Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.10 Кб (Скачать файл)

Наглядно результаты представлены в диаграммах:

Экспериментальная группа

Контрольная группа

По результатам проведенного эксперимента  можно говорить о  различиях в уровне развитии произвольного  внимания у средних дошкольников контрольной и экспериментальной  групп.

В экспериментальной группе  60 % (6 детей) показали высокий уровень  развития произвольного внимания.

У 40 % (4 ребенка) отмечается средний  уровень развития произвольного  внимания. Они справились со всеми  методиками, но в процессе выполнения задания отвлекались, допускали  ошибки.

Низкого уровня не зафиксировано.

У 20 % (2 детей) контрольной  группы высокий уровень развития произвольного внимания. Эти дети выполнили все методики, в процессе выполнения они сконцентрированы, не отвлекаются, могут распределить свое внимание.

У 40 % (4 ребенка) средний  уровень. Эти дети выполнили все методики, были сконцентрированы на выполнении заданий, но иногда отвлекались.

У 40%(4 ребенка) низкий уровень. Эти дети выполняли не все методики, были не сконцентрированы, отвлекались.

Таким образом, можно сделать  вывод: у детей контрольной группы произвольное внимание развито слабее, чем у детей экспериментальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Теоретический анализ  источников и результаты исследования  позволили сделать следующие  выводы.

Существующие основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация развиваются  под влиянием воспитания.

В дошкольном детстве высокой  ступени развития достигает непроизвольное внимание. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиться  на таких сторонах деятельности, которые  раньше оставались им незамеченными. Если непроизвольное внимание у детей  дошкольного возраста достигает  высокого уровня развития, то произвольное внимание только начинает формироваться. Его развитие продолжается  и  в старшем дошкольном возрасте.

Выполняя поручения взрослых, имея некоторые обязанности в  детском саду и дома, принимая участие  в игровой деятельности, старший  дошкольник все чаще сталкивается с  такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для  осуществления намеченного задания, что соответствует словесным  указаниям взрослого или требованиям  детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию у детей произвольного  внимания.

Данные экспериментального исследования показали, что в контрольной  группе детей уровень развития произвольного  внимания ниже, чем у детей экспериментальной  группы. Свойства внимания: переключаемость, объем, распределение и другие,  по всем проведенным методикам находятся  на среднем уровне развития.

На качество распределения  внимания может так же влиять световой режим, который необходимо соблюдать  при проведении занятия. Неправильная организация светового режима ведет  к трудности восприятия материала, его фрагментарности и нечеткости. Ребенку становится сложнее сосредоточиться на задании. Так же необходимо следить за качеством стимульного материала, предоставляемого детям. Несоответствие материала требованиям, ведет к тому, что ребенку необходима большая концентрация и сосредоточенность. Это так же снижает качество выполнения задания, приводит к вынужденным ошибкам и тем самым влияет на показатели внимания.   Таким образом, необходимо учесть все факторы, которые могут повлиять на внимание ребенка, сделать так, чтобы ему было удобно при выполнении задания.

Основное изменение внимания в среднем дошкольном возрасте состоит  в том, что дети в этом возрасте дети впервые начинают управлять  своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для  этого некоторые средства, т.е. возникает  так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями  развития произвольного внимания средних  дошкольников являются сравнительная  слабость произвольного внимания и  его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться  на задании, особенно если оно неинтересно  и однообразно, их внимание легко  отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями  и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе  оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Развитие произвольного  внимания - важнейшая задача дошкольного  воспитания. В дальнейшем оно обеспечит  успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется  благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование  и т. п.,  и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в  эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Одним из основных средств  развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий  вид детской деятельности и как  важнейшее условие общественного  воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения  уровня развития основных качеств произвольного  внимания содействуют воспитанию в  детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

Наша гипотеза о том, что  развитие произвольного внимания дошкольника  будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить  в играх с правилами, упражнениях  подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И., Чичерин Д.С.Ю Софьин А.М. Новая методика оценки свойств внимания. Журнал «Вопросы психологии». 2000
  2. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание.
  3. Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Дошкольное воспитание.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; Изд. "Союз"; СПб 1997
  6. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском Люблинская А. А. "Детская психология" Учебное пособие для студентов педагогических институтов.М., «Просвещение», 1971 г.
  7. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. - 1982.
  8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.
  9. Зверева Г. И. О воспитании внимания /Дошкольное воспитание. - 1960. - №12.
  10. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. Москва: ООО Аквариум – Принт, К ОАО Дом печати – Вятка, 2005.
  11. Хрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976.
  12. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб.: прайм – Еврознак, 2007г.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб. Питер, 2002 год.
  15. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - №4.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: «Питер», 2001
  17. Семаго Н, Семаго М.  Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов. // Школьный психолог , 1999, № 7.
  18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: Академия развития, 2000 г.
  19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996
  20. Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008.
  21. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр                                                                                               «Академия», 2006.

1 Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. Москва: ООО Аквариум – Принт, К ОАО Дом печати – Вятка, 2005. – 160с.


Информация о работе Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста