Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….
Бывает и так, что, приступая к работе, человек подчиняется только осознанной необходимости и произвольно мобилизует и направляет свое внимание. Постепенно работа увлекает человека, становится для него интересной, и его внимание из произвольного превращается в послепроизвольное (непроизвольное вторичное).
Нужно использовать познавательные интересы детей для развития этого вида внимания. Однако не следует при этом стремиться к развлекательности на уроке. Смешные рассказы, шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание школьника от учебного материала.
3. Произвольное внимание
направляется волевым усилием
человека, осознанием необходимости
быть внимательным. Обычно такого
произвольного внимания
Частота переходов одного
вида внимания в другой, так же как
и устойчивость одной доминанты,
в значительной мере определяется особенностями
высшей нервной деятельности. Как
известно, у ребенка доминанта
характеризуется
Нельзя забывать, что для учеников любого типа нервной системы характерны периодические колебания внимания. Такие «волны» внимания и отвлечения от основной деятельности наблюдаются тем чаще, чем младше ребенок, чем менее он активен, чем более длительна и однообразна работа.
Произвольное внимание как вид относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку. Психологический механизм его возникновения связан с человеческой деятельностью и постановкой всевозможных целей.
Формирование цели, подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция производимых действий и последующая оценка полученного результата осуществляются под контролем произвольно внимания.
Произвольное внимание и воля неразрывно связаны между собой. Собственно этот вид внимания возникает всякий раз, когда мы решаем сознательно сконцентрировать и уделить внимание объекту, который наше сознание сочло значимым для нас.
Проблемой изучения
внимания в течение многих
десятков лет занимались и
занимаются известные
Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.с.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие.
Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
По мнению С.Л. Рубинштейна
внимание это избирательная
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.
Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии , а вне личности ребенка.
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий.
Знаменитый американский философ и психолог, основатель прагматизма Уильям Джеймс, писал касательно произвольного внимания, что «главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем внимания».
Характерной особенностью его работы является то, что основные управляющие сигналы оно получает от второй сигнальной системы, в отличие от непроизвольного внимания, управляемого первой сигнальной системой. (Напомним, что первую сигнальную систему образуют все раздражители наших органов чувств, а вторую – речь и письменность). Именно по этой причине этот вид внимания относят к высшим психическим функциям.
Когда в голове возникает
речевой самоприказ (или любая
повелительная мысль) в лобных отделах
больших полушарий головного
мозга возникает
Психологи, исследовавшие
этот вид внимания установили,
что его задатки начинают
Первые ярко выраженные и отчетливые проявления внимания дети начинают демонстрировать, начиная примерно с 5 лет. С этого возраста ребенок приобретает и оттачивает способность выполнять задания самостоятельно, управляя своим волевым вниманием.
Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из – за невнимательности. Совсем по другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения. Работая в тесной преемственности со школой, воспитатели следят за успехами своих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности.
Таким образом, возникает
необходимость развивать у
I. 2. Психологические
особенности произвольного
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Развитие внимания означает
его постепенное
Внимание у человека
формируется с рождения, и в
процессе формирования его
Вторая стадия
развития внимания начинается
с того момента, когда ребёнок,
Первоначально внимание
выступает как реакция
Третья стадия развития
внимания связана с началом
использования самим ребёнком
его собственных телодвижений
и произносимых им звуков для
управления внимания взрослых
людей. Для того чтобы
Появление свойств
внимания способствует
В раннем детстве,
от года до трёх, развитие внимания
происходит при освоении
Пятая стадия развития
внимания характеризуется тем,
что ребёнок начинает
В дошкольном возрасте
условия жизни ребёнка
Шестая стадия развития
внимания ребёнка
В развитии внимания
существенным является его
Доказано, что в среднем
взрослый человек
К шести годам не
только увеличивается