Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.10 Кб (Скачать файл)

  Развитие устойчивости  детского внимания изучали Гетцер  и Бейрль. Бейрль определил максимальную  длительность детских игр в  различные возрасты. Так от года  до двух игра ребёнка может  длиться двадцать одну минуту  и одну секунду (21,1). От двух  лет до трёх продолжительность  игры составляет двадцать семь  минут (27).

 Максимальная длительность  игры: от трёх до четырёх –  пятьдесят минут (50); от четырёх  до пяти – восемьдесят три  минуты, три секунды (83,3); от пяти  до шести – девяносто шесть  минут (96).

  По результатам исследования  Бейрля, мы видим быстрый рост  устойчивости внимания после  трёх лет, а к шести годам  высокий уровень – на грани  школьного возраста.

  Также Бейрль изучил  рост концентрации внимания по  количеству отвлечений, которым  поддавался ребёнок в течение  10 минут игры. Так от двух до  трёх лет число отвлечений  составляло – 3,7; от трёх до  четырёх – 2,06; от четырёх до  пяти – 1,6; от пяти до шести  – 1,1

   По мере того  как расширяется круг интересов  ребенка, и он приучается к  систематическому учебному труду,  продолжает развиваться произвольное  и непроизвольное его внимание. Но сначала и в школе ещё  приходится сталкиваться со значительной  отвлекаемостью детей.

В школьном возрасте произвольное внимание развивается и совершенствуется.

  К десяти – двенадцати  годам наблюдается заметный рост  в умственном развитии детей,  развитие отвлечённого мышления, логической памяти и заметный  рост объёма внимания. Наступают  значительные сдвиги тогда, когда  успеют сказаться результаты  обучения.

Как мы видим, развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

Произвольное внимание как  вид относится к высшим психическим  функциям и присуще только человеку. Психологический механизм его возникновения  связан с человеческой деятельностью  и постановкой всевозможных целей.

Формирование цели, подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция производимых действий и последующая оценка полученного  результата осуществляются под контролем  произвольно внимания.

Произвольное внимание и  воля неразрывно связаны между собой. Собственно этот вид внимания возникает  всякий раз, когда мы решаем сознательно  сконцентрировать и уделить внимание объекту, который наше сознание сочло  значимым для нас.

Признаки  произвольного внимания

Как уже упоминалось, произвольное внимание является высшей психической  функцией, присущей только людям, а  потому несложно выявить ряд характерных  для него отличительных признаков:

– опосредованность;

– осознанность;

– произвольность (по воле);

– формирование в течение  всей жизни человека;

– возникновение в результате овладения специальными орудиями-средствами, созданными в ходе исторического  развития общества;

Виды произвольного  внимания:

Среди разнообразных классификаций  видов внимания наиболее прижились  в психологии три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (спонтанное).

Произвольное  внимание

Этот вид внимания возникает  всякий раз, когда мы решаем приступить к выполнению любого действия, которое  мы разумно-сознательно сочли полезным для себя. И в этом смысле оно  служит для выполнения поставленной и принятой к исполнению задачи.

Традиционно выделяют следующие  характеристики или  свойства произвольного  внимания: концентрированность, устойчивость, распределение,  переключение и объем.

Концентрированность характеризует  степень сосредоточенности на одном  и том же предмете, объекте деятельности.  Иногда  случается так, что человек, решая производственную задачу, настолько  углубляется в работу, что практически  не видит и  не  слышит того, что  происходит вокруг. Такое углубление в  деятельность характеризуется  большой ясностью и отчетливостью  в сознании человека того, на что  направлено его внимание. Именно высокая  концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях  значительно  больше, чем при обычном состоянии  сознания.  При  недостаточно концентрированном внимании  сознание  как  бы  скользит  по предметам, не задерживаясь подолгу на каждом из них. В  результате впечатление от предметов оказывается расплывчатым, нечетким.

Важнейшей характеристикой  внимания является устойчивость.  Она  проявляется в длительной сосредоточенности  на одном предмете  или воображаемом объекте в рамках одной и той  же деятельности. Устойчивость внимания имеет очень большое значение  для  успешности любой деятельности, особенно для учебной и трудовой. Чрезвычайно важно уметь сохранять  устойчивость внимания  в неблагоприятных  условиях, когда действуют различные  отвлекающие от дела раздражители.

Наряду с устойчивостью  и  концентрированностью  внимания  его важнейшей характеристикой  является  объем,  определяемый  количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания  ограничен. Так, если взрослому человеку предъявить на небольшой промежуток времени  приблизительно на 100 мс. набор различных, не связанных между собой предметов, человек воспримет не более 5-8.  У  детей объем внимания еще  меньше, в такой же ситуации ребенок  воспримет не более 3-4 предметов. Ограниченность объема  внимания  при  восприятии разрозненных, не имеющих связи предметов, определяется физиологическими причинами. Этот объем  условно  можно назвать  механическим объемом внимания.

Однако дело меняется, если предъявляются хорошо  знакомые  или легко связываемые между  собой предметы. Умение быстро  анализировать, систематизировать, связывать  воедино  различные  элементы, оказывающиеся  в поле зрения, может  существенно  увеличить  его объем.

Ограниченность объема внимания накладывает свой отпечаток и  на другое его  свойство - распределяемость.  Распределение  внимания предполагает наличие в процессе работы не одного,  а  по  крайней мере двух фокусов  сосредоточения,  существующих  одновременно.  В современной психологии объем  внимания (точнее  его  ограниченная емкость) и распределяемость являются предметами многочисленных экспериментальных исследований. Доказано,  что  “двойное  внимание” одинаково эффективное по отношению  к  обоим  видам  выполняемой  деятельности возможно как результат длительного и трудоемкого обучения. Именно поэтому в большинстве случаев  качество  выполнения двойной задачи оказывается хуже, чем в тех случаях, когда  внимание концентрируется  на  чем-то  одном,  причем  эти  ограничения объясняются причинами физиологического плана,  т.е.  ограниченностью  активационных ресурсов.

Еще одним свойством-навыком  внимания является его переключаемость. Она характеризует способность  человека  сознательно перемещать фокус внимания с одного объекта  на  другой. Эта способность также  формируется постепенно.

Экспериментальные  исследования  показывают,  что   индивидуальный уровень развития характеристик  произвольного внимания  в значительной  степени  определяется  свойствами  нервной  системы. Так,  было  показано,  что  подвижность, инертность, сила  и  слабость  нервной  системы  оказывают влияние на все характеристики внимания.

Устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание в большей  степени  присуще  людям с сильной  и подвижной нервной  системой.  Инертная  и  слабая нервная система  проявляет себя в неустойчивом, плохо  переключаемом и распределяемом внимании. Сочетание инертности с  силой  дает иную картину: устойчивость внимания улучшается,  становится  возможным среднее по эффективности  переключение и распределение внимания.

Изучая этот вид внимания, психологи разделили его еще  на три подвида:

- собственно произвольное;

- произвольное волевое;

- произвольное выжидательное.

Произвольное  волевое

Этот вид внимания возникает  всякий раз, в ситуации конфликта  между выбранным объектом или  направлением деятельности и объектами  или тенденциями внимания непроизвольного.

Выполняя некоторое задание, которое мы уже сочли особо  важным для себя, мы можем столкнуться  с непосредственным воздействием на нас посторонних раздражителей, включающих непроизвольное (инстинктивное) внимание.

Эволюция придала нам  способность непроизвольно реагировать  на все новое, быстрое, яркое, громкое, и тому подобное, что возникает  в этом мире. Поэтому сосредоточенно работая над чем-либо важным для  себя мы, невольно, отвлекаемся на громкие  звуки за окном или иные сильные  раздражители.

Произвольное  выжидательное

К одному из видов произвольного  внимания психологи относят внимание выжидательное. Оно связано с  волевой сосредоточенностью на ожидании определенного события, которое  должно произойти в скором времени.

С понятием выжидательного внимания неразрывно связано и является по сути синонимичным ему, другое понятие  - бдительность.

Таким образом, индивидуально  устойчивые особенности высшей нервной  деятельности человека накладывают  свой отпечаток на формирования свойств  произвольного внимания в одних  случаях, способствуя их оптимальному функционированию, в других, - ограничивая  их развитие.

I. 3. Современные  исследования совершенствования  процесса произвольного внимания  детей среднего дошкольного возраста

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам  игры и направлять свои действия в  соответствии с ее правилами. Параллельно  с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается  и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством  предметов и явлений, постепенное  формирование умения разбираться в  простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Содержание и характер деятельности, которую организовывает воспитатель детского учреждения, определяют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации  зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности  внимания того контингента детей, с  которым он работает. При организации  своей работы должен опираться на следующие положения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей  группе длительность занятий составляет 10-15 мин, в средней 20-25 мин, в старшей 25- 30 мин.

Интеллектуальная активность детей в процессе занятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии и гигиены. Поскольку у детей  детского возраста сильнее развито  непроизвольное внимание, воспитатель  должен опираться на него в своей  работе. Причем в процессе работы он должен давать такие задания, которые  требуют от детей и произвольного  внимания.

Сохранению внимания детей  способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и  в течение дня. Это позволяет  избежать однообразия и скуки, которые  притупляют интерес детей к работе, снижают их внимание. Рациональное чередование видов деятельности способствует поддержанию устойчивого  внимания. Так, например, после занятий  физкультурой, когда дети очень возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.

Занятия не должны быть излишне  интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в  первую очередь это относится  к занятиям по физкультуре), поскольку  на последующем занятии дети будут  перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности. Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов. Рассмотренные виды (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и свойства (устойчивость, распределение, переключение, объем) внимания ребенка характеризуются рядом специфических особенностей:

1. Ребенок дошкольного  возраста способен сосредоточиться  на очень короткое время. Внимание  его подвержено значительным  колебаниям.

2. Внимание ребенка дошкольного  и младшего школьного возраста  легко ослабевает. Даже незначительный  посторонний раздражитель отвлекает  внимание ребенка от деятельности.

3. Внимание привлекается  ярким, сильным, неожиданным раздражителем.  Ребенок дошкольного возраста  не в состоянии правильно управлять  своим вниманием.

4. Не владея вниманием  (оно еще не достигло уровня  произвольной психической регуляции), ребенок не в состоянии переключать  его по своему усмотрению с  одного объекта на другой, т.  е. переключение развито слабо.

5. Чем младше дети, тем  меньше они могут сосредоточиваться  на словах, с которыми к ним  обращается взрослый. Слова взрослого  не привлекают их внимания  или привлекают частично. Внимание  детей легче сосредоточивается  на ярких, привлекательных предметах.  Слова же взрослого лишь сопровождают  наглядно воспринимаемые ребенком  предметы. Только к среднему и  старшему детскому возрасту слова  взрослого приобретают настолько  сильное значение, что сами по  себе могут привлечь внимание  ребенка.

6. Распределение внимания  у детей дошкольного и младшего  школьного возраста развито еще  слабо. Ребенок практически не  в состоянии выполнять два  или более видов деятельности  одновременно.

Информация о работе Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста