлениями внешнего мира. Мысль ребенка напряженно работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребенком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления.
Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Но большое количество вопросов часто приносит вред. У детей ослабевает внимание, они становятся неинтересными, дети отвлекаются, начинают шалить, так как думать им совсем не над чем. Это особенно видно, когда вопросы очень легкие, элементарные. Например, при разговоре о погоде : «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?» Дети это хорошо знают, поэтому они просто выдают готовые знания. Активна только память детей, для работы мышления пищи нет. Мыслительный процесс возникает в том случае, если поставленная задача требует от ребенка перегруппировки имеющих знаний. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, напряжения, вызванного поисками решения, - там нет и мышления.
Умственное воспитание имеет следующее значение:
1. Содействие эстетическому воспитанию
2. Развитие ума ребенка и его психических процессов
3. Формирование системы знаний, развивается речь
4. Содействует
трудовому воспитанию, т.к. умственное
воспитание – это трудовой
процесс и прежде чем что
– то сделать необходимо
5. Содействует нравственному воспитанию (любовь к животным, бережное отношение к окружающим, взаимопомощь)
6. Содействие
физическому воспитанию, т.к. если
ребенок физически нездоров, то
плохо усваивает знания, поэтому
чтобы физически развиваться
надо быть интеллектуально
Необходимость умственного воспитания заключается в том, что:
· Происходит подготовка детей к обучению в школе
· Знания у них формируются в системе
· Формируются мыслительные операции и расширяется умственный кругозор
Задачи
умственного воспитания
1. Формирование
мотивации учебно-
2. Формирование
опыта познавательной
3. Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных знаний, формирование мировоззрения и в освоении способов деятельности
4. Формирование
эмоционального отношения к
Внимание не является психическим процессом. Это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту.
На нервную систему
человека ежеминутно воздействует множество
различных раздражителей: свет, шум,
звуки человеческой речи, прикосновения
одежды. Действуют и внутренние раздражители,
которые вызывают ощущения голода,
боли, жажды, утомления. Под действием
этих раздражителей возникают
Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздействие или их небольшую группу, например речь собеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражители в это время не замечаются, действие их тормозится. Значит, человек в данный момент внимателен к речи собеседника, речь собеседника в центре его внимания. Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного. Например, беспокойство за ребенка становится иногда настолько сильным, что попадает в центр внимания матери. Слушая кого-либо, она невольно отвлекается от речи говорящего и думает только о ребенке.
Раздражитель, вызывающий в
коре мозга человека наиболее сильный
очаг нервного возбуждения, называется
доминантным, т. е. главным, а возникающее
под его воздействием сильное
нервное возбуждение в
Физиологической основой внимания, его ранних форм (у животных) является безусловный ориентировочный рефлекс. И. П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?». Попадая в новую обстановку, животное оглядывается, принюхивается, знакомится с необычными для него условиями.
У младенца внимание возникает также прежде всего как реакция на новое, яркое, необычное.
Огромную роль в возникновении и поддержании внимания у взрослого и ребенка играет речь и разумная активная деятельность. Преследуя определенную цель, человек сосредоточивается не на ней, хотя она очень желаема, а на тех действиях, которые являются средством для достижения желаемой цели в конкретных условиях. Затруднения, ошибки, допускаемые в процессе достижения цели, привлекая внимание человека, становятся объектами его познания: анализа, критики, обсуждения.
Таким образом, безусловный ориентировочный рефлекс, являясь основой внимания, не исчерпывает физиологических механизмов этого состояния человека. Выражая психическое состояние личности, внимание человека — его объем, переключаемость, концентрация — в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека.
Различают три вида внимания, в зависимости от того, что является причиной его возникновения.
1. Непроизвольное (первичное)
внимание привлекается ярким,
неожиданным, сильным
2. Если школьник интересуется
чем-то (книгами, фильмами, марками,
техникой), то его внимание привлекают
и удерживают те предметы или
явления, которые