Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.10 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дидактические  игры способствуют развитию всех психических  процессов (памяти, мышления), а так  же большое влияние оказывают  на развитие внимания. В дидактических  играх на внимание ребёнок выполняет  такие действия, которые формируют  целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти  игры всегда содержат задачу и правила  действия, которые требуют сосредоточенности. Для того чтобы своевременно развивать  у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность  управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика  экспериментального исследования

Цель  эксперимента: поиск путей совершенствования произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.

Объект  исследования: развитие произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования :пути совершенствования произвольного внимания.

Гипотеза: мы предполагаем, что, организовав специальную работу с детьми при реализации различных методов и приемов, сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.

Задачи  эксперимента: 

  1. Выявить уровень сформированности произвольного внимания детей пятого года жизни
  2. Разработать и апробировать методику, игры и упражнения, направленные на совершенствование произвольного внимания дошкольников.
  3. Проанализировать и сделать вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Эксперимент проводился на базе МДОУ г.Бендеры «Детский сад  № 28».

В исследовании участвовали  дети среднего дошкольного возраста:

10 из средней группы  «Гномики»;

10 из средней группы  «Смешарики».

Выборка детей была сделана  с учетом следующих критериев:

1. Возраст детей: все  дети приблизительно одного возраста;

2.Половое различие: в исследовании  принимали участие и девочки  и мальчики;

3. Все дети прошли адаптацию  к ДОУ.

Экспериментальное исследование строилось на следующих принципах:

• индивидуальный подход (учет индивидуальных качеств личности);

• доступность;

• валидность;

• учета ведущего вида деятельности.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе  эксперимента нами выявлялся уровень  развития произвольного внимания у  детей этих группы.

На втором этапе были апробированы различные игры и упражнения, направленная на формирование произвольного внимания дошкольников. Третий этап исследования позволил выявить эффективность  применения коррекционно-развивающей  программы.

Для подтверждения цели и  гипотезы были сформированы 2 группы испытуемых:

1 группа («Гномики»)-экспериментальная:

  1. Аделина Б.
  2. Владик С.
  3. Илья З.
  4. Мария С.
  5. Алина С.
  6. Софья П.
  7. Виктория В.
  8. Анастасия Ч.
  9. Станислав Б.
  10. Ярослав Ч.

2 группа («Смешарики»)-контрольная:

  1. Ксения Н.
  2. Анастасия Ш.
  3. Илья П.
  4. Никита Ч.
  5. Денис Ч.
  6. Дарья Б.
  7. Анастасия Б.
  8. Ирина Р.
  9. Ярослав Н.
  10. Кирилл Ч.

Срок эксперимента - один месяц(март 2012 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 2. Констатирующий  этап  эксперимента

Констатирующий эксперимент  проводился в марте 2012 года. 

Цель  эксперимента: выявить уровень сформированности произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи  эксперимента:

  1. выявить уровень сформированности произвольного внимания детей пятого года жизни.
  2. Подобрать методы психологического исследования
  3. Выявить уровень произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста
  4. Проанализировать результат диагностики

 Одним из важных  условий получения достоверных  результатов является установление  эмоционального контакта и взаимопонимания  между исследователем  и ребенком. Для налаживания такого контакта  необходимо проводить обследование  в знакомой ребенку обстановке. Именно поэтому исследование  проводилось в спальне, где  для этих целей было приготовлено  рабочее место для ребенка  с заранее подготовленными материалами. 

Методика диагностики, используемая для изувечения уровня развития произвольного  внимания включала игровое задание  «Расставь как было» (Приложение №2) и методику «Шифровка», предложенную Н.Семаго, М. Семаго(Приложение №1).

Описать результаты обследования детей, опираясь на диагностическую  карту

Критерии уровневой диагностики:

Высокий уровень – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность.

Средний уровень – такое выполнение, когда присутствует не только 2 пропуска заполняемых фигур, исправления или 1-2 ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.д.).

Низкий уровень – такое выполнение, при котором есть 1-2 ошибки в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками. Ребенок выполняет задание больше, чем 2,5  минуты.

В ходе констатирующего этапа  эксперимента, нами были выявлены уровни развития экспериментальной и контрольной  группы детей.

Количественный  анализ результатов уровневой диагностики  на констатирующем этапе эксперимента.

Уровни

Констатирующий этап эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество, %

Персонально

(Ф.И. ребенка)

Количество, %

Персонально

(Ф.И. ребенка)

Высокий

10

Илья З.

10

Ксения Н.

Средний

20

Софья П.

Ярослав Ч.

30

Ирина Р.

Денис Ч.

Илья П.

Низкий

70

Аделина Б.

Владик С.

Алина С.

Виктория В.

Анастасия Ч.

Станислав Б.

Мария С.

60

Анастасия Ш.

Никита Ч.

Кирилл Ч.

Анастасия Б.

Ярослав Н.

Дарья Б.


Наглядно результаты эксперимента представлены в диаграммах:

Таким образом, нами установлено: у детей, проходящих эксперимент  очень слабо развито произвольное внимание, переключаемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 3. Формирующий  этап эксперимента

Формирующий эксперимент  проводился весь март 2012 года с детьми, показавшими в ходе констатирующего  эксперимента средний и низкий уровень  развития произвольного внимания.

Цель  этапа: разработать и апробировать мктодику, направленную на совершенствование развития произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста.

Задачи  этапа:

  1. Разработать методику
  2. Апробировать данную методику с детьми среднего дошкольного возраста
  3. Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем,  произвольность и целенаправленность.
  4. Развивать умение мыслить вслух, способности активного владения речью.

Занятия включали:

— игры с правилами: подвижные, словесные и дидактические;

— игровые упражнения, творческие и подражательно-исполнительного  характера;

— свободное и тематическое рисование;

— релаксацию.

При разработке методики с  детьми мы опирались на методическте рекомендации, теоретические исследования Бондарев И.П., Вылегжанин О.И., Чичерин  Д.С., Софьин А.М., Ильина Н.Н. ,Мещеряков  Б.Г., Зинченко В.П.

Нами был разработан план работы с детьми (Приложение №4).

Все виды работ проводились  с детьми экспериментальной группы постепенно, в течение месяца. Тщательно  готовился материал к проведению игр и упражнений(дидактический  и раздаточный). В ходе игр и  упражнений были задействованы все дети с средним и низким уровнями развития произвольного внимания. Так же уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. Эксперименты проводились в спокойной обстановке, знакомой для детей, с целью выявления максимально правильных данных.

Проводились следующие игры и упражнения(Приложение №5, 6,7):

  • Упражнение “Лампы”
  • «По новым местам!»
  • «Удочка»
  • «Опиши друга»
  • «Лото»
  • «Нанизывание бусинок»
  • «Выкладывание узора из мозаики»
  • «Выкладывание палочек»
  • «Найди два одинаковых рисунка»
  • «Четвёртый лишний» 
  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Слушаем тишину» 
  • «В магазине зеркал»
  • «Смотри на руки»
  • «Слушай команду» 

В ходе игр«Выкладывание узора  из мозаики», «Лото» мы развивали у детей произвольное внимание, концентрацию и объем внимания, мелкую моторику рук, формировали умение работать по образцу. Илья З. без максимальных усилий справлялись с заданиями. У Софьи П., Ярослава Ч. имелись некоторые трудности, но им не помешало это выполнять правильно задания. Остальные справлялись с заданиями очень трудно. Им приходилось прилагать максимум усилий, но  и это не всегда давало желаемого результата.

Игры на развитие слухового  внимания «Разведчики», «Съедобное – несъедобное» давали возможность детям знакомиться со свойствами предметов, развивать моторно-слуховую память, координацию движений.

Дети с огромным удовольствием  принимали участие в играх, принимая условия игры.

В психогимнастике дети «примеряли»  на себе различные роли, внимательно  слушали задание, максимально стараясь выполнить его.

Все дети с удовольствием  выполняли задания, играли, с восторгом  делились впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует  о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Таким образом, работа на данном этапе проходила интенсивно, согласно плану работы. На наш взгляд, работу на данном этапе можно считать  успешной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 4. Контрольный  этап эксперимента

На контрольном этапе  эксперимента мы проверили результативность использованной методики и состоятельность  выдвинутой гипотезы.

Цель  этапа: выявить динамику изменения уровня развития детей.

Задачи  этапа:

  1. Выявить уровень развития детей
  2. Проанализировать результаты диагностики
  3. Сравнить результаты диагностики

На данном этапе мы провели  диагностику развития произвольного  внимания, используя методику диагностики  констатирующего этапа эксперимента(Приложение №1,2). Диагностика проводилась в  двух группах- контрольной и экспериментальной. Нами были выявлены и установлены  уровни развития произвольного внимания(Приложение №8).

Сравнительный анализ результатов уровневой диагностики  экспериментальной и контрольной  группы на констатирующем и контрольном  этапе эксперимента

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

Эксперимент

Контрольный

Эксперимент

Констатирующий

Эксперимент

Контрольный

эксперимент

Высокий

1 ч.-10%

Илья З.

6ч.-60%

Илья З.

Софья П.

Станислав Б.

Мария С.

Ярослав Ч.

Владик С.

1ч.-10%

Ксения Н.

2ч.-20 %

Дарья Б.

Ксения Н.

Средний

2 ч.-20 %

Софья П.

Ярослав Ч.

4 ч.-40%

Аделина Б.

Алина С.

Анастасия Ч.

Виктория В.

3ч.- 30%

Ирина Р.

Денис Ч.

Илья П.

4ч.-40%

Ирина Р.

Денис Ч.

Илья П.

Ярослав Н.

Низкий 

7 ч.-70%

Аделина Б.

Владик С.

Алина С.

Виктория В.

Анастасия Ч.

Станислав Б.

Мария С.

-

6ч.-60%

Анастасия Ш.

Никита Ч.

Кирилл Ч.

Анастасия Б.

Ярослав Н.

Дарья Б.

4ч.-40%

Анастасия Ш.

Никита Ч.

Кирилл Ч.

Анастасия Б.

Информация о работе Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста