Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [23, 24].

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Мнемические процессы их развитие
1.1. Понятие о мнемических процессах…………………………………………..8
1.2. Как эффективно научить запоминать (формы и методы развития памяти)…………………………………………………………………………24
1.3. Возможности учителя по развитию памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………...…………………35
Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста
2.1. Констатирующее исследование …..………………………………………….44
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………….44
2.3. Контрольное исследование………………………………………………..…44
Заключение ………………………………………………………………………....46
Список литературы ……………………………………………………………...….49
Приложения …………………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая 2 год.doc

— 4.20 Мб (Скачать файл)

Теория ретроактивного и проактивного торможенияи говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание). Например: немудро мосле математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

   Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

Забывание нельзя противопоставлять  запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Жан-Жак Руссо и Эдгар По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить» [30,119].

       Память – одна из самых уязвимых способностей человека, и многообразные нарушения весьма распространены, хотя большинство людей их у себя не замечает, или замечают слишком поздно. Типичные расстройства памяти наглядно демонстрируют и зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять память именно как психологический феномен.

Таким образом, память —  это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

          К процессам памяти относятся  запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание – процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. «Существенным условием запоминания является понимание» [35, 117].

       Сохранение – динамический процесс, совершающийся на основе организованного усвоения, переработки материала.

       Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

       Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. с помощью забывания человек избавляется от бесчисленных деталей и облегчает возможность общения.

 Память необходима  человеку, - она позволяет ему  накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

 

1.2. Как эффективно научить запоминать (формы и методы развития памяти).

          В чём  дело, если ребёнок  всё же  не может выучить  заданный материал? 

С первого дня обучения  в школе ребёнок должен многое заучить. Однако

он ещё не знает  «техники» заучивания, не знает приёмов, облегчающих запоминание, не умеет  проверять степень запоминания. Как правило, не зная всего этого, ученик идёт по пути «наименьшего сопротивления», заключающегося в дословном механическом заучивании, исключающем осмысливание логических связей в содержании, в частях материала. Поэтому важной задачей учителя является обучение школьников запоминанию, ознакомление их с приёмами, схемами осмысленного заучивания. Это значительно повышает эффективность запоминания и последующего его воспроизведения. Дети с плохой памятью нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.

Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминает ученик, и внимание в процессе усвоения и воспроизведения материала. А.С.Пушкин проявлял исключительный интерес к поэзии. Стихи он очень любил, читал с увлечением и поэтому легко их запоминал. Современники поэта отмечали, что стоило А.С.Пушкину только прочесть раза два страницу какого-нибудь стихотворения, и он уже мог повторить его наизусть. Исключительной памятью на поэтические произведения отличался и Владимир Маяковский. У музыканта Рахманинова была хорошо развита слуховая память, у многих художников – зрительная, у спортсменов – моторная.

Большое значение для  запоминания имеют чувства. Всё, что связано с радостью, с печалью, с гневом, удивлением запоминается быстрее, прочнее, охотнее, чем то, к чему ребёнок относится безразлично. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, тогда ребёнок способен запомнить в 2 раза больше. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает его интереса. Он пассивен. Конечно, он что-то усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, т.к. учёба их не захватывает. Занимательность может быть задана неожиданной для ученика постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни.

Важным условием хорошего запоминания является понимание  того, что надо усвоить. Если мысли, которые надо запомнить, не ясны ученику, он начинает их механически заучивать, дословно зазубривать. Подобная учебная работа только вредит его умственному развитию, а то, что выучено таким образом, быстро забывается.

Очень важно также  поставить перед собой задачу – прочно и надолго усвоить. Если ученик учит урок только для того, чтобы  завтра ответить учителю, то обычно усвоенное  с этой целью быстро забывается. Если же школьник учит с мыслью о  том, что данный материал надо помнить долго, т.к. он пригодится в жизни, то и усвоение его будет более быстрым и прочным.  

Многие школьники сводят процесс заучивания к многократному  чтению заданного. И вот ученик читает весь текст несколько раз, пока ему  не покажется, что он уже всё знает, а на следующий день, отвечая урок, с досадой убеждается, что помнит его плохо. Надо учить по-другому: чередовать восприятие с припоминанием. Прочёл ребёнок текст один раз – пусть закроет книжку и постарается пересказать. Если не всё запомнил, пусть прочтёт снова и вторично попытается пересказать, и так, пока не запомнит.

Обычно дети не любят  так заучивать, а норовят перечитывать без воспроизведения. Почему? Да потому, что читать несколько раз подряд до кажущегося запоминания легче. Ведь попытка воспроизведения – это волевое усилие, а читать – почти не нужно труда. Но и эффект получается гораздо меньший.

Большое значение для  усвоения учебного материала имеет  соединение запоминания с деятельностью, требующей мышления, активности. Если ученик в процессе запоминания сравнивает, обобщает, делает выводы, то тогда процесс усвоения становится особенно сознательным, и поэтому протекает более успешно.

Наличие знаний по тому учебному предмету, по которому усваивается  материал, также служит благоприятным условием для запоминания, т.к. при этом новое легче и прочнее связывается с тем, что уже известно.  

Запоминание – труд нелёгкий, поэтому  важным условием усвоения учебного материала  является настойчивость, упорство в  работе, умение не бросать её на половине, а добиваться полного и прочного запоминания. Волевые усилия ведут к развитию произвольной памяти. Это – волевые качества, без которых невозможна серьёзная умственная работа.

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков – символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определённые связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой знаков, приведение материала в систему, удобную для запоминания и сохранения в памяти.  

 На необходимость этого указывали  многие выдающиеся люди. Знаменитый  русский полководец А.В.Суворов,  поражавший всех исключительной памятью, дал такое образное сравнение: «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и поэтому надобно скорее всё укладывать, куда следует.»

Чтобы запоминаемый материал хранился в определённой системе, надо провести некоторую работу над его содержанием. Начать с общего ознакомления. Главная цель при этом – постараться всё понять и определить основные мысли автора. После этого прочитанный материал, особенно если он большой, следует разбить на части (в соответствии с основными мыслями), для чего перечитать ещё 1 - 2 раза, подумать над содержанием и озаглавить каждую часть. Таким образом, к изучаемому тексту составляется план. Заголовки станут опорными пунктами, помогающими запомнить материал в целом. Когда какую-то часть материала трудно воспроизвести не следует сразу же заглядывать в учебник. Усилия, применяемые при припоминании, способствуют прочности усвоения. Запоминать по частям надо только большой и трудный текст. Усвоив каждую часть в отдельности, необходимо повторить уже весь материал в целом, обратив внимание на связь между отдельными смысловыми частями текста. Воспроизведение полезно чередовать с повторным чтением до тех пор, пока весь материал не будет усвоен. Воспроизведение делает более активным процесс усвоения, который происходит быстрее и бывает прочнее. Кроме того, когда ребёнок сам себе пересказывает прочитанное, его внимание лучше сосредотачивается на материале.

Более прочному  запоминанию помогает самостоятельное составление всевозможных схем, рисунков, планов, потому что прежде чем выполнить задание, ученик должен придумать их, найти способ изобразить. Очень полезна различная самостоятельная творческая работа, а также поиски наиболее удобных способов запоминания. Для развития смысловой памяти я приучаю детей самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы в различных справочниках, энциклопедиях, словарях. В моём классе есть дети, которые умеют выполнять подобную работу, знают, откуда можно почерпнуть нужные сведения, самостоятельно «докапываются» до них, что приводит к прочному запоминанию материала. 

Огромное значение для  запоминания имеет повторение материала. Об этом говорит и народная пословица: «Повторение – мать учения». Но и  повторять надо разумно и правильно. В одном из исследований учащимся давалось заучивать отрывки художественных произведений, а затем проверялось, что дети  помнят  через некоторое время.

       В педагогической практике учителя используют различные приемы запоминания, обучают им своих учеников. Например, как лучше заучивать правила русского языка, как запоминать словарные слова, как использовать пиктограмму при изучении некоторых отвлеченных понятий.

Правила русского языка.

Каждый учитель знает, что они с трудом запоминаются и легко забываются. Для перехода заученного материала из кратковременной  памяти в долговременную важную роль играет многократное повторение материала, в данном случае правила, постоянное «мелькание» перед глазами, т.е. все то, что способствует длительному запоминанию. Тут поможет игра «В слово». Учащиеся называют по одному слову из правила по порядку. Например, первый ученик произносит слово «чтобы», второй – «проверить», третий – «безударную», четвертый – «гласную т т.д. Правило читается несколько раз. Секрет запоминания в том, что отвечающие произносят только одно слово из правила, но по правилам игры вынуждены держать в уме все правило, при чем длительное время (пока игра продолжается), так как неизвестно, какое из слов ему достанется в следующий раз. Другие игры связаны с рассказыванием правила в разных вариантах и ролях.

  1. Расскажи правило по телефону маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок.
  2. Расскажи правило так, как рассказал бы неграмотной бабушке, первокласснику, иностранцу, который плохо знает русский язык.
  3. Игра «Поучи правило попугая» (играют вдвоем). В роли учителя – ученик, хорошо усвоивший правило, в роли "попугая" - ученик, который нуждается в повторении правила. Игрок "учитель" произносит правило по частям, "попугай" повторяет за "учителем".
  4. Поучи правилу свою собаку, кошку, снеговичка на улице.
  5. Передай правило по радио или с экрана телевизора как самую свежую новость: "Внимание! Передаем последнее известие. Учащиеся 3 "А" класса "Образовательного центра" ОАО "Газпром" только что сделали открытие. Оказывается, в русском языке есть непроизносимые согласные...
  6. Другие игры связаны с рассказыванием правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело, торжественно, восторженно, с вопросительной интонацией и т.д.
  7. Для тех мест в правиле, которые запоминаются с трудом, нужны особый "уярчения": суффиксы -ОЧК-, -ОВ- похожи на круглые линзы ОЧКОВ.


 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

Теперь о приемах по "усилению" орфограммы при заучивании словарных слов.

  1. "Нарисуй-ка" используется тогда, когда запоминаемая орфограмма своими начертаниями напоминает сам предмет. Запоминание будет эффективно, если учащиеся запишут такие слова необычно.
  2. Возвращение в забытую этимологию слова. Иногда обращение к истории слова помогает найти самого важного "родственника" - проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой. Оказывается, например, что непроверяемая прежде "о" в слове паспорт может быть проверена словом порт; брошюра - брошь, перчатка - перст, так как эти слова - родственные.
  3. Придумывание шуточных предложений для "усиления" запоминания орфограмм. Вот как, например, можно запомнить написание в словах двойных согласных: Алла гуляла по аллее, а Галя была в галерее. У корректора 2 ручки. У комментатора 2 микрофона. На террасе растут 2 розы. Именно РОЗЫ, так как в слове пишется "РР", а не "СС".

Информация о работе Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов