Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….
Таким образом, дидактические
игры способствуют развитию всех психических
процессов (памяти, мышления), а так
же большое влияние оказывают
на развитие внимания. В дидактических
играх на внимание ребёнок выполняет
такие действия, которые формируют
целенаправленность и устойчивость
внимания, потому что именно эти
игры всегда содержат задачу и правила
действия, которые требуют
II. 1. Цели, задачи,
научные предположения и
Цель эксперимента: поиск путей совершенствования произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования :пути совершенствования произвольного внимания.
Гипотеза: мы предполагаем, что, организовав специальную работу с детьми при реализации различных методов и приемов, сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи эксперимента:
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Эксперимент проводился на базе МДОУ г.Бендеры «Детский сад № 28».
В исследовании участвовали дети среднего дошкольного возраста:
10 из средней группы «Гномики»;
10 из средней группы «Смешарики».
Выборка детей была сделана с учетом следующих критериев:
1. Возраст детей: все
дети приблизительно одного
2.Половое различие: в исследовании принимали участие и девочки и мальчики;
3. Все дети прошли адаптацию к ДОУ.
Экспериментальное исследование строилось на следующих принципах:
• индивидуальный подход (учет индивидуальных качеств личности);
• доступность;
• валидность;
• учета ведущего вида деятельности.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе эксперимента нами выявлялся уровень развития произвольного внимания у детей этих группы.
На втором этапе были апробированы различные игры и упражнения, направленная на формирование произвольного внимания дошкольников. Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения коррекционно-развивающей программы.
Для подтверждения цели и гипотезы были сформированы 2 группы испытуемых:
1 группа («Гномики»)-экспериментальная:
2 группа («Смешарики»)-контрольная:
Срок эксперимента - один месяц(март 2012 г.)
II. 2. Констатирующий этап эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился в марте 2012 года.
Цель эксперимента: выявить уровень сформированности произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи эксперимента:
Одним из важных
условий получения достоверных
результатов является
Методика диагностики, используемая для изувечения уровня развития произвольного внимания включала игровое задание «Расставь как было» (Приложение №2) и методику «Шифровка», предложенную Н.Семаго, М. Семаго(Приложение №1).
Описать результаты обследования детей, опираясь на диагностическую карту
Критерии уровневой
Высокий уровень – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность.
Средний уровень – такое выполнение, когда присутствует не только 2 пропуска заполняемых фигур, исправления или 1-2 ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.д.).
Низкий уровень – такое выполнение, при котором есть 1-2 ошибки в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками. Ребенок выполняет задание больше, чем 2,5 минуты.
В ходе констатирующего этапа
эксперимента, нами были выявлены уровни
развития экспериментальной и
Количественный
анализ результатов уровневой
Уровни |
Констатирующий этап эксперимента | |||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Количество, % |
Персонально (Ф.И. ребенка) |
Количество, % |
Персонально (Ф.И. ребенка) | |
Высокий |
10 |
Илья З. |
10 |
Ксения Н. |
Средний |
20 |
Софья П. Ярослав Ч. |
30 |
Ирина Р. Денис Ч. Илья П. |
Низкий |
70 |
Аделина Б. Владик С. Алина С. Виктория В. Анастасия Ч. Станислав Б. Мария С. |
60 |
Анастасия Ш. Никита Ч. Кирилл Ч. Анастасия Б. Ярослав Н. Дарья Б. |
Наглядно результаты эксперимента представлены в диаграммах:
Таким образом, нами установлено:
у детей, проходящих эксперимент
очень слабо развито
II. 3. Формирующий этап эксперимента
Формирующий эксперимент проводился весь март 2012 года с детьми, показавшими в ходе констатирующего эксперимента средний и низкий уровень развития произвольного внимания.
Цель этапа: разработать и апробировать мктодику, направленную на совершенствование развития произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи этапа:
Занятия включали:
— игры с правилами: подвижные, словесные и дидактические;
— игровые упражнения, творческие
и подражательно-
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
При разработке методики с детьми мы опирались на методическте рекомендации, теоретические исследования Бондарев И.П., Вылегжанин О.И., Чичерин Д.С., Софьин А.М., Ильина Н.Н. ,Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.
Нами был разработан план работы с детьми (Приложение №4).
Все виды работ проводились
с детьми экспериментальной группы
постепенно, в течение месяца. Тщательно
готовился материал к проведению
игр и упражнений(
Проводились следующие игры и упражнения(Приложение №5, 6,7):
В ходе игр«Выкладывание узора из мозаики», «Лото» мы развивали у детей произвольное внимание, концентрацию и объем внимания, мелкую моторику рук, формировали умение работать по образцу. Илья З. без максимальных усилий справлялись с заданиями. У Софьи П., Ярослава Ч. имелись некоторые трудности, но им не помешало это выполнять правильно задания. Остальные справлялись с заданиями очень трудно. Им приходилось прилагать максимум усилий, но и это не всегда давало желаемого результата.
Игры на развитие слухового внимания «Разведчики», «Съедобное – несъедобное» давали возможность детям знакомиться со свойствами предметов, развивать моторно-слуховую память, координацию движений.
Дети с огромным удовольствием принимали участие в играх, принимая условия игры.
В психогимнастике дети «примеряли» на себе различные роли, внимательно слушали задание, максимально стараясь выполнить его.
Все дети с удовольствием
выполняли задания, играли, с восторгом
делились впечатлениями с родителями
и сотрудниками дошкольного образовательного
учреждения, что свидетельствует
о высокой степени
Таким образом, работа на данном этапе проходила интенсивно, согласно плану работы. На наш взгляд, работу на данном этапе можно считать успешной.
II. 4. Контрольный этап эксперимента
На контрольном этапе эксперимента мы проверили результативность использованной методики и состоятельность выдвинутой гипотезы.
Цель этапа: выявить динамику изменения уровня развития детей.
Задачи этапа:
На данном этапе мы провели
диагностику развития произвольного
внимания, используя методику диагностики
констатирующего этапа
Сравнительный анализ
результатов уровневой
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Констатирующий Эксперимент |
Контрольный Эксперимент |
Констатирующий Эксперимент |
Контрольный эксперимент | |
Высокий |
1 ч.-10% Илья З. |
6ч.-60% Илья З. Софья П. Станислав Б. Мария С. Ярослав Ч. Владик С. |
1ч.-10% Ксения Н. |
2ч.-20 % Дарья Б. Ксения Н. |
Средний |
2 ч.-20 % Софья П. Ярослав Ч. |
4 ч.-40% Аделина Б. Алина С. Анастасия Ч. Виктория В. |
3ч.- 30% Ирина Р. Денис Ч. Илья П. |
4ч.-40% Ирина Р. Денис Ч. Илья П. Ярослав Н. |
Низкий |
7 ч.-70% Аделина Б. Владик С. Алина С. Виктория В. Анастасия Ч. Станислав Б. Мария С. |
- |
6ч.-60% Анастасия Ш. Никита Ч. Кирилл Ч. Анастасия Б. Ярослав Н. Дарья Б. |
4ч.-40% Анастасия Ш. Никита Ч. Кирилл Ч. Анастасия Б. |