Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.10 Кб (Скачать файл)

7. Внимание детей дошкольного  и младшего школьного возраста  характеризуется небольшим объемом  в сравнении с подростками  и взрослыми.

8. Правильно выбранные  формы и методы работы позволяют  воспитателю активно влиять на  развитие внимания детей.

Для развития произвольного  внимания необходимо вызвать у ребенка  эмоциональный интерес к своей  деятельности, что становится возможным  при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника - игры. Детям еще трудно сосредоточиться  на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время  как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго  оставаться внимательными.

Какие же игры могут вызвать  у среднего дошкольника повышенный эмоциональный интерес?

Наибольшую заинтересованность у средних дошкольников вызывают сюжетно-ролевые игры. Основой сюжетно-ролевой  игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в  том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой  обстановке.

В ролевой игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом поведения стоит роль. Правило, соотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем  правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку. «Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней  содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция  контроля еще очень слаба и  часто еще требует поддержки  со стороны ситуации, со стороны  участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь  рождается. Именно поэтому игру можно  считать школой произвольного поведения» .

Л.С. Выготский, рассматривая формирование произвольного поведения  с точки зрения развития аффективно-потребностной  сферы, писал: «Ребенок действует в  игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется... В то же время он научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию. Итак, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка - действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам, содержащимся в роли. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является своеобразной школой детской воли. «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра»- писал  А.С. Макаренко. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён  действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей  целью и правилами игры.

В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет  его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает  результат своего действия.

Произвольная регуляция  поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться  на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится  к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный  уровень игровой мотивации.

Для поддержания игровой  мотивации воспитателю необходимо создавать условия для самостоятельной  и творческой игры, вызывать интерес, любознательность и целеустремленность старших дошкольников используя  для активизации сюжетно-ролевой  игры дошкольника произведения художественной литературы, картины художников, кинофильмы и слайды и т.д., а также его конструктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок для последующей ролевой игры).

Таким образом, сюжетно-ролевая  игра дает возможность с одной  стороны, поступать согласно собственным  намерениям, а с другой подчиняться  определенным законам, нормам, правилам, т.е. строить произвольное поведение. В подготовительных группах необходимо развивать немного ролевых игр, но в таком сочетании, которое  обеспечивало бы формирование чувств и устойчивых интересов ребенка  и на этой основе волевых черт его  характера, и тем самым произвольного  внимания.

Можно предположить, что  с началом формирования произвольного  внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление  произвольного внимания в его  элементарных формах предшествует появлению  феномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода от внешне определяемого  к внутренне детерминированному вниманию, т.е. перехода от непроизвольного  к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие  вниманием ребенка. Дошкольник раннего  возраста в состоянии произвольно  управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются  сигналы, указывающие ему на то, что  необходимо удерживать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4–5-летнего возраста просить постоянно говорить или  называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии  произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.

Виды дидактических  игр, их влияние на развитие внимания детей дошкольного возраста

Особым видом игровой  деятельности является дидактическая  игра. В дидактической игре ребенок  не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их1.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы  дошкольного воспитания.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения детей дошкольного  возраста, и формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

Система дидактических игр  для детского сада впервые была создана  Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные  им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность  мысли ребенка и тем противоречили  его же взглядам на игру как свободную  творческую деятельность.

В создании современной системы  дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд  игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны  с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

В дидактических играх  перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они  содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти  игры дают возможность обучать детей  разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В  этом их развивающая роль.

В дошкольной педагогике все  дидактические игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные  игры.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя  с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами предметов  и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в  играх усложняются: ребята упражняются  в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно  для развития отвлеченного, логического  мышления.

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых  разница между ними становится менее  заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие  сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое  из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных  форм.

В играх с куклами у  детей формируются культурно-гигиенические  навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится  затем и на своих сверстников, старших ребят.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камушки, ракушки) воспитатель  применяет при проведении таких  дидактических игр, как «Чьи это  детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время  прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ Настольно-печатные игры – интересное занятие для  детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие  задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой  игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем  не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок» объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и  по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется  некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями  растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому  признаку картинки. Или игра «А что  было потом?»: дети подбирают иллюстрации  к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую  картинку спрятали» дети должны запомнить  содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр  – учить детей логическому  мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый  предмет. Усложнением в этих играх  может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах  картинки разрезаются на 2–4 части, то в средней и старших группах  целое делят на 8–10 частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В  таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы  играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к  подражанию движениям животного, его  голосу. Например, в игре «Отгадай, кто  это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и  др.).

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены  на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о  предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется  использовать приобретенные ранее  знания в новых связях, в новых  обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя  характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят  алогизмы в суждениях и др.

    В средних группах  игры со словом направлены  в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения,  уточнение, закрепление и активизацию  словаря, развитие правильной  ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр  у детей воспитывают желание  заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает  активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Таким образом сущность дидактической  игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая  при этом определенные трудности. Ребенок  воспринимает умственную задачу, как  практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется  познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются  интеллектуальные.

Очень велико значение дидактической  игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными  предметами, с картинками у ребенка  происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать  и называть размер, форму, цвет и  другие, признаки предметов.

Увлекательные дидактические  игры создают у дошкольников интерес  к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление  трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность  к произвольному вниманию, обостряет  наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это  делает дидактическую игру важным средством  подготовки детей к школе.

Информация о работе Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста