Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей среднего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы исследования.
I. 1 Психолого-педагогические основы произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….
I. 2. Психологические особенности произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..………
I. 3. Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста……………
Глава II. Экспериментальная часть исследования.
II. 1. Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования……………………………………………………………….…….…….
II. 2. Констатирующий этап эксперимента…………………………….……………
II. 3. Формирующий этап эксперимента……………………………….……...…..…
II. 4. Контрольный этап эксперимента………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..……….
Библиография………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 103.10 Кб (Скачать файл)

Бывает и так, что, приступая  к работе, человек подчиняется  только осознанной необходимости и  произвольно мобилизует и направляет свое внимание. Постепенно работа увлекает человека, становится для него интересной, и его внимание из произвольного  превращается в послепроизвольное (непроизвольное вторичное).

Нужно использовать познавательные интересы детей для развития этого  вида внимания. Однако не следует при  этом стремиться к развлекательности  на уроке. Смешные рассказы, шутки, игры или комические сценки на уроке могут  отвлечь внимание школьника от учебного материала.

3. Произвольное внимание  направляется волевым усилием  человека, осознанием необходимости  быть внимательным. Обычно такого  произвольного внимания требует  неинтересное, скучное дело, смысла  которого человек не видит,  и выполняет его, подчиняясь  требованиям других. Такое внимание  особенно трудно дается маленьким  детям. Оно требует большого  волевого напряжения, умения намеренно  отвлечься, отключиться от всех  интересных впечатлений и заставить  себя сосредоточиться на неинтересном  содержании, на выполнении неинтересных  действий. Ясно, что детям преддошкольного  возраста произвольное внимание  недоступно.

Частота переходов одного вида внимания в другой, так же как  и устойчивость одной доминанты, в значительной мере определяется особенностями  высшей нервной деятельности. Как  известно, у ребенка доминанта  характеризуется неуравновешенностью  с преобладанием возбуждения  над торможением и тенденцией к широкой иррадиации нервного процесса по коре мозга. У детей с повышенной или легкой возбудимостью внимание быстро направляется на необходимую  деятельность или на тот предмет, с которым предстоит работа. Однако сохранять образовавшуюся доминанту  таким детям труднее, чем детям  с медленной возбудимостью и  трудной переключаемостью нервной  деятельности.

Нельзя забывать, что для  учеников любого типа нервной системы  характерны периодические колебания  внимания. Такие «волны» внимания и отвлечения от основной деятельности наблюдаются тем чаще, чем младше ребенок, чем менее он активен, чем  более длительна и однообразна  работа.

Произвольное внимание как  вид относится к высшим психическим  функциям и присуще только человеку. Психологический механизм его возникновения  связан с человеческой деятельностью  и постановкой всевозможных целей.

Формирование цели, подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция производимых действий и последующая оценка полученного результата осуществляются под контролем произвольно внимания.

Произвольное внимание и  воля неразрывно связаны между собой. Собственно этот вид внимания возникает  всякий раз, когда мы решаем сознательно  сконцентрировать и уделить внимание объекту, который наше сознание сочло  значимым для нас.

 Проблемой изучения  внимания в течение многих  десятков лет занимались и  занимаются известные зарубежные  и отечественные психологи и  педагоги:

Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.с.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие.

Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими, т.е. между  эмоциями и произвольным вниманием  он усматривал особенно тесную зависимость.

В своих трудах отечественный  психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что  внимание есть особый вид психической  деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.

По мнению С.Л. Рубинштейна  внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность  на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.

Л.С. Выготский пытался  проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому  пониманию внимания следует искать не в нутрии , а вне личности ребенка.

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое  и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции  контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий.

Знаменитый американский философ и психолог, основатель прагматизма  Уильям Джеймс, писал касательно произвольного  внимания, что «главнейший подвиг воли заключается в направлении  сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем внимания».

Характерной особенностью его  работы является то, что основные управляющие  сигналы оно получает от второй сигнальной системы, в отличие от непроизвольного  внимания, управляемого первой сигнальной системой. (Напомним, что первую сигнальную систему образуют все раздражители наших органов чувств, а вторую – речь и письменность). Именно по этой причине этот вид внимания относят  к высшим психическим функциям.

Когда в голове возникает  речевой самоприказ (или любая  повелительная мысль) в лобных отделах  больших полушарий головного  мозга возникает соответствующее  возбуждение, которое затем усиливается  и становится преобладающим. И дальнейшая стимуляция произвольного внимания осуществляется за счет активации гипоталамуса – под влиянием словесных раздражителей.

 Психологи, исследовавшие  этот вид внимания установили, что его задатки начинают формироваться  у детей, приблизительно с 2 лет с помощью манипуляций  с различными предметами и  попыток говорить. Учеными установлено,  что приблизительно до 2,5 лет ребенок  не может воспроизвести действие, связанное с некоторым предметом,  не имея при этом самого  предмета.

Первые ярко выраженные и  отчетливые проявления внимания дети начинают демонстрировать, начиная  примерно с 5 лет. С этого возраста ребенок приобретает и оттачивает способность выполнять задания самостоятельно, управляя своим волевым вниманием.

Проблема развития произвольного  внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время  хорошо известно насколько сложна и  объемна программа начальных  классов, и как трудно бывает порой  ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из – за невнимательности. Совсем по другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное  время, усидчивые, внимательные. Эти  дети легче вписываются в процесс  обучения. Работая в тесной преемственности  со школой, воспитатели следят за успехами своих выпускников в школе. По данным школьного психолога среди  первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой  для них социальной позиции школьника. Одной из таких проблем является неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности.

Таким образом,  возникает  необходимость развивать у детей  произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту  сосредоточенность.

 

 

 

I. 2. Психологические  особенности произвольного внимания  детей среднего дошкольного возраста

Внимание – важный компонент  деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей  общей оценки уровня развития личности индивида.

Развитие внимания означает его постепенное совершенствование  по всем или по отдельным свойствам  – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объёма. Под развитием внимания понимают переход от более простых к более сложным видам, от врождённых к приобретённым его видам (например, появление у человека социально обусловленного внимания и его использование вместо природного, переход от непроизвольного к произвольному вниманию…). Развитие внимания может идти параллельно по разным направлениям, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, а может касаться только отдельных его направлений; может идти естественным путём или происходить целенаправленно (искусственное развитие). Естественное развитие внимания идёт постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта и является сравнительно медленным процессом. Искусственное развитие внимания представляет ускоренный процесс и обычно связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит к его устойчивым изменениям. При искусственном развитии внимание человека не всегда является достаточно устойчивым, в последующем его необходимо закреплять.

  Внимание у человека  формируется с рождения, и в  процессе формирования его происходит  взаимосвязанное развитие памяти, речи, мышления. В своём развитии  внимание проходит через следующие  стадии. Вначале, сразу после рождения, у ребёнка имеется лишь непосредственное  внимание к сильно действующим  раздражителям, которое, проявляется  лишь в форме ориентировочного  врождённого рефлекса. Такой рефлекс  обнаруживается уже у младенцев  в конце первого месяца жизни,  и это свидетельствует о том,  что у ребёнка вскоре после  его рождения появляются первые  признаки непосредственного и  непроизвольного внимания. Это первая  стадия развития внимания.

    Вторая стадия  развития внимания начинается  с того момента, когда ребёнок,  наблюдая за взрослыми, замечает  его действия и начинает реагировать  на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, указательный жест, движения головой, движения телом. Реагировать на такие движения взрослого ребёнок начинает приблизительно с 1,5 – 2- месячного возраста, то есть когда он выделяет и особым образом реагирует на лицо и голос матери (комплекс оживления). Данная стадия развития длится от 1,5-2 месяцев до 6-7 месяцев.

  Первоначально внимание  выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение выделяет из окружающего  мира эмоций, речи человека отличительные  признаки, предметы и действия  с ними. За сосредоточением идёт  развитие познавательного отношения  к окружающему.

  Третья стадия развития  внимания связана с началом  использования самим ребёнком  его собственных телодвижений  и произносимых им звуков для  управления внимания взрослых  людей. Для того чтобы привлечь  внимание взрослого к чему-либо, что в данный момент времени  интересует ребёнка, он поворачивает  голову в сторону интересующего  его предмета, или протягивает  к нему руки.

   Появление свойств  внимания способствует зарождению  более сложных форм поведения  и деятельности.

  В раннем детстве,  от года до трёх, развитие внимания  происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной  деятельности. Ребёнок начинает  разумно реагировать на обращённые  к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его  внимания, а также сам приступает  к использованию речи для управления  внимания окружающих людей. В  развитии внимания у ребёнка  можно отметить диффузный, неустойчивый  характер. Ребенок, заметив новую  игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. В этом возрасте  внимание непроизвольное, слабо  концентрировано, неустойчиво, небольшой  объём, наблюдаются трудности  переключения и распределения.  В процессе развития речи, под  влиянием речевых инструкций  взрослого у ребёнка складываются  предпосылки для развития произвольного  внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действия с ними, на которых сосредоточивается  ребёнок. Развитие произвольного внимания (на втором – третьем году жизни ребёнка) является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием волевых качеств. Это четвёртая стадия развития внимания.

  Пятая стадия развития  внимания характеризуется тем,  что ребёнок начинает использовать  речь для управления собственным  вниманием. На этот период развития  внимания приходится появление  у ребёнка особой формы речи, эгоцентричной, и начало процесса  формирования внутренней речи, которая  служит средством регуляции собственного  мышления и внутреннего внимания  ребенка.

  В дошкольном возрасте  условия жизни ребёнка расширяются  от семьи до пределов улицы,  города, страны. Своё внимание ребёнок  организует на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте  возрастает концентрация,  устойчивость  внимания, оно становится опосредованным, складываются элементы произвольности  в управлении, появляются элементы  послепроизвольного внимания. Внимание  связано с интересами ребёнка  к деятельности, игре.

  Шестая стадия развития  внимания ребёнка характеризуется  тем, что у него появляется  полноценное произвольное внимание, регулируемое с помощью достаточно  развитой внутренней речи. Это  происходит в возрасте от 5-6 лет,  перед поступлением в школу.

  В развитии внимания  существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе  умственного развития: внимание, опирающееся  сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные  связи. В результате расширяется  объём внимания ребёнка. Развитие  объёма внимания находится в  теснейшей связи с общим умственным  развитием ребёнка.

  Доказано, что в среднем  взрослый человек сосредоточивает  свое внимание не более чем  на семи объектах. К шести годам  ребенок способен одновременно  воспринять не один предмет  (как это было в четыре-пять  лет), а даже три, причем с  достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если  ребенок воспринимает одновременно  несколько незнакомых ему предметов  или же предметов, которые близко  расположены друг к другу или,  наоборот, рассредоточены на большой  площади. Например, если ребенку  предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых  объектов.

  К шести годам не  только увеличивается количество  объектов, которые ребенок способен  одновременно воспринять, изменяется  и круг предметов, которые привлекают  внимание детей. Если в три-четыре  года внимание ребенка привлекали  яркие, необычные предметы, то  в шестилетнем возрасте - внешне  ничем не примечательные объекты.  Интерес ребенка все чаще может  вызвать загадка, вопрос. Да и  в тех объектах, которые нравились  ребенку раньше, он начинает замечать  иное. Его все больше интересует  сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие,  необычные предметы. В облике  человека, его поведении, одежде  ребенок замечает детали.

Информация о работе Пути совершенствование произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста